Итого имеем:
1) Отличить исполнителя с "плохим слухом" по его исполнению можно не всегда, и ответ никогда не будет достаточно достоверным. Выбор репертуара преподавателем для учащегося всегда обуславливается техническими возможностями учащегося, а не слуховыми.
2) По факту сольфеджио часто преподаётся из рук вон плохо, а преподаватели "специальности" со своими муз. училищами за плечами сами не имеют хороших слуховых навыков.
3) Хорошие слуховые навыки ничего не гарантируют в плане исполнительства.
4) Остается открытым вопрос в какой мере (достаточной для "профессионального" исполнительства) предмет сольфеджио может развить слух у подростка/взрослого ученика, если слух не был развит достаточно в раннем детском возрасте (при наличии "правильной" методики и "правильного" педагога).
Вопросы вопросами, но факт остается фактом - если ученик нацелен на музыкальную деятельность, то ему лучше развивать все способности, входящие в общую музыкальность, независимо от "выхлопа".
Если посмотреть на схему музыкальности, то в основании пирамиды лежит музыкальный слух, который по горизонтали связан с музыкальными ритмом, памятью, мышлением, воображением, эмоциональной отзывчивостью - все это тесно переплетается и влияет друг на друга.
По хорошему целеустремленный ученик должен сказать себе - "я не знаю в какой мере я продвинусь и чего достигну в деле развития своего слуха, но я буду заниматься этим, пока вижу прогресс и пока занимаюсь музыкой - fac quod debes fiat quod fiet", то бишь
Do your duty, come what may
(делай что должен и случится что может ) и
Use the means, and God will give the blessing
(используй все средства и Творец благословит).
... и добавил:Итого имеем:
1) Отличить исполнителя с "плохим слухом" по его исполнению можно не всегда, и ответ никогда не будет достаточно достоверным. Выбор репертуара преподавателем для учащегося всегда обуславливается техническими возможностями учащегося, а не слуховыми.
Такой задачи не стоит - по исполнению достоверно определить уровень слуха. Но обычно в школе/училище учителя это все знают в комплексе. Поэтому в профессиональной педагогической среде известна корреляция между слухом и исполнением - это только здесь необходимо доказывать.
Но в принципе, если начать разбираться, то можно докопаться и, как правило исполнение страдает в той или иной мере от недостатка музыкальности - это могут проблемы и со звуковысотным слухом, с интонацией, и с эмоциональной отзывчивостью, и с ритмом, с движением, и с памятью и с качеством выполнения приемов и тд.
2) По факту сольфеджио часто преподаётся из рук вон плохо, а преподаватели "специальности" со своими муз. училищами за плечами сами не имеют хороших слуховых навыков.
Однако это не исключает и хороших преподавателей и методик. Мы сменили три музыкальные школы и в двух из них сольфеджио было очень на высоком уровне - даже дочке с АС было над чем работать.
3) Хорошие слуховые навыки ничего не гарантируют в плане исполнительства.
А почему они должны "гарантировать"? Это ведь только часть пирамиды.
Зато их отсутствие гарантирует проблемы и устанавливает определенный порог, выше которого музыкант не прыгнет (я имею ввиду музыкальные достижения, а не бизнес).