Автор Тема: Ритмика. Подход к ритмике в разных школах, культурах и т.д.  (Прочитано 16146 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн jitoff

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 125
  • Репутация: +15/-0
Че Бурашка, это примерно тоже что разница между грубой и изысканной пищей. по мере развития вкуса грубая пища перестает удовлетворять.
музыкальный ритм воздействует на тело, пробуждая ощущение движения в теле. образно говоря, тело - это сложная система, состоящая из множества маятников с разной частотой колебаний. пульсация, заданная в музыке, возбуждает в теле ощущения колебаний тех или иных маятников. но человек физически закрепощенный, с плохо развитой культурой движений, сможет воспринять только базовую пульсацию - четырех дольный ритм в среднем темпе с акцентами на сильных долях. для таких музыкантов любая синкопа становится камнем преткновения, дезориентирует, выбивает из метра. для того чтобы всегда уверенно держать заданный темп, никуда не сползая, необходимо ощущать пульсацию хотя бы на уровне 8-ых. а лучше 16-х. поэтому, всё что развивает более тонкие ритмические ощущения (в том числе и освоение сложных размеров), крайне полезно для любого музыканта.
« Последнее редактирование: Октября 19, 2008, 01:25:54 от jitoff »

Оффлайн duke

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1545
  • Репутация: +257/-71
  • The Beginning Of The End Of Extraction
Очень понравился Angel Dimitrov! Вообще о болгарах практически ничего не знал:(
А что скажете по поводу турков?))) вообще полные инопланетяне!
_http://www.youtube.com/watch?v=vQ_XfIhMrEg
Или вот такой вот переменный штрих на bağlama (это уже скорее про вечно актуальное шреддерство)
_http://www.youtube.com/watch?v=ZXJAzS70r0M&feature=related
Если у кого альбомчик желательно инструментальной народной музыки на bağlama завалялся - буду рад его заполучить:P

Оффлайн Че Бурашка

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1472
  • Репутация: +118/-2
Че Бурашка, это примерно тоже что разница между грубой и изысканной пищей. по мере развития вкуса грубая пища перестает удовлетворять.
музыкальный ритм воздействует на тело, пробуждая ощущение движения в теле. образно говоря, тело - это сложная система, состоящая из множества маятников с разной частотой колебаний. пульсация, заданная в музыке, возбуждает в теле ощущения колебаний тех или иных маятников. но человек физически закрепощенный, с плохо развитой культурой движений, сможет воспринять только базовую пульсацию - четырех дольный ритм в среднем темпе с акцентами на сильных долях. для таких музыкантов любая синкопа становится камнем преткновения, дезориентирует, выбивает из метра. для того чтобы всегда уверенно держать заданный темп, никуда не сползая, необходимо ощущать пульсацию хотя бы на уровне 8-ых. а лучше 16-х. поэтому, всё что развивает более тонкие ритмические ощущения (в том числе и освоение сложных размеров), крайне полезно для любого музыканта.
Вот я и хочу в это всё поглубже вникнуть. Можно на каких нибудь музыкальных примерах попроще это объяснить?

Оффлайн jitoff

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 125
  • Репутация: +15/-0
Че Бурашка, вот две версии одной песни. Размер 6/8.

_http://butt-head.ru/listen/300271/
_http://butt-head.ru/listen/259611/

первый вариант ритмически весьма прост, преобладают акценты сильных долей. Если бы не ритмическая независимость мелодии и некоторая полиритмичность партий в проигрыше, композиция получилась бы довольно примитивной в плане ритма.

Второй вариант отличает полиритмическая фактура, партии по большей части ритмически независимы, благодаря чему возникает сложная многослойная пульсация. Для неподготовленного уха в некоторых частях композиции будет не простой задачей определить где тут сильная доля. особенно во второй части проигрыша. Но благодаря всему этому народная мелодия приобрела уникальное звучание, её можно считать шедевром в своем роде.

Послушай оба варианта и проанализируй ритмические ощущения.
« Последнее редактирование: Октября 19, 2008, 14:42:17 от jitoff »

Оффлайн muzz Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 515
  • Репутация: +92/-15
Че Бурашка, для того чтобы всегда уверенно держать заданный темп, никуда не сползая, необходимо ощущать пульсацию хотя бы на уровне 8-ых. а лучше 16-х. поэтому, всё что развивает более тонкие ритмические ощущения (в том числе и освоение сложных размеров), крайне полезно для любого музыканта.

зацените Snoopy is back in town

Как легко на слух воспринимается смена ритмов..

Кстати оч интересно какой подход к ритмике в российских музыкальных учереждениях, кто-нить может поделиться опытом?

Во Франкфурте в джазовой академии (Frankfurter Musikwerkstatt - FMW) кстати есть предмет называется RhythmTraining, все студенты садятся в бааальшой такой круг, у каждого бонги или что-то вроде того, и начинается групповое "отстукивание" в разных темпах )
« Последнее редактирование: Октября 20, 2008, 00:56:47 от muzz »

Оффлайн Че Бурашка

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1472
  • Репутация: +118/-2
jitoff, Ну с этим примерно понятно, спасибо. А как насчёт нечётных размеров типа 5/8 или7/8? Все говорят, что это очень круто и только для ПОНИМАЮЩИХ, но никто толком не может объяснить почему.

Оффлайн jitoff

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 125
  • Репутация: +15/-0
Че Бурашка, ну наверное "круто" потому что сложно. сложно как для восприятия так и для исполнения. потому что не типично для распространенных у нас музыкальных форм. на самом деле интересно было бы спросить об этом болгарских музыкантов, как это с их точки зрения, ведь для них это родная стихия, и возможно в их понимании тут нет ничего особо крутого. а для нас это экзотика и этим оно и привлекательно.

 muzz, могу сказать что в питере ни в мусоргском ни в "кульке" специальных занятий по развитию чувства ритма к сожалению не проводится. только в рамках программы по специальности учат работать с метрономом и обращают внимание на разные нюансы связанные с ритмом.
из не государственных заведений есть так называемая школа ритма Голубева. Игорь Голубев, ныне покойный, будучи барабанщиком и имея физкультурное образование разработал систему развития чувства ритма через движения. идеи интересные, но на практике воплощены однобоко, потому что всё заканчивается на отработке ощущений на уровне четвертей. но при грамотном подходе эти идеи и упражнения приносят пользу.
« Последнее редактирование: Октября 19, 2008, 23:15:42 от jitoff »

Оффлайн muzz Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 515
  • Репутация: +92/-15
из не государственных заведений есть так называемая школа ритма Голубева. Игорь Голубев, ныне покойный, будучи барабанщиком и имея физкультурное образование разработал систему развития чувства ритма через движения. идеи интересные, но на практике воплощены однобоко, потому что всё заканчивается на отработке ощущений на уровне четвертей. но при грамотном подходе эти идеи и упражнения приносят пользу.

вот улыбнуло :)  http://video.mail.ru/mail/pantin-d/shkola-ritma/5.html

сайт нашел: http://www.shkola-ritma.narod.ru
« Последнее редактирование: Октября 20, 2008, 00:57:20 от muzz »

Оффлайн SATCHA

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 338
  • Репутация: +73/-23
  • "Bad artists copy. Good artists steal". PP
Re: Ритмика. Подход к ритмике в разных школах,
« Ответ #23 : Октября 20, 2008, 03:56:32 »
...а дело, имхо, в самом восприятии ритма и соответствующей реализации ритмического потока - это игра не "в метроном" с критерием попал-непопал и "просчитывание" каких-то размеров, долей-четвертей, а свободное, естественное движение ритмо-мелодических формул на основе, типа, танцевальных движений.  Получается, что ритм как бы не дискретно-просчитываемый, а континуально-интуитивный.
Я это не утверждаю - мне так кажется.
Я согласен во многом!!! Но... проблема, как мне кажется... как ВСЕ ЭТО объяснить человеку который только начинает заниматься ритмом??? Даже если он слухом "понимает"  что ХОРОШО, а что плохо. (хотя бывает редко в начале).

Лично я убежден...что ... пока человек не проведет большое количество времени играя В МЕТРОНОМ и именно попал-непопал, ничего РЕАЛЬНОГО дальше небудет!!!! Если человек неможет играть ровно, то  такие понятия, как swing, полиритм и еще много всего просто ему недоступны. То есть он не понимает и не чувствует микроны времени вперед или назад (я так это называю), потому что сам играет неровно.... внутри нет "стержня" от которого можно "оттолкнуться".

Конечно, слух и ритм связаны неразрывно... но РИТМ, я думаю, сложнее воспитать, потому что это не только слуховой опыт, но и физический... который нужно пропустить через себя занимаясь не только на гитаре.... вернее... на гитаре в последнюю очередь....

Проблема российского опыта в борьбе за освоение "правильного" чувствы ритма - это, то что многие (и педагоги и студенты) воспринимают ритм (и тем более занятия под метроном) как, возможность выучить какую - нибудь фигуру, а не занимаются ВОСПИТАНИЕМ чувства и понимания. Говорю это потому , что сам много "копьев"  наломал в этом вопросе.


...могу сказать что в питере ни в мусоргском ни в "кульке" специальных занятий по развитию чувства ритма к сожалению не проводится.
Их не проводят НИГДЕ!!!! Их не проводят ВЕЗДЕ!!!! Как и еще одна проблема для гитаристов - это, то что всех учат и все хотят научится играть "ЛИНИИ", а простой аккомпанемент в стиле и с РИТМОМ проблема.  О сольной гармонической игре я вообще молчу. Хотя на выпускном экзамене от всех это требуется. прошу прощения за оффтоп.

Возвращаясь к теме:

разрешите представить - KONOKOL :)

http://www.konnakol.org/

<a href="http://www.youtube.com/v/4Z84CnmymUI&amp;hl=en&amp;fs=1" target="_blank" rel="noopener noreferrer" class="bbc_link bbc_flash_disabled new_win">http://www.youtube.com/v/4Z84CnmymUI&amp;hl=en&amp;fs=1</a>

Вот тебе и школа Голубева....

По поводу нечетных размеров...

<a href="http://www.youtube.com/v/yK7hsvdjHwg&amp;hl=en&amp;fs=1" target="_blank" rel="noopener noreferrer" class="bbc_link bbc_flash_disabled new_win">http://www.youtube.com/v/yK7hsvdjHwg&amp;hl=en&amp;fs=1</a>

И еще .... советую послушать последний альбом Джона Маклафлина. Это шедевр!!! (это все по нашей теме)


зацените Snoopy is back in town

Как легко на слух воспринимается смена ритмов..

И Вы зацените ..... http://www.sendspace.com/file/onkr12

Это Sylvain Luc и песня Night In Tunisia. Я думаю с размером разобраться будет легко, но как он и команда вцелом "живут" в нем ... откуда это... ??? Особенно первая интерлюдия с 1.02 и выход на гитарное соло... 
Как же это клево!!!!!!!!
« Последнее редактирование: Октября 20, 2008, 05:11:03 от SATCHA »

Оффлайн jitoff

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 125
  • Репутация: +15/-0
ну да, тока с джазом и фьюженом всё понятно. это современные продукты, и из чего они приготовлены нам известно. интереснее то, откуда ЭТО в этнической музыке, зарождавшейся несколько тысячелетий назад, на которую теперь и опираются современные стили. и почему ЭТО присутствует не во всех культурах, а лишь в некоторых. или, по крайней мере, в некоторых оно явно преобладает...
« Последнее редактирование: Октября 20, 2008, 09:36:42 от jitoff »

Оффлайн duke

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1545
  • Репутация: +257/-71
  • The Beginning Of The End Of Extraction
SATCHA, Кайф! очень любопытные сслыки, детишки порадовали, у них в их года уже есть отличный фундамент для любой современной музыки - уверен что перенести такие навыки на гитару - дело несравненно более простое чем наоборот - какие-то гитарные навыки пытаться причесать под метроном с чем большинство у нас неизбежно сталкивается.. Классное исполнение Сильвейна(кстати я тут как раз сижу на его альбоме Trio Sud уже с месяц) Из гитаристов такой уровень ритмического мышления имеют совсем немногие а точнее - единицы.. Сопоставимо с фразировкой AH образца 2000, хотя и дух и идеи совершенно разные;)
jitoff, кстати, тот же вопрос возник.. возможно что западная цивилизация изначальна была меньше других культур ориентированна на ритм.. опять же можно найти простое объяснение - разные климатические условия(холодный запад, горячий ближний восток, африка,в америке - латиносы имеют чувство ритма на несколько порядков круче североамериканцев - латина, сальса, босса и т.п), соотв. разный темперамент, танцы(вычурные и строго регламентированные в средневековой европе, развязные на юге).. реально, в плане ритмики южане априори сильно круче нас(и европейцев, и тем более, тотально вмерзших в 4/4русских(с нашим то климатом)) Другой вопрос что все нарабатывается, хоть и понимание того что именно надо нарабатывать может и совсем не сразу прийти..
И последний момент - на мой взгляд на юге и востоке в основном привязка музыки ближе к трансу и медитации, на западе же(в смысле традиционная европа) либо к религиозному трепету, либо к этикету, либо к словам(в песенном жанре)..
что думаете?

Оффлайн Silent

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1297
  • Репутация: +729/-175
  • Зарегистрированный

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 818
  • Репутация: +104/-2
мне кажется, или действительно в видео John McLaughlin /S.Ganesh Vinayakram- Gateway to Rhythm  триоли "ТА-ки-та, ТА-ки-та" (кроме разве что первой) он поет сильно неровно?

jitoff, а что там было по ссылке http://butt-head.ru/listen/300271 ? сейчас говорит - не найдено.
« Последнее редактирование: Октября 20, 2008, 14:04:39 от Andrew_G »

Оффлайн fa$hi$t

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 18
  • Репутация: +0/-1
Извините, что прерываю вашу столь увлекательную беседу :loungelizard:, но мне кажется что для словянского этно более характерен размер 3/4, возмите ту же "Во поле береза стояла". А что касается происхождения ритмов, тоесть склонность лодей той или другой этнической группы к отдельным ритмическим фразам, следует заметить их схожесть, с ладами, столь многочисленное существование которых обусловлено национальным колоритом  :buba: :ukr2:, стилем жызни разных народов мира:alcoman: . Кто в 4/4, кто в 3/4, кто 6/8,  :-[ все обусловлено общим настроением композиций  .

Оффлайн jitoff

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 125
  • Репутация: +15/-0
Andrew_G, если полностью скопировать ссылку (включая знак "/" в конце) то всё должно открыться :)