Автор Тема: Тональность и модальность в музыке  (Прочитано 12661 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #45 : Декабря 02, 2013, 23:40:19 »
Что означает "не в зуб ногой"?
Не влезает в SDT никак вообще.

... и добавил:

За основу взята джазовая форма.
Можно ли сказать, что Сатриани здесь играет явный джаз-рок?
« Последнее редактирование: Декабря 02, 2013, 23:49:00 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #46 : Декабря 02, 2013, 23:49:22 »
Не влезает в SDT никак вообще.
А... ну да.
Хотя можно там притянуть и функции. Там же есть переходы в другие лады. Получается такой план |C |.... |Ab|%| C |%|%|%|G|%| F |%| (все лады лидийские)
То естьбас образует вполне функциональну последовательность (как водится немного неправильную)
|I |bVI| I |V| IV |
 T  s     T  D   S

Собственно, как в блюзе - только там чередуются другие лады - на основе b7, b3

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #47 : Декабря 02, 2013, 23:57:48 »
Получается, со сменой аккорда меняется тональность (лидийский C, лидийский Ab и т.д.)?
Это можно назвать одним из важных, популярных приёмов в модальной музыке?

Насчёт "притягивания" функций. А Вы такие большие отрезки сразу ловите на слух? В смысле, осознаёте их структуру? Потому что я этого всего понять не успел — для меня там просто прошла неясная смена красок.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #48 : Декабря 03, 2013, 00:57:43 »
Получается, со сменой аккорда меняется тональность (лидийский C, лидийский Ab и т.д.)?
Смотря, что понимать под тональностью, опять-таки...
Вроде "высотное положение лада" сменилось. Но я слышу Ab, как bVI одноименного Cm. Дальше G и F на уровне баса я также слышу в тональности До.
Надо подумать, как это все правильно трактовать. Одно точно - это нефункциональная музыка и она основана на использовании ладовых красок и сопоставлений.
Цитировать
Это можно назвать одним из важных, популярных приёмов в модальной музыке?
Я бы так не сказал. В модальной музыке довольно много всяких приемов. Но не просите меня их все перчислить - я такой реестр не состовлял, хотя когда-нибудь может и попробую это сделать... Я только удивлялся многообразию проявлений модальности - от блюза и раг до попсовой песенки, "смертельного метала" или  Холдсворта.
Но у кого-то я, кажется, читал классификацию смешения ладов в модальной музыке. То ли у Шульгина, то ли у Гуляницкой, то ли у Холопова. Но вроде это все одна контора.
Вот и у Сырова немного есть: 1)единство тоники при переменности звукорядов, 2) единство звукоряда при переменности тоник.
Думаю, только 3) сохранение звукоряда при смене высоты тоники и 4) смена и тоники и звукоряда. А еще всякие "поли-"...
Цитировать
А Вы такие большие отрезки сразу ловите на слух? В смысле, осознаёте их структуру?
Что значит - "осознаете структуру"?
Если имеется ввиду ступени баса и качество аккордов, то не всегда (влет). Я в общем такой задачи не ставлю, когда просто музыку слушаю. В первую очередь меня интересуют образы, эмоции. А уже потом на этих впечатлениях я анализирую. Иногда, конечно, что-то против воли "в уши лезет".
Эту конкретную композицию я знаю давно, поэтому сейчас волей-неволей "слышу" что там происходит. Но, мне кажется, что сейчас услышал бы сразу, потому что в До мажоре, как правило, хорошо ступени слышу после Бережанского. )

... и добавил:

Можно ли сказать, Сатриани здесь играет явный джаз-рок?
нет
« Последнее редактирование: Декабря 03, 2013, 01:19:07 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #49 : Декабря 03, 2013, 07:43:45 »
Но я слышу Ab, как bVI одноименного Cm. Дальше G и F на уровне баса я также слышу в тональности До.
Интересно, почему Cm, если его вообще не было :)
Ведь в принципе, bVI — признак гармонического мажора, вроде.

Если это не джаз-рок, тогда что? Назвать стиль, мне кажется, важно.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #50 : Декабря 03, 2013, 10:36:41 »
Интересно, почему Cm, если его вообще не было :)
Ведь в принципе, bVI — признак гармонического мажора, вроде.
Гармонический мажор  - это уже проникновение минора в мажор. Можно думать и о г.мажоре. Я написал о миноре, потому что там не одна шестая низкая ступень, но целый аккорд, которого нет в гармоническом мажоре - Ab-C-Eb

Цитировать
Если это не джаз-рок, тогда что? Назвать стиль, мне кажется, важно.
Для чего важно? Ну, можно назвать "инструментальный рок".

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #51 : Декабря 03, 2013, 10:51:17 »
Гармонический мажор  - это уже проникновение минора в мажор. Можно думать и о г.мажоре. Я написал о миноре, потому что там не одна шестая низкая ступень, но целый аккорд, которого нет в гармоническом мажоре - Ab-C-Eb
Ага, теперь понятно. В гармоническом мажоре этот аккорд был бы увеличенным трезвучием.
Для чего важно? Ну, можно назвать "инструментальный рок".
Хочется понять, какое отношение это имеет к джазу, и имеет ли вообще. Вы сказали "джазовая форма". Главное, что из этого следует для понимания гармонии?

... и добавил:

Кстати, аккорды точнее записывать как add#11, ведь септим нету.

... и добавил:

И ещё интересно, а является ли в мажоре аккорд VI из одноимённого минора неким расхожим штампом. Т.е. в откровенно тональной музыке так играют, это обыденно? Или это редкость?

... и добавил:

Получается такой план |C |.... |Ab|%| C |%|%|%|G|%| F |%| (все лады лидийские)
Как будто, не везде. Я не совсем понимаю, где там "квадрат", количество тактов на аккорд там вроде везде меняется. И ещё есть Gm11, действительно 11, т.е. с септимой.
« Последнее редактирование: Декабря 03, 2013, 11:54:00 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #52 : Декабря 03, 2013, 17:51:40 »
Хочется понять, какое отношение это имеет к джазу, и имеет ли вообще. Вы сказали "джазовая форма".
Наиболее традиционная форма композиции (в целом) в джазе -
Вступление - Тема - Импровизация(-ии) - Интерлюдия - Тема - Кода.
Характерна квадратность частей (кратность 4м).
В этом связь с джазом, как импровизационного жанра, основанного на песенной форме.
В остальном - по ритму, содержанию, мелодическом и гармоническому языку, аранжировкам - это ближе к року.

Цитировать
Кстати, аккорды точнее записывать как add#11, ведь септим нету.
Вроде я гармонию не записывал - только общий план. Поэтому детали я опускал. А то записал бы |С |D/C|

Цитировать
И ещё интересно, а является ли в мажоре аккорд VI из одноимённого минора неким расхожим штампом. Т.е. в откровенно тональной музыке так играют, это обыденно? Или это редкость?
Конечно играют в той музыке, где используется мажоро-минор. Можно сказать - типичный аккорд.

Цитировать
Я не совсем понимаю, где там "квадрат", количество тактов на аккорд там вроде везде меняется.

Форма

Вступление 8(gtr)+8(w/drms)

Тема  (экспозиция)
|С |%|%|%|%|%|%|%|Ab|%|%|%|C|%|%|%| - часть A
|G |%|F |% |C |% |% |% | - часть B
|C |% |% |% |  - расширение R
====================
Если считать вдвое медленней, получим пропорции 12-ти тактового блюза (с дополнением в конце):
|C  | % |% | % |
|Ab| % | C | % |
|G | F  | C  | % | + расширение | C|%|
===================================

Импровизация - "разработка"
|С |%|%|%|%|%|%|%|Ab|%|%|%|C |%|%|%| - часть A, 16 тактов
|С |%|%|%|%|%|%|%|Ab|%|F |%|C |%|%|%| - часть A', 16 тактов

|[: Gm |% | C | %  :]| 4 раза - часть С, импровизация в G дорийском ладу, выполняет роль интерлюдии

Повтор темы ("реприза")
A, B, B

Кода
Расширение С  зацикливается и перерастает в Коду.

В целом
Вступлен(С)-Тема (A,B,R)-Импров( A,A')-Интерлюдия (С)- повтор Темы ( A,B,B,R)- Кода (С)

Это можно считать информационной поддержкой?  ;)
« Последнее редактирование: Декабря 03, 2013, 17:57:53 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #53 : Декабря 03, 2013, 19:42:23 »
Это можно считать информационной поддержкой?  ;)
Да, конечно. Хотя ирония непонятна :)

... и добавил:

Вроде я гармонию не записывал - только общий план. Поэтому детали я опускал. А то записал бы |С |D/C|
Файл ГитарПро сделан не Вами?
« Последнее редактирование: Декабря 03, 2013, 19:44:20 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #54 : Декабря 03, 2013, 21:30:00 »
Файл ГитарПро сделан не Вами?
нет, конечно. Зачем делать, если всего Сатриани можно скачать.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #55 : Декабря 03, 2013, 21:35:52 »
Зачем делать, если всего Сатриани можно скачать.
А "весь Сатриани", которого можно скачать, снят качественно, без ошибок?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #56 : Декабря 03, 2013, 22:05:45 »
А "весь Сатриани", которого можно скачать, снят качественно, без ошибок?
Вряд ли. Это надо слушать - бывает лучше, бывает хуже. Абсолютно точно просто невозможно записать...
Как правило, это набирают юзеры с печатных нот разных изданий (в основном Cherry Lane Music). Значит там ошибки транскрайбера+ошибки наборщика книжки+ошибки юзера GuitarPro+недостатки самой программы, не умеющей отражать и воспроизводить некоторые приемы.
Но для анализа хватит - все-таки есть еще аудио оригинал.

... и добавил:

А "весь Сатриани", которого можно скачать, снят качественно, без ошибок?
Так же как нельзя полностью доверять вообще любым печатным нотам. Ну, ладно,  классика-то проверена веками, играна-переиграна и изначально нотировалась композитором, и там даже ошибки уже приобрели статус законных. А вот все современные ноты...
« Последнее редактирование: Декабря 03, 2013, 22:10:18 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #57 : Декабря 04, 2013, 09:16:00 »
Так же как нельзя полностью доверять вообще любым печатным нотам.
Любым аудио-видео записям тоже ни в коем случае нельзя доверять. Исполнители ошибаются, лепят отсебятину, да и ноты у всех разные подчас... Качество звука часто не позволяет точно прослушать какие-то места, некоторые играют просто небрежно в некоторых местах. Например, мы последний раз играли BWV 855, послушать Гульда и Рихтера — так они два разных произведения играют, каждый своё. К данному Сатриани, это, разумеется, не относится, т.к. на ютуб закачивают аудио оригинала, т.е. изданного диска, который можно брать за "эталон". А вот к любым концертным записям разных музыкантов — относится в полный рост.

... и добавил:

А то записал бы |С |D/C|
По-моему, это очень неточно... Двухтактовый рифф играется так, что получается С5 - Dadd4/C - С, причём второй аккорд вступает между долями. Риффы, наверное, вообще буквенно-цифровой записью отразить трудно.

... и добавил:

По поводу ладов в теме ("экспозиции").
На фоне первых аккордов С и Ab сыграно два соответствующих лидийских, да.
Дальше аккорды меняются быстро, нот в соло мало.
На фоне аккорда G в соло попадаются три ноты: G #C D. Этого достаточно, чтобы зафиксировать лидийский G?
На фоне аккорда F в соло попадаются тоже три ноты: D H C. Этого достаточно, чтобы зафиксировать лидийский F?
Дальше на фоне С в соло вообще только один основной тон аккорда.
(сейчас сижу без аудио, мог что-то напутать, но стараюсь)

... и добавил:

Вообще, чтобы "зафиксировать" лидийский, какая его часть должна явно прозвучать? Какой тетрахорд, трихорд, попевка и т.п. (я в этом плаваю немного).

... и добавил:

Ну и самый щекотливый вопрос.
То естьбас образует вполне функциональну последовательность (как водится немного неправильную)
|I |bVI| I |V| IV |
 T  s     T  D   S
Если оборот первых двух аккордов в тональной музыке вполне допустим, то концовка допустима тем более.
Тогда каков главный аргумент в пользу того, что такой анализ "неверен", т.е. не является продуктивным?
Наличие лидийских звукорядов в мелодическом движении? Что-то ещё?
« Последнее редактирование: Декабря 04, 2013, 11:32:21 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #58 : Декабря 04, 2013, 15:29:14 »
Любым аудио-видео записям тоже ни в коем случае нельзя доверять.
Да, вы правы, если ошибаются.
Но в случае отступления от эталонного текста - это не ошибка и мы анализируем то, что анализируем. Например, концерную версию Flyin.
Когда я писал про аудио, я имел ввиду все-таки джаз-блюз-рок.
К анализу классического произведения это так же относится, но нужно выбирать достойный образец, где нет лажи и отсебятины.

Цитировать
По-моему, это очень неточно... Двухтактовый рифф играется так, что получается С5 - Dadd4/C - С, причём второй аккорд вступает между долями.
Откуда add4? Не помню. Но даже, если там и есть add4, это не существенно, поэтому "очень неточно" - явное преувеличение. Многие слишком большое значение придают частностям и "не видят леса". По существу это C - D/C. Хотя на это может быть и иная точка зрения - тоже правильная. )) Я подхожу к этому как джазовые музыканты - выписывается основа гармонии, а остальное (голосоведение, надстройки, состав и расположение аккордов их реальный состав и даже выбор родственных ладов) может варьироваться.

Цитировать
По поводу ладов в теме ("экспозиции").
На фоне первых аккордов С и Ab сыграно два соответствующих лидийских, да.
Дальше аккорды меняются быстро, нот в соло мало.
На фоне аккорда G в соло попадаются три ноты: G #C D. Этого достаточно, чтобы зафиксировать лидийский G?
На самом деле не уверен - это надо проверять - что будет, если сыграть в этом месте какой-нибудь другой лад с #4 (например, лидийско-миксолидийский) - слух определит. Возможно, что там допустимы варианты с #4
Я так глубоко не исследовал.

Цитировать
Вообще, чтобы "зафиксировать" лидийский, какая его часть должна явно прозвучать?

Должна прозвучать лидийская #4 ступень в ладовом контексте. То есть не как вводный тон в 5.

Цитировать
Ну и самый щекотливый вопрос.Если оборот первых двух аккордов в тональной музыке вполне допустим, то концовка допустима тем более.
Тогда каков главный аргумент в пользу того, что такой анализ "неверен", т.е. не является продуктивным?
Там вообще не натуральный мажор и не работают тональные функции, чтобы говорить о "тональности". (Здесь такая путаница со словами тональный (в паре с атональный) и тональность (высотное положение лада) - надеюсь у читающих есть это понимание )

Цитировать
Наличие лидийских звукорядов в мелодическом движении? Что-то ещё?
Да. А так же иная функция гармонии.
Отсутствие классических тональных функций, тяготений, разрешений, голосоведения, "гармонического" мажора-минора, примат мелодии. Как следствие иное звучание (красочность вместо тяготений).

Но анализ на уровне основных тонов и сопоставление-ассоциация с классическими функциями, думаю, уместен. Неуместно просто подходить исключительно с позиций классической гармонии и утверждать, что мол "вот здесь доминанта, а здесь субдоминанта" и не видеть главного. В этом смысле не продуктивно.
А продуктивно адекватно понимать основу системы, но и учитывать возможные дополнительные факторы.
« Последнее редактирование: Декабря 04, 2013, 15:46:41 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональность и модальность в музыке
« Ответ #59 : Декабря 04, 2013, 15:58:06 »
Там вообще не натуральный мажор и не работают тональные функции...
А можете чуть расшифровать, какой смысл Вы вкладываете в "не работают"?
Чем конкретно / формально отличается "работают" от "не работают". Ведь во вполне "функциональной" гармонии, наверное, могут быть довольно неожиданные аккордовые последовательности?

... и добавил:

Должна прозвучать лидийская #4 ступень в ладовом контексте. То есть не как вводный тон в 5.
А как отличить одно от другого? Допустим, на фоне аккорда С сыграли Фа-диез и сразу Соль. Это вводный тон или "лидийскость"? По-моему, здесь на фоне аккордов G и F нечто подобное и происходит. Ведь вводный тон можно сыграть громко и долго (многократно) и т.п.

... и добавил:

И к слову, ещё вопрос. В джазе на минорной тонике любят играть шестёрки. В смысле, вместо Am7 взять Am6. Или даже почередовать их туда-сюда (Караван Эллингтона, например). Это "дорийскость" или что?
« Последнее редактирование: Декабря 04, 2013, 16:27:32 от MrLf »