Я не планировал писать ничего шибко умного, т. к. не считаю себя теоретиком, но по случаю приближающейся годовщины существования темы, делаю исключение.
Библия современной музыки.В теории современной музыки самой стройной и фундаментальной является теория Джоржа Рассела «Лидийская хроматическая концепция». Это уже без всяких шуточек-прибауточек и приколов. Будет полезно почитать или пролистать эту книгу, чтобы понять принципы обыгрывания аккордов.
Для ознакомления файл книги на русском языке:
Lydian_Chromtic_Concept.pdf.
Я попробую ввести вас в курс дела, а дальше уже сами изучайте.
Чтобы не было путаницы, в pdf книге 82 страницы (или по нумерации 80). На предпоследней (81) странице приведена главная таблица, на последней (82) — шаблон генерирования различных гамм. Его надо распечатать, разрезать и вырезать окошки, чтобы при наложении высвечивались ноты. По моим сведениям, этот способ использовал еще Шерлок Холмс.
Сейчас у всех есть компьютеры и такой способ выглядит архаичным и очень древним.
Вероятно, хорошо бы сделать в электронном виде, в рамках темы «Визуализация грифа гитары и построения гамм». Как это должно выглядеть, идей у меня нет. Но этот вопрос лучше адресовать к автору темы — у него это получается отлично, на мой взгляд.
О сущности теории. Чтобы было понятно, легче взять какую-нибудь мелодию и начать превращать ее аккорды в гаммы, например
http://muzland.ru/songs.html?auth=53&song=14Песня «Опять метель»
из кинофильма "Ирония судьбы. Продолжение"
муз. Меладзе К. / сл. Поллыева Д. и Меладзе К.
Вступление: Hm7 | D6/C D6 | C#7/F | Fm5-/C C#7
F#m | F#m/E | D6 | D6 | Hm7 | D6/C D6
C#7/F | Fm5-/C C#7 | F#m | F#m/E | D | C#7/F
F#m | F#m/E | D | C#7 | F#m | F#m/E | F#madd9/Eb | Dmaj F#m/C#
Hm C# F#m C#m
За тобой не закрывая дверь,
Hm C# F#m E6
Я живу уже который год.
Hm C# F#m D
И с тех пор отсчёт моих нечаянных потерь,
Hm C# F#m
Остановлен, и кого-то ждёт.
Припев:
Hm7 C#7
Опять метель...
F#m F#m/E D6
И мается былое в темноте.
Hm7 D6/C D6 C#7/F Fm5-/C C#7
Опять метель...
F#m F#m/E D6 C#7 F#m F#m/E D
Две вечности сошлись в один короткий день,
C#7 F#m
Короткий день.
Проигрыш: F#m/E | F#m/Eb | Dmaj F#m/C#
Ты меня, не ведая, прости,
На пороге долго не томись.
Ведь теперь у нашей повторившейся любви
Станет сроком давности вся жизнь.
Припев:
Опять метель...
И мается былое в темноте.
Опять метель...
F#m F#m/E D6 C#7 F#m
Две вечности сошлись в один короткий день.
Кода: F#m/E | D | C#7 | F#m | F#m/E | F#m/Eb | Dmaj F#m/C# | F#m
На мой взгляд, Константин Меладзе сумел создать шедевр.
Песня красивая (что-то типа рашн блюз), ее исполняют Алла Пугачева с дочкой (кто-то это назовет рашн попса), Григорий Лепс (рашн рок) и даже автор - Константин Меладзе (рашн шансон).
http://www.youtube.com/watch?v=-8a6RCUd9e0http://www.youtube.com/watch?v=lB0cVGi7dYwhttp://www.youtube.com/watch?v=KFVkRBY_1nQУ Пугачевой с дочкой отлично слушается припев на 2 голоса в терциях.
Лепс выпятил 2 голос, причем сексто-септовый. Это абсолютно нормально в джазе, а со времен Планта и Гилана и в роке. При хоровом пении за такое дирижеры корчат гримасы, а некоторые более эмоциональные (обычно тети) колют или бьют не очень сильно палкой по рукам, чтобы слушали микс и не лезли вперед батьки в пекло. В роке народ от этого визжит от удовольствия. Забавно, как меняется вкус людей с течением времени.
Меладзе спел как шансонье (или блюзмен), без понтов, но с душой. Очевидно, он понимает, о чем поет.
Резюме.
Устала Алла (Ц).
Нормально, Григорий. Отлично, Константин (Ц).Расслабились - пора и делом заняться.
Hm7 (Bm7) — ноты B (си), D (ре), F# (фа#), A (ля). В таблице (стр. 81) — этот тип аккорда находится под римской цифрой VI (шестая ступень). Тонику аккорда B считаем 6 ступенью родственной лидийской гаммы, тогда первой ступенью будет нота D. Построим родственную лидийскую гамму.
D — E — F# - G# - A — B — C#.
Вуаля. Обращаем внимание, что все ноты исходного аккорда входят в родственную лидийскую гамму.
Проделаем такие же манипуляции со всеми аккордами. Повторение — мать учения (Ц).
С#7 — ноты C#, E#, G#, B. В таблице это тип под римской цифрой II (вторая ступень). Тонику аккорда С# считаем 2 ступенью родственной лидийской гаммы, тогда первой ступенью будет нота B. Построим родственную лидийскую гамму.
B — C# - D# - E# - F# - G# - A#.
Еще раз обратим внимание, что все ноты исходного аккорда входят в родственную лидийскую гамму.
Каждая построенная гамма - одна из 8 разновидностей (вариантов) гамм. Эти варианты можно увидеть в таблице построчно (стр.81).
D6 — ноты D, F#, A, B. В таблице (стр. 81) — этот тип аккорда находится под римской цифрой I (первая ступень). Тонику аккорда D считаем 1 ступенью родственной лидийской гаммы. Построим родственную лидийскую гамму (мы ее вообще-то уже построили для Bm7).
D — E — F# - G# - A — B — C#.
Еще раз, все ноты исходного аккорда входят в родственную лидийскую гамму.
E6 — ноты E, G#, B, C#. В таблице (стр. 81) — этот тип аккорда находится под римской цифрой I (первая ступень). Тонику аккорда E считаем 1 ступенью родственной лидийской гаммы. Построим родственную лидийскую гамму.
E — F# - G# - A# — B — C# - D#.
Еще раз, все ноты исходного аккорда входят в родственную лидийскую гамму.
Fm-5 — ноты F, Ab, Cb. Я исправлю небольшую опечатку составителя этих аккордов, поэтому напишу так: E#, G#, B.
К слову говоря, по поводу ошибок - любопытные факты из жизни Моцарта.
Моцарт, по утверждениям Казиника, в шестилетнем возрасте писал сонаты с ошибками. Выяснилось это так. Его папа Леопольд решил посмотреть, что его притихший сын нарисовал. Это оказались ноты. Когда Моцарт старший сыграл их, то удивился совсем, крепко задумался и осознал, что из себя представляет его младший сын. Это оказались уже готовые 6 сонат, но с ошибками. При этом Леопольд Моцарт серьезно занимался музыкой только со старшей дочерью, т.к. Вольфганг был очень мелкий для своего возраста и инструмента. Поэтому Вольфганг всем мешал и все время лез: «и я хочу, и я хочу...». К слову говоря, на скрипке Вольфганг самостоятельно обучился скрипеть за 3 месяца в возрасте то ли 7, то ли 8 лет. Причем за это время дорос до хорошего профессионального уровня. В Вене в имениях всяких разных графов — любителей музыки, куда отец возил Моцарта и дочь для рекламы, поиска спонсоров и какого-то заработка, часто проводились джем-батлы приезжих виртуозов скрипки и клавесина (в основном из Италии) с хорошими денежными призами. Оценивали игру гости и местный граф. Юный Моцарт тоже принимал участие и неизменно выигрывал у приезжих знаменитостей.
Здесь трезвучие и, очевидно, что вариантов должно быть больше. Например, можно рассматривать как обращение мажорного септаккорда без первой ступени или как неполный секстаккорд, или еще как-то (теория относительности и здесь заработала). А можно как неполный минорный септаккорд с -5. В таблице (стр. 81) — этот тип аккорда находится под римской цифрой IV (четвертая ступень). Тонику аккорда E# считаем 4 ступенью родственной лидийской гаммы. Построим родственную лидийскую гамму (мы ее уже построили для C#7).
B — C# - D# - E# - F# - G# - A#.
Самое, самое последнее, 99 китайское предупреждение, все ноты исходного аккорда входят в родственную лидийскую гамму.
Dmaj (для аккорда D все аналогично, только возможны дополнительные варианты) - ноты D, F#, A, C#. В таблице (стр. 81) — этот тип аккорда находится под римской цифрой I (первая ступень). Тонику аккорда D считаем 1 ступенью родственной лидийской гаммы. Построим родственную лидийскую гамму (мы ее уже строили 2 раза). Мы строили, строили и наконец построили (Ц).
D — E — F# - G# - A — B — C#.
Ну вы догадались, что я хотел сказать что-то про китайцев.
Ничего такого умного здесь нет. Главное, правильно определить группу аккорда, а дальше уже работает автомат.
PS. ДжР мог написать еще 6 книг, типа «Миксолидийская хроматическая концепция» и т.д., но идея должна стать понятной и из одной уже написанной им книги.
Тональность песни F#m и никто не запрещает ее обыгрывать гармоническим минором, арпеджио, хроматикой и т.д., септаккорды и секстаккорды можно обыграть димами, использовать замещения и т. д. Было бы только желание сделать что-то неординарное.
Повторю еще раз, что каждая построенная гамма - одна из 8 разновидностей (вариантов) гамм. Есть где развернуться любителям необычного и неожиданного.
Пусть лидийская хроматическая концепция станет еще одним козырем в ваших
рукавах руках. Это уже тост.