Автор Тема: Слух и подборы на него!  (Прочитано 24485 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Алиса84 Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Слух и подборы на него!
« : Сентября 26, 2018, 21:52:52 »
Подбор на слух всегда являлся популярной темой. В чём же фокус с точки зрения теории!? ???

Чем она помогает, а чем разрушает представления!? ???  Почему-то у большинства русскоязычных блогеров нет ответа на многострадальные вопросы! Лично в плане гитары увидела какие-то смешные реплики из серии надо перезажимать 6-ую струну от первого лада до 12-го, чтобы подобрать гармонию, а чтобы подобрать мелодию нужно определить "народный" лад! Некоторые подбирают исключительно по пентатонике! То есть где нота совпадает, там и понеслось! Вообще всё очень не структурировано!!! Хотелось бы от форумчан более конкретных решений на этот счёт и своего видения, своих решений и подсказок основанных на собственном опыте! ;)

Артём рассказал, как надо возюкать по шестой струне!:

https://www.youtube.com/watch?v=yuExNb0HVJM

Максим отталкивается от мажоро-минора!:

https://www.youtube.com/watch?v=YP9wsWqu7TM

Женя предлагает работать от пентатоники:

https://www.youtube.com/watch?v=mWHY6KCTlKU


 

... и добавил:

Ну а электрогитаристы предлагают это:

https://www.youtube.com/watch?v=NuhuQsJMv_o
« Последнее редактирование: Сентября 26, 2018, 22:04:16 от Алиса84 »

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
  • Репутация: +284/-2
Re: Слух и подборы на него!
« Ответ #1 : Сентября 26, 2018, 22:27:38 »
Лично в плане гитары увидела какие-то смешные реплики из серии надо перезажимать 6-ую струну от первого лада до 12-го, чтобы подобрать гармонию

ну вроде бы все правильно. возьмем простую дворовую чесанину. алгоритм примерно такой: подбираем бас "перезажимом 6 струны" (с), получаем порядок аккордов, остается определить на слух мажорность-минорность и вуаля. это без опыта и знания теории. с опытом тем же перебором 6 струны определяем тональность (читай тот же бас первого аккорда), остальные аккорды уже в голове благодаря пособию Дмитрия Малолетова (кстати, на удивление, у меня получилось все последовательности правильно пропеть в голове до того, как сыграл на гитаре, рад за себя). элементарную теорию хоть и выучил, но все равно по привычке подбираю на слух)

Оффлайн Алиса84 Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Слух и подборы на него!
« Ответ #2 : Сентября 26, 2018, 22:42:10 »
остальные аккорды уже в голове благодаря пособию Дмитрия Малолетова (кстати, на удивление, у меня получилось все последовательности правильно пропеть в голове до того, как сыграл на гитаре, рад за себя).

А что Дмитрий Малолетов писал про подбор на слух?  ??? Или вы просто об аккордах, которые никогда не слышали!? ??? Как подбор на слух начинать нужно с вашей точки зрения? :)

... и добавил:

Если что, то я поняла, что вы с баса начинаете! Как определяете "ступени"в аккордах? ???
« Последнее редактирование: Сентября 26, 2018, 22:48:14 от Алиса84 »

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
  • Репутация: +284/-2
Re: Слух и подборы на него!
« Ответ #3 : Сентября 26, 2018, 23:04:31 »
А что Дмитрий Малолетов писал про подбор на слух?  ??? Или вы просто об аккордах, которые никогда не слышали!? ??? Как подбор на слух начинать нужно с вашей точки зрения? :)

по поводу ДМ - он недавно презентовал здесь пособие
(нажмите чтобы показать/спрятать)
там популярные последовательности, которые необходимо изучить и запомнить на слух.

второй вопрос я не понял (см. никнейм :crazy:)

а насчет подбора - я выше описал, как это делал я (касательно гармонии). мелодию тоже перебором нот раньше подбирал, теперь простые мелодии почти всегда могу сходу повторить, найдя перебором первую ноту :)


... и добавил:

Как определяете "ступени"в аккордах? ???

да как-то раньше без ступеней обходились. о каких ступенях речь?) может я неверно истолковал вопрос - я предполагаю наличие самых базовых знай об аккордах, т.е. простые аппликатуры ам дм е ж с ф и так далее )) подставляем их в подобранный басовый ход и получаем гармонию)
« Последнее редактирование: Сентября 26, 2018, 23:10:23 от dura4ok »

Оффлайн Мастер Михалыч

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3821
  • Репутация: +2162/-48
  • In distortion I trust
Re: Слух и подборы на него!
« Ответ #4 : Сентября 26, 2018, 23:59:48 »
я никак не подбираю на слух, потому что на слух не умею определять ноты. (тренажеры слуха тут бесполезны. потому что я не понимаю какая нота звучит, её не с чем сравнить)

Но однажды на местном музыкальном форуме, кто-то решил дать мне задание, "сумеет ли Михалыч   сыграть блюз под минус?".
соответственно, чтобы   сыграть с виртуальным ансамблем, нужно определить тональность. А как это сделать?

я запустил трек и включил тюнер. И стал смотреть какие ноты возникают на тюнере и записывал эти ноты на бумагу. 
Последовательность звучащих нот позволила узнать тональность.

потом в одной мобиле я запустил минус, а другой мобилой сделал запись:

https://www.youtube.com/watch?v=-OWk6lqG3-A

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
  • Репутация: +284/-2
Re: Слух и подборы на него!
« Ответ #5 : Сентября 27, 2018, 10:29:29 »
новая эра блюза, запомните этот пост!

... и добавил:

обратил внимание на такой момент: если мне не изменяет память, в первых постах Михалыч часто утверждал, что не знает нот, не может их запомнить и т.д., чуть позже он начал демонстрировать плоды самообучения и уже более менее освоил ноты, тональности, лады и все это становление происходило в 2018 году. и вот выше он рассказывает, что определил тональность по нотам и выкладывает ролик 2016 года. ай-яй-яй. нехорошо менять показания
« Последнее редактирование: Сентября 27, 2018, 10:43:47 от dura4ok »

Оффлайн Алиса84 Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Слух и подборы на него!
« Ответ #6 : Сентября 27, 2018, 17:58:30 »
я никак не подбираю на слух, потому что на слух не умею определять ноты. (тренажеры слуха тут бесполезны. потому что я не понимаю какая нота звучит, её не с чем сравнить)

Но однажды на местном музыкальном форуме, кто-то решил дать мне задание, "сумеет ли Михалыч   сыграть блюз под минус?".
соответственно, чтобы   сыграть с виртуальным ансамблем, нужно определить тональность. А как это сделать?

я запустил трек и включил тюнер. И стал смотреть какие ноты возникают на тюнере и записывал эти ноты на бумагу. 
Последовательность звучащих нот позволила узнать тональность.

потом в одной мобиле я запустил минус, а другой мобилой сделал запись:

Вы прямо как-то категорично, мол не умею определять ноты и поэтому не подбираю. ;D А если попробовать? Ведь это не сложно слышать ноты для начала просто относительно друг к другу по звуковысотности. Вы же унисон слышите или скажем, что одна нота выше другой? ??? Тюнер, конечно, вещь хорошая, но как она вам помогла при импровизации блюза так и не поняла, вы же в итоге последовательности звуков уже чисто на слух выбирали и играли? 

Оффлайн Мастер Михалыч

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3821
  • Репутация: +2162/-48
  • In distortion I trust
Re: Слух и подборы на него!
« Ответ #7 : Сентября 27, 2018, 18:14:23 »

обратил внимание на такой момент: если мне не изменяет память, в первых постах Михалыч часто утверждал, что не знает нот, не может их запомнить и т.д., чуть позже он начал демонстрировать плоды самообучения и уже более менее освоил ноты, тональности, лады и все это становление происходило в 2018 году. и вот выше он рассказывает, что определил тональность по нотам и выкладывает ролик 2016 года. ай-яй-яй. нехорошо менять показания
ноты на нотном стане запомнить сложно. я их до сих пор   считаю, пальцы загибая.
ноты на грифе запомнить проще, но так у меня много гитар и у всех разные строи, то тоже приходится долго думать. Сейчас я осваиваю на одной гитаре стандартный строй --- очень сложно. Плохо всё получается. Этот сдвиг в б.терцию между 3 и 2 не дает поставить барре, а сдвиг между 3 и 1 в б.сексту вообще мешает что либо сделать.

я то привык, что у меня между 3 и 1 или квинта или октава, а тут б.секста.... пальцы вообще не слушаются...постоянно ошибаюсь с интервалами..
Терция всё портит, потому что кварта+секунда  это удобно для барре, кварта + квинта --- это удобно для барре, а если кварта + терция, то тут  барре стоит на нежелательной ноте и надо освобождать ещё один палец и затыкать "барре плюс один лад". 
но я пытаюсь, ибо, мне кажется: что каждый гитарист обязан суметь освоить стандартный строй.
--------------
начал я изучение гитары три года назад с последовательности тон-полутон-тон-тон  и тд, то есть последовательность натурального звукоряда.
потом эту последовательность стал сдвигать на грифе гитары.

зарегистрировался на гитарплеере в 2018 году и поэтому естественно не мог участвовать в обсуждениях в 2016.

... и добавил:

Вы прямо как-то категорично, мол не умею определять ноты и поэтому не подбираю. ;D А если попробовать? Ведь это не сложно слышать ноты для начала просто относительно друг к другу по звуковысотности. Вы же унисон слышите
унисон я слышу по вау-вау-вау эффекту (это модуляция огибающей двух примерно одинаковых частот)

Цитировать
или скажем, что одна нота выше другой? ???
с этим хуже, так как на коробочках со струнами не пишут, нота какой октавы должна быть, и поэтому натягивая ноты по тюнеру, струны иногда рвались, так как было неизвестно до  G3 или G4 надо натягивать струну.

теперь я умный, натягиваю струну до комфортного состояния и догоняю до ближайшей ноты.
---------------
есть такая программа для  "андроид"smart chords
в ней есть трениловалка: звучит нота и надо отгадывать высоту.  можно выбрать отгадывалку из трех нот, а можно из 12.

И из трех нот отгадывать сложно. потому что непонятно с чем сравнивать. предыдущий звук уже выветрился из головы.
процент попадания выше чисто случайного,
если у нас три ноты, то случайный процент попадания будет 33%,  а у людей со слухом будет 100%.
у меня где-то 60% получалось. 

Цитировать
Тюнер, конечно, вещь хорошая, но как она вам помогла при импровизации блюза так и не поняла, вы же в итоге последовательности звуков уже чисто на слух выбирали и играли?
тюнер показал ноты A F# и другие
увидев, что на бумажке оказалось два диеза F# и С#, я по квинтовому кругу нашел, что это тональность си бемоль или Ре мажор.

на тюнере какая-то нота чаще показывалась, и потом на  на гитаре она чаще попадала в унисон, (сейчас, изучив гитарплеер, я бы предположил что это тоника)
 соответсвенно в эту ноту поставил указательный палец на грифе и стал от нее брать интервалы.

без тюнера я бы не узнал тонику и тональность.
« Последнее редактирование: Сентября 27, 2018, 18:29:36 от Мастер Михалыч »

Оффлайн NightStranger

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 596
  • Репутация: +685/-7
  • Полифония - это когда фонит много примочек
Re: Слух и подборы на него!
« Ответ #8 : Сентября 27, 2018, 19:21:45 »
Мастер Михалыч, Нифига себе как извратно! Хотя, наверно, все средства хороши.
Соглашусь с Алисой
Цитировать
Ведь это не сложно слышать ноты для начала просто относительно друг к другу по звуковысотности.
однако, добавлю от себя, что зависит от количества сыгранного материала. Чем больше сыграно, тем легче снимать, и руки сами будут нужные ноты зажимать. Это такой полуосознанный процесс становится. По крайней мере, со мной было именно так. Хотя, когда-то тоже я съем композиции считал чем-то нереальным и для себя сверх задачей. Сейчас это даже немного мешает в плане того, что отвлекает от работы над основной темой - услышал что-то новое и понеслось =)
С нотами тоже было также - чуть ли не по пальцам - потом пришло осознание, практически прозрение, что по идее, вроде бы как бы нужно ассоциировать абстрактную точечку на нотном стане с физически осязаемым положением на грифе - и как-то стало просто в разы легче. Вот как-то так.

Оффлайн Алиса84 Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Слух и подборы на него!
« Ответ #9 : Сентября 27, 2018, 20:01:30 »
тюнер показал ноты A F# и другие
увидев, что на бумажке оказалось два диеза F# и С#, я по квинтовому кругу нашел, что это тональность си бемоль или Ре мажор.

Очень странный и извращённый способ подбора, с моей точки зрения! ;D Только не си бемоль мажор, а си минор.
Но вы же потом всё равно должны определиться с тоникой будь то при импровизации будь то при подборе композиций!? А тюнер вам не поможет! :) Кстати, если вы так любите квинтовый круг, то в нём тоже заложена формула для подбора гармонии к популярным песням!

добавлю от себя, что зависит от количества сыгранного материала. Чем больше сыграно, тем легче снимать, и руки сами будут нужные ноты зажимать. Это такой полуосознанный процесс становится. По крайней мере, со мной было именно так. Хотя, когда-то тоже я съем композиции считал чем-то нереальным и для себя сверх задачей. Сейчас это даже немного мешает в плане того, что отвлекает от работы над основной темой - услышал что-то новое и понеслось =)
С нотами тоже было также - чуть ли не по пальцам - потом пришло осознание, практически прозрение, что по идее, вроде бы как бы нужно ассоциировать абстрактную точечку на нотном стане с физически осязаемым положением на грифе - и как-то стало просто в разы легче. Вот как-то так.

А как сейчас подбираете партии на слух? Пользуетесь пентатоникой, например , как в видео. Просто для меня этот способ чисто гитарный кажется, сама чаще всего на фортепиано подбираю! :) Есть ли какая наработанная схема?

 

Оффлайн Artem_Konditer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 634
  • Репутация: +124/-2
  • Тру диван
Re: Слух и подборы на него!
« Ответ #10 : Сентября 27, 2018, 20:52:52 »
Первым делом снять бас, уже будет видна рыба всей песни.
Опираясь на ноты баса проиграть все квинтами - получаем последовательность аккордов (еще без наклонения минорный-мажорный)
Выясняем минорность-мажорность аккордов, определяемся с тональностью.
Дальше уже снимать все заполнения.

Оффлайн Мастер Михалыч

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3821
  • Репутация: +2162/-48
  • In distortion I trust
Re: Слух и подборы на него!
« Ответ #11 : Сентября 27, 2018, 21:03:48 »
Очень странный и извращённый способ подбора, с моей точки зрения! ;D 
Но вы же потом всё равно должны определиться с тоникой будь то при импровизации будь то при подборе композиций!? А тюнер вам не поможет! :)
нет, я не буду определяться с тоникой и вот почему:  я не знаю зачем она нужна.
это типа "самая часто встречающаяся нота в композиции?"
позвольте, поясню.

вот например у нас есть натуральный звукоряд без знаков альтерации при ключе. тоникой может быть ЛЯ и ДО.
"а может быть у нас тоника РЕ в этом звукоряде? " --- спросит ученик начальной школы,
тогда гитарплеер ответит ему что это будет звукоряд из соседней темы "народные лады". какой-то вообщем там лад, "дорийский минор"  (я погуглил)

тогда вопрос от Михалыча: "если у нас тоникой в звукоряде без знаков альтерации может быть любая нота из семи, то тогда смысла в этом делении на "тонику" и на "не тонику" получается что нет?"
Вот выделили мы ноту ДО и назвали её тоникой... такое действие логически понятно = отделили одну ноту от семи.
ДО=тоника, а РЕ= "не тоника".   

Квинтовый круг говорит что мы можем и ДО и ЛЯ называть тоникой
а схема с "народными ладами" говорит, что тоникой можно называть также РЕ(дорийский минор), МИ(фригийский минор), ФА(), СОЛЬ() и СИ().

получается, что все ноты мы можем называть тоникой.

если у нас есть одно синее платье, а остальные других цветов, то мы можем выделять синее платье и называть его тоникой, а если у нас все семь платьев синие, то мы не можем выделить какое- либо одно.

какой смысл в использовании слова "тоника": когда у нас все ноты --- это тоника? До= тоника, Ре= тоника и так далее.

поэтому я не использую понятие "тоника" потому что теория говорит что все ноты могут быть тониками.
---------------------------
вот смотрите, открываю самоучитель Павла Вещицкого:
самоучитель познакомил
1
с натуральным мажорным рядом
2
с гармоническим мажорным
3
с мелодическим мажорным
4
с натуральным минорным, который оказался равным натуральному мажорному ряду (я долго спрашивал на местном музыкальном форуме "если нажимать все подряд слева направо белые клавиши пианино это мажор или минор?" пока наконец не получил ответ, что разные люди зашедшие в разное время в комнату услышат или мажор или минор. то есть точно определить нельзя.)
5
гармонический минорный
6
мелодический минорный
.......
ещё в интернете есть дважды гармонические лады (мажорный или минорный, тут четкого определения нет, . Наш специалист EYE упомянул, что википедия ошибается, но как должно быть я не понял... там разговор оборвался и тему снесли в оффтоп)

Вообщем, вот: самоучитель рассказал про 5 тональностей (1 совпала с 4) и завещал повторить тоже самое для всех 12 знаков альтерации из квинтового круга.

В следующей главе Вещицкий зачем-то в ля минорной тональности нафигачил 3 диеза (возможно, что это типографская опечатка), сказал что существуют некие ступени 1-4-5 (на гитарплеере их называют TDS) и дальше упомянул, что это типа "очень сложно, выходит за рамки самоучителя....играйте так" и ещё что-то про аккорды добавил.

И если уж самоучитель призвал тонику не использовать  , то я о ней и не знаю.

Свои соображения я изложил выше. Если бы не существовало "народных ладов", то я ещё как то был бы согласен выделять две ноты ДО и ЛЯ, а так получается, что выделять можно любую ноту и смысл в этом выделении абсолютно потерялся.

Цитировать
Кстати, если вы так любите квинтовый круг, то в нём тоже заложена формула для подбора гармонии к популярным песням!
с одной стороны это интересно.....

а с другой, все эти костыли типа "аккордовых последовательностей"   выражают лишь историческую точку зрения на мелодии и помогают только тем, кто хочет делать кавер-группу.

если хочется повторить известную песню, то либо ноты есть в интернете, либо есть плеер в мобиле, который повторит это лучше меня.
А когда я беру гитару, то я хочу в первую очередь получить звуки, которых у меня в мобиле нет. Поэтому "исторический экскурс" тут как бы и ни к чему.

Соревноваться с кавер группами я не могу, потому что у них есть слух, образование, и умение подбирать мелодии у песни.
Поэтому я могу тут только соревноваться с самим собой.

Для того чтобы самому делать на гитаре красивые звуки мне помог самоучитель Павла Вещицкого. 
5 тональностей умножить на 12 вариантов из квинтового круга= 60 разных последовательностей звуков.  Тут материала запоминать и работать с ним хватит на всю жизнь. 

Оффлайн Алиса84 Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Слух и подборы на него!
« Ответ #12 : Сентября 27, 2018, 21:05:51 »
Первым делом снять бас, уже будет видна рыба всей песни.

Не всегда! Как быть с обращениями и полифонией, что тоже свойственно для "примитивной попсы"!
Вы подбор начинаете с баса, а не с ритма? ???  :)



Оффлайн Artem_Konditer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 634
  • Репутация: +124/-2
  • Тру диван
Re: Слух и подборы на него!
« Ответ #13 : Сентября 27, 2018, 21:11:53 »
Это ведь зависит от композиции.
Снимая "Москву" МонголШуудана начал с фортепианной партии - она непростая (для меня неклавишника)
А там и обращения и игра интервалами и всякое такое)))
но ничего - справился
Прикладываю кусок
« Последнее редактирование: Сентября 27, 2018, 21:23:06 от Artem_Konditer »

Оффлайн Алиса84 Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Слух и подборы на него!
« Ответ #14 : Сентября 27, 2018, 21:26:07 »
нет, я не буду определяться с тоникой и вот почему:  я не знаю зачем она нужна.
это типа "самая часто встречающаяся нота в композиции?"

Ну тоника нужна, чтобы определить ладотональность! Чем вы и занимались с тюнером, насколько поняла! :)
Она не просто часто встречается, а является основным звуком, куда стремятся другие и разрешаются. Но если вы хотите нарушить всю эту функциональную связь, то должны предложить что-то в замен! Только не предлагайте "треугольники" пожалуйста! У них нет функций! :)