Нравится нам джаз или не очень, но есть факт, с которым трудно не согласиться.
Джаз находится на передовом крае музыкальных идей и теорий. Правильно будет взять из него что-то полезное, что там наработано.
Эти идеи помогут сделать ваши квадраты более изощренными. Даже какие-то 3-х аккордовые произведения, типа «Цыганочки», могут зазвучать как-то необычно.
Использование септаккордовПервая идея — это использование септаккордов везде. В классике аккорд по максимуму состоит из трезвучий. В джазе количество нот в аккорде теоретически не ограничивается.
Мажорный септаккорд по классике выглядит так в ступенях натурального мажора
1 — 3 — b7.
Я в свое время закончил музыкальную школу по баяну. В левой руке находятся 5 рядов:
2 ряда басовых нот, 1 ряд мажорных трезвучий, 1 ряд минорных трезвучий и 1 ряд мажорных септаккордов и это тоже трезвучия. Септаккорды не содержат 5 ступень. Баяны делают по классике (а не по джазу).
В джазе
1 — 3 - 5 — b7.
Возможно дальнейшее наращивание мышц септаккорда за счет 9, 11, 13 ступеней. Есть только одно небольшое ограничение, которое может быть нарушено (это же джаз — зона свободы) — расстояние между соседними нотами желательно должно быть не меньше малой терции. Например, малая секунда бьет по ушам практически всем, поэтому она может быть фишкой, если так задумано и запланировано.
Второе ограничение — это количество пальцев на руке. Понятно, что при 2 исполнителях и более, и это ограничение пропадает, но возможен «нестерович или нестроевич».
На основе септаккордов и строится все здание джаза.
Звучание септаккордов — это уже само по себе дает необычность.
Например, минорный септаккорд - это параллельный мажорный секстаккорд.
Замены доминантных септаккордов Речь поведем о замене доминантных септаккордов как наиболее естественных заменах, но никто не запрещает вам пойти еще дальше, дальше и дальше.
В начале обращу внимание на пару моментов, которые полезно осознать.
Это мои соображения, но никто не мешает вам считать по другому. Это же музыка и здесь уровень гармонического
извращения развития и привычки к
изврату современным музыкальным тенденциям у всех разный.
- Ну что, дядя, невесты в вашем городе есть?
- Кому и кобыла невеста! (Ц)В общем виде все выглядит примерно так: что одному хорошо — другому как серпом по наследству.
2 логичные идеи.Замена наиболее гладкая, когда заменена только одна ступень.
Замену двух ступеней желательно проводить на короткое время.Если пойти еще дальше и заменять 3 ступени, то про гладкость, наверное, уже говорить не стоит. Это будет что-то уже еще более
кривое прогрессивное.
С этой колокольни и будем смотреть на масштаб бедствия.
Чтобы было понятно, посмотрим на замены в ступенях натурального мажора. Для любителей точности, гладкость замены можно оценить в процентах. Это очень условно, потому что истиной будет только приятность звучания, а не условные проценты выполнения плана, которые удобны и хороши только для начальников.
1. Замена септаккорда на DIM.Эта замена уже ранее была рассмотрена как Баховская, когда я говорил про DIM.
Она выглядит так:
1 — 3 - 5 — b7
на
3 - 5 — b7 — b9.
Здесь тонический центр сдвинули на полтона вверх. Если смотреть объективно, это самая гладкая замена, т. к. только одна ступень модернизируется. Процент замен — 25%.
2. Замена септаккорда на тритоновский септаккорд.Она выглядит так:
1 — 3 - 5 — b7
на
b5 — b7 — b9 — b11(3).
В этом варианте идет замена 2 ступеней. Процент замен — 50%.
3. Замена мажора на 5+Она выглядит так:
1 — 3 - 5
на
1 — 3 — 5+.
В этом варианте идет замена 1 ступени, поэтому можно менять не только доминантные септаккорды, но и мажорные аккорды. Процент замен — 33%.
Внимание, achtung, attention.Ограничение на замены. Надо обеспечить отсутствие конфликта в басовых нотах с другими инструментами, чтобы не выскочила малая секунда. Наиболее просто это решается игрой без одной или двух басовых струн. Это удобно принять за аксиому,
чтобы не было мучительно больно (Ц).
Для удобства замен я нарисовал «веселые картинки» на эту тему. На 5+ я еще остановлюсь, но на предмет упражнений для разработки независимости пальцев, если опять не забуду. Я их пообещал привести,
а заяц трепаться не любит (Ц).
На мой взгляд, апликатурно замена выглядит нагляднее в таком варианте.
Аккорд 5+ в первом варианте не мутанту сыграть проблематично, но никто не мешает стать немного скульптором
или хирургом и убрать
или вырезать лишнее.
Файл — dominant_replace.jpg
Ну вот я добрался до Hotel California, на котором и поэкспериментируем с заменами.
Для начала табы и midi оригинала.
Файлы :
eagles___hotel_california.gp5,
eagles___hotel_california.mid.
Изначальная гармония (тональность Bm — квадрат 24 такта, оригинально как по форме, так по содержанию). Такой интересное движение по квинтовому кругу — шаг назад, два шага вперед (почти как у классика марксизма-ленинизма). По теории относительности можно все представить и по другому, но сейчас не об этом речь.
[ | Bm | F#7 | A | E | G | D | Em | F#7 | ] - 2 раза
| G | D | F#7 | Bm | G | D | Em | F#7 |
В ступенях натурального мажора это выглядит так.
[ | VIm | III7 | V | II | IV | I | VIm | III7 | ] - 2 раза
| IV | I | III7 | VIm | IV | I | VIm | III7 |
А теперь септаккордами
[ | Bm7 | F#7 | A7 | E7 | G7 | D7 | Em7 | F#7 | ] - 2 раза
| G7 | D7 | F#7 | Bm7 | G7 | D7 | Em7 | F#7 |
Теперь вариант с тупой заменой доминантных септаккордов тритоновским септаккордами, которые для минора - F#7 и для параллельного мажора - A7.
[ | Bm7 | С7 F#7 | D#7 A7 | E7 | G7 | D7 | Em7 | С7 F#7 | ] - 2 раза
| G7 | D7 | C7 F#7 | Bm7 | G7 | D7 | Em7 | C7 F#7 |
Теперь вариант с заменой доминантных септаккордов на DIM.
[ | Bm7 | Gdim F#7 | A#dim A7 | E7 | G7 | D7 | Em7 | Gdim F#7 | ] - 2 раза
| G7 | D7 | Gdim F#7 | Bm7 | G7 | D7 | Em7 | Gdim F#7 |
Теперь вариант с заменой всего мажорного на 5+.
Такое звучание я бы назвал абстрактным мажором. Чтобы было ясно, о чем речь, я заменил все мажоры. Но никто не мешает рубить не весь лес, а только часть.
Этот вариант вполне пойдет для фьюжн, но, не исключено, что он
огорчит Леонида Аркадьевича (Ц)
или не устроит
реальных конкретных пацанов на районе (Ц).
Но попробовать этот компот стоит тоже, хотя бы для того, чтобы знать, с чем его едят и потом можно и не пить.
[ | Bm7 | F#/5+ | A/5+ | E/5+ | G/5+ | D/5+ | Em7 | F#/5+ | ] - 2 раза
| G/5+ | D/5+ | F#/5+ | Bm7 | G/5+ | D/5+ | Em7 | F#/5+ |
Чтобы лучше услышать различия, я вставил тактовые паузы между вариантами.
Файлы:
Hotel_California.gp5,
Hotel_California.mid.
PS.
В качестве доминантных септаккордов я выбрал F#7 и A7. Возможны другие варианты, если использовать теорию относительности. Можете сами поэкспериментировать для проверки этих теорий. Для этого зацикливается первая часть и дубасятся экспериментальные аккорды. Я вполне допускаю, что возможно выявление неожиданных фактов, явлений и, кто знает, открытий.
Если пойти еще дальше, то можно начать заменять и не только доминантные септаккорды. Критерием может быть только приятное звучание. Наиболее простой способ, который легче переваривается — это секвенции аккордов. Это будет выглядеть как аккордовый проигрыш, который заканчивается стандартным аккордом.
Дерзайте, благодарные потомки вас не забудут.
Посмотреть нечто подобное на эту тему тритоновских замен можно здесь
http://okord.ru/meloman.mel.triton.htmlВозвращаемся в наезжанную колею, по которой продолжим движение.
Сюзи КватроСейчас мало кто знает Сюзи Кватро. Надо исправить такую вопиющую несправедливость.
Что почитать.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE,_%D0%A1%D1%8C%D1%8E%D0%B7%D0%B8http://suziquatro.ru/Что послушать.
http://muzofon.com/search/Suzi%20QuatroСамый известный альбом Сюзи Кватро - Can The Can.
Сюзи пару лет признавалась лучшей бас-гитарой в мире и при этом забиралась на самый верх хит-пародов в законодательнице мод рока того времени - старой доброй Англии. Если я не ошибаюсь, это единственный случай для женщин. Поэтому Сюзи без всяких натяжек можно считать выдающейся личностью - Маккартни женского рода.
Сюзи отлично умела держать кач (грув) своей бас-гитарой, благодаря чему ее песни отлично заводили публику.
Бог наделил Сюзи буйным нравом, настолько крутым и суровым, что она успешно рулила крутыми и суровыми английскими рокерами, ну и, конечно, прекрасным звонким высоким пронзительным голосом. Ее голос и бас-гитара очень хорошо читаются к миксе, благодаря изначально хорошему беспроблемному разнесению по частотным диапазонам, что, вероятно, и дает такое интересное звучание композициям.
http://www.youtube.com/watch?v=xYoogY-UGiohttp://www.youtube.com/watch?v=iQmP82hiCgQhttp://www.youtube.com/watch?v=0q2ryDJQc6AЧтобы вас развеселить. К следующей песне отлично подходят слова:
У бегемота нету талии — 3 раза
И целовать его нельзя
Его по морде били чайником — 3 раза
Ведь целовать его нельзя …Судите сами. Да, еще обратите внимание на квадрат.
http://www.youtube.com/watch?v=ePcQ_xpxsjkСамая известная песня на родине Сюзи Кватро спета ей с Крисом Норманом - Stumblin' In.
http://www.youtube.com/watch?v=iGaF4tKUl0oЕще видео.
http://yandex.ru/video/search?text=%D0%A1%D1%8E%D0%B7%D0%B8%20%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE&path=wizardИнтересный факт - группа Сюзи Кватро в начале своего существования работала на разогреве у группы
Slade.
SladeПочитать.
https://ru.wikipedia.org/wiki/SladeТакой факт из этого источника.
В период с 1971 по 1976 год Slade выдали подряд 17 синглов, вошедших в «двадцатку» британского хит-парада, став первыми, кому удалось хоть как-то приблизиться к рекорду The Beatles — 22 хит-сингла подряд. Все выпущенные в этот период альбомы группы также пользовались успехом в хит-параде Великобритании, а три из них сумели добраться в нем до первого места.Это и были годы их расцвета. Группа продолжает существовать и сейчас, но превратилась в кавер-группу, исполняющую свои старые произведения. Этот процесс необратимый и происходит со всеми и всегда, рано или поздно. Законы смены состояний в природе такие: рождение — развитие - расцвет — затухание — смерть.
Так всегда, везде и во всем, в том числе и в творчестве групп. Эволюция, однако.
Послушать.
http://muzofon.com/search/SLADE%201973Посмотреть.
http://www.youtube.com/watch?v=SFKZNo-mmpghttp://www.youtube.com/watch?v=VxFHTxI_dzshttp://www.youtube.com/watch?v=1pPL9PPy1MIhttp://www.youtube.com/watch?v=6gqCCAb8xbwhttp://www.youtube.com/watch?v=sI3ELrs9GCAВозвращаясь к теме квадратов, относительно чистый гармонически вариант рок-н-рола
http://www.youtube.com/watch?v=No-AAzcc_A0Еще видео.
http://yandex.ru/video/search?text=Slade&path=wizardДля одного из квадратов мы использовали риф
Nazareth.
Почитать
https://ru.wikipedia.org/wiki/NazarethПослушать
http://muzofon.com/search/%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0%20nazarethНесколько интересных факты о Nazareth, которые я скопипастил из выше упомянутого источника.
Музыканты группы Nazareth дружили с музыкантами Deep Purple. В 1972 году Nazareth было предложено играть на разогреве Deep Purple, находившихся на вершине популярности, в американском турне. Гастроли в Соединенных Штатах прошли очень успешно, а Роджер Гловер становится продюсером их следующего альбома[4]...
Продолжая сотрудничество с Роджером Гловером, группа выпускает в 1974 году альбом Rampant. В записи этой пластинки музыканты впервые используют клавишные, они пригласили друга из Deep Purple — клавишника Джона Лорда[4]. С музыкальной точки зрения, Rampant был шагом по направлению к металлу и он стал последним альбомом, который продюсировал Роджер Гловер....
Популярность
В 1975 году Nazareth выпускает альбом Hair of the Dog, продюсирует который Мэнни Чарлтон. На этом альбоме были такие композиции как «Hair Of The Dog», «Miss Misery», «Guilty», «Changing Times», «Beggars Day», «Rose in Heather», «Whisky Drinking Woman» и «Please Don’t Judas Me».
Так же в 1975 году выходит сборник Greatest Hits в который была включена композиция «Love Hurts», из репертуара Everly Brothers, получившая всемирную известность благодаря Nazareth и с тех пор исполнявшаяся на каждом их концерте.Это пример на тему — может ли кавер быть лучше оригинала. Ответ очевиден.
Видео
http://www.youtube.com/watch?v=jEG0-3xlAkghttp://www.youtube.com/watch?v=soDZBW-1P04Возвращаясь к теме, почти чистый по гармонии квадрат - Bad Bad Boy
http://www.youtube.com/watch?v=kBKrJl8PaVsЕще видео
http://yandex.ru/video/search?text=%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0&path=wizard