Возьмётесь препарировать феномен с точки зрения науки?
Вы задали хороший вопрос, на который мне интересно ответить по существу - написал большую статью в творческом порыве.
Обсуждение получается информативное и позитивное, что меня лично радует.
Попробую «препарировать феномен с точки зрения науки», тем более, вещь светлая и достойная внимания.
Не знаю, как это будет выглядеть с точки зрения истинной науки (меня тут между делом зачислили в народные академики, типа Лысенко Т. Д.).
Это, конечно, прикольно.
Но к абсолютным истинам и носителям их только с юмором и надо относиться.
Я по мере своих сил и возможностей стараюсь писать просто и прикольно, чтобы меня понимали не только пенсионеры, но и юные пионеры.
Так что не обессудьте, если что не так.
Навеяло.
Ох, не легкая эта работа — из болота тащить бегемота (Ц).
Размер 4/4, тональность C dur. Темп можно замерить точно, но это где-то около 70 bpm.
Есть такая программа для андроид с барабанными палочками. Постучал и видишь темп.
Intro
F | C | F | C G |
Квадрат куплета — 4 фразы
[ C Dm F | C |
Em Am | G |
F C | Dm F G |
С Dm | C G ]
Outro
Последняя четвертая фраза по сравнению в квадратом куплета немного изменена и повторяется несколько раз.
| C Dm F | C |
Em Am | G |
F C | Dm F G |
| С Dm F | C F | - 4 раза
| С Dm F | C |
Если расписать в ступенях, то это станет выглядеть так
Intro
|V | I | IV | | V |
Квадрат куплета — 4 фразы
[ I ii IV | I |
iii vi | V |
IV I | ii IV V |
I ii | I V ]
Outro
| I ii IV | I |
| iii vi | V |
| IV I | ii IV V |
| I ii IV | I IV | - 4 раза
| I ii IV | I |
Про ближайший аналог.Когда слушаешь «My Oh My», то возникает реакция примерно такая же, как у этого персонажа.
http://www.youtube.com/watch?v=X2gvq89WRlQКогда-то давно, где-то лет 40 с лишним назад, когда я первый раз услышал эту вещь, то подумал, что это реплика Slade на «Let it be» (Lib) битлов. Вероятно, это была реакция на композиционное построение произведения. Что-то в этом есть.
По прошествию времени я уже считаю по-другому.
Есть такая песня «Бомбардировщики». Изначально, это американский джазовый хит 1943 года рождения, долго лидировавший в хит-парадах США, принесенный в нашу страну Леонидом Утесовым в 1944 году. Он исполнил ее со своей дочкой Эдит.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%82%D1%91%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87Аранжировка позаимствована у оркестра Глена Миллера.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80,_%D0%93%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BDПесня была очень популярна в СССР сразу после ВОВ.
Вот отличная познавательная статья на эту тему с музыкальными примерами исполнения различными музыкантами.
http://www.vilavi.ru/prot/150307/150307.shtml На мой взгляд, что за основу «My Oh My» взят припев.
Мы летим, ковыляя во мгле,
Мы ползём на последнем крыле,
Бак пробит, хвост горит, но машина летит
На честном слове и на одном крыле.Гармония, построение фраз и ноты … Без комментариев.
Слушайте сами и делайте свои выводы.
Мелодия может быть гимном любви и, безусловно, это один из шедевров Slade.
Теперь про магию.Не уверен, что владею магическими рецептами и секретами, но кое-что вижу рациональное и понятное на уровне разума.
1. Здесь работает формулу задушевности, про которую, в моем понимании, я уже писал.
Там я говорил про «рваный ритм».
Под «рваным ритмом я пониманию 2 пункта:
1. темповую неравномерность
2. неравномерность ритмического рисунка, характерную для джаза и блюза, это что-то типа свинговости (типа свинга, шафла, может, регтайма).
2. Обращает внимание, характерное для Slade, хорошее сведение по частотам, в том числе, вокал (см. что я писал про вокал Suzi Quatro — здесь аналогично). Это делает произведение хорошо читаемым, чистым, без шлака и бодания инструментов в одном частотном диапазоне. Здесь присутствует классная партия фортепиано в стиле отличного музыканта-клавишника, композитора и аранжировщика Элтона Джона, гитарное соло в стиле LiB.
3. По гармонии видно активное использование терцовые замен. вкрапление в каждую фразу терцовых замен проходящих минорных аккордов (параллельных — 1,3,4 фразы Dm F — это по сути F ; или во второй фразе Em Am - это замены аккорда С). Это устраняет гармоническую однообразность и предсказуемость (и никакого джаза).
Я нарушу еще раз принцип «ничего заумного» и чуть позже расскажу про терцовые замены, чтобы не было вопросов на эту тему. Тем более пример очень показательный, удобная тональность и хороший повод, чтобы высказаться и по этому вопросу.
4. Если проанализировать ритмику фраз, то выяснятся дополнительные интересные нюансы. Вот несколько для ясности.
Все фразы мелодии начинаются с затактов (а мелодия к тому же с доминантного).
Дополнительную свинговость дают замены длительностей типа: скажем 2-х восьмых, на 1/8 c 1/16 и 1/16 или 1/8 с 1/32 и 1/8 без 1/32, небольшой временной сдвиг и т. д. В процессе развития мелодии эти пульсации сходят на нет, что, на мой взгляд, просто необходимо с повышением громкости.
Нечто подобное присутствует и в пении. Это выражается так: в начале песни есть некоторая блюзовая стаккатность и свинговость, в конце уже ровное хоровое легато и правильность.
Если прослушать перкуссию, то станет очевидно, что в начале песни ударник дает всем вволю блюзануть, а ближе к концу он зажимает ритм и держит всех в узде.
5. Песня имеет смысл. Вот перевод
http://www.amalgama-lab.com/songs/s/slade/my_oh_my.htmlОчевидно, для не англоговорящих этот пункт не имеет большого значения.
6. В песне есть композиционное развитие (нарастание по динамике звука, по инструментам ...). На это обратил внимание
Rolly.
Ну как-то так, в общих чертах.
Могу порекомендовать эту тему для КЖИК.
Скачать минус песни можно здесь
http://x-minus.org/track/80732/my-oh-myГоворить абракадабру на импортном языке некоторые люди стесняются. Вот слова неизвестного поэта Гаврилы, который в поэтическом порыве сочинил слова к этой песне на русском языке. Выкладываю этот «шедевр».
1.
Ты сказала мне только милый мой
Ты сказала мне только милый мой
Ты сказала мне только, только мне ...
Ты сказала мне только милый мой
2.
Говори мне чаще милый мой
Говори мне чаще милый мой
Говори мне чаще, чаще говори
Говори мне чаще милый мой
3.
Повторяй мне чаще милый мой
Повторяй мне чаще милый мой
Повторяй мне чаще, чаще повторяй
Повторяй мне чаще милый мой
4.
Ты сказала мне только милый мой
Говори мне чаще милый мой
Говори мне чаще, просто повторяй
Повторяй мне просто милый мой и т.д.
Терцовые заменыВ качестве материала возьмем звукоряд ABCDEFG (только белые клавиши фортепиано).
Двигаясь от A через терцию, построим трезвучия только из этого звукоряда.
Получим
Am — C — Em — G — Bm-5 — Dm — F — опять Am,
в ступенях
vi — I - iii — V — vii-5 — ii — IV — и опять vi.
Круг замыкается через 2 октавы. Если первый раз проход идет по нечетным нотам, то второй раз по четным и новый виток. В ступенях это выглядит так: ...1 3 5 7 2 4 6 ...
Каждый новый аккорд отличается от рядом стоящего одной нотой. На этом строится принцип терцовых замен. Коэффициент соответствия 0.666, т. е. 2 ноты из 3 соответствуют.
Чтобы сделать еще более плавный переход, можно добавить джаза.
Это метод напоминает передвижение червя: добавляется последующая нота, а затем поджимается хвост.
Как это станет выглядеть.
Am — состоит из ACE,
Am7 — добавили ноту ACEG.
C — подрезали хвост CEG,
Cmaj — CEGB
Em — EGB
Em7 — EGBD
G — GBD
G7 — GBDF
Bm-5 — BDF
Bm7-5 — BDFA
Dm — DFA
Dm7 — DFAC
F — FAC
Fmaj — FACE
Круг замкнулся, опять
Am - ACE
Это ответ на вопрос о способах усложнения примитивных гармоний.
Теперь возвратимся к началу.
Упрощенная гармония «My Oh My» могла бы выглядеть примерно так.
Intro
F | C | F | C G |
Квадрат куплета — 4 фразы
[ C F | C |
С | G |
F C | F G |
С F | C G ]
Outro
| C F | C |
С | G |
F C | F G |
| С F | C F | - 4 раза
| С F | C |
Как видите, это чистый TSD, а с помощью терцовых замен Slade без всякого джаза сделали гармонию более разнообразной.
Для демонстрации идей терцовых замен и наглядности я сделал табы.
В интернете нот не увидел, поэтому по-быстрому примерно снял, без всяких синкоп, украшательств и т.д. За точностью не гнался, потому что мне нужен был только скелет, да и в принципе, ... не страдаю. Об этом я уже писал, поэтому без комментариев. Если кому сильно надо, то можете сами сделать тщательно и с точностью до миллиграмма - ничего против не имею.
1 проход - по схеме на чистом TSD (см. pdf такты 5-12).
2 проход — по оригинальной схеме (см. pdf такты 13-20).
3 проход — произвольные терцовые замены (см. pdf такты 21-28).
Обращаю внимание на слово «произвольные». Единственная идея, которая, на мой взгляд, должна присутствовать — это приведение в конце к правильному аккорду. Это желательно, но не обязательно.
Самое
главное правило — отсутствие правил (Ц),
а еще хороший вкус, интуиция, опыт и чувство меры.
Файлы:
my_oh_my.gp5,
my_oh_my.mid,
my_oh_my.pdf.
Пользуюсь случаем - еще 2 хита Slade.
http://www.youtube.com/watch?v=1pPL9PPy1MIhttp://www.youtube.com/watch?v=ZkMwSiaNx4EКстати, на мой взгляд, In For Penny — показательный пример фригийского лада с элементом гармонизации, что и придает этому произведению такой мрачноватый оттенок.
Можно экспериментировать и джемовать в этом ладу и в гармоническом миноре. Темп там где-то 120 bpm. У кого есть проблемы с техникой не пугайтесь, самые быстрые длительности 1/8 триольки, что эквивалент 80 bmp шестнадцатыми, что практически всем по силам.
PS.
Тема для голосования.Эта идея возникла как продолжение того, о чем тут говорилось выше.
Хочу предложить Elraz80 открыть тему с перспективой для голосования. У него по моим наблюдениям сейчас наблюдается творческий кризис с идеями - всегда рад помочь, чем смогу. Должен получиться хит. Вероятно, у людей откроются глаза по этому вопросу. На мой взгляд, это будет реально полезная тема и коллективный разум должен в конце победить, если капитан не станет рулить куда-то не туда.
Примерное название темы.
На чем стоят хиты песен.
Вероятно, первоначально там надо обсудить список пунктов-кандидатов, на примерах каких-то хитов, а затем можно будет начать голосовать, скажем, не более, чем за 4 пункта. Для начала предложу ряд пунктов.
1. Мелодия.
2. Ритм.
3. Гармония.
4. Композиционное построение.
5. Слова в песне.
6. Звукозапись.
7. Техника исполнения.
8. Вокал: оригинальность тембров голоса, вокальная техника...
9. Другое.