В соседней теме обсуждается тема фразировки и возникло обсуждение построения фраз при одинаковой длительности нот. Речь шла про джаз. Вопрос, конечно, не простой, но интересный. Появилось желание высказаться по этому вопросу. Пишу здесь, чтобы никому ничего не навязывать и не мешать, тем более, вопрос, очевидно, не имеет однозначного ответа.
Обращусь к классике, да чего там мелочиться, к Баху. У него можно найти ответы на все вопросы, если Вы уже созрели задать правильный вопрос. Бах — это же Бог музыки.
У Баха есть прелюдия и фуга N2 C moll из «Хорошо темперированного клавира — ХТК» - главного его творения. Возьмем только прелюдию.
http://www.youtube.com/watch?v=wfaHV3p0ZDcПоcлушать:
http://muzofon.com/search/%D0%91%D0%B0%D1%85%20%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8%D1%8F%20c%20mollТабо-ноты от Луиса Морено.
Файлы:
Bach_Prelude2.gp5,
Bach_Prelude2.mid.
Вот немного перераспределенные партия табо-нот одной из двух партий, которая, к слову говоря, является отличным упражнением на все виды ПШ (как и вторая).
Это я увидел на сайте Дмитрия Андрианова, но видел где-то раньше, но не помню где. Он ее так и позиционирует — упражнение для ПШ.
Файлы:
Cmoll.gp5,
Cmoll.mid.
Чтобы не распыляться рассмотрим такты 25-34, которые удачно поместились у меня на 3 странице pdf. Я сделал картинку этого фрагмента.
Там четко прослушиваются фразы с подфразами, даже глухой их услышит.
Это я про себя - слегка простыл, уши заложило и пока никак не проходит.
Фразы я их подчеркнул красным цветом и пронумеровал для ясности, подфразы внутри фраз — синим.
Из рисунка видно, что длительности практически везде шестнадцатые, кроме 28 и 34 такта.
А что же делает их фразами? На слух — это понятно, и как увидеть это более формально ?
Первое, на что надо обратить внимание, это то, что фразы разделены большим интервалом - скачком, чем интервалы внутри фраз.
Это хорошо видно по нотоносцу (нотному стану).
Если вы в курсе, то знаете, что нотная запись — это практически графики высоты звука от времени (есть нюансы, но говорить про них не буду).
Графики понимают все люди:
школьники и студенты рисуют графики функций;
инженеры, изучают осциллограммы переходных процессов пуска двигателя или выхода источника питания на режим в осциллографе;
спекулянты изучают тенденции роста курса доллара по графикам;
прогноз погоды хорошо смотрится на графиках;
менеджеры, маркетологи, финансисты, бизнесмены обожают смотреть на графики роста прибыли ;
пенсионеры с интересом и надеждой смотрят на рост пенсии на графиках.
Короче, и пионеры и пенсионеры понимают графики.
Поэтому лучше нотной записи может быть только нотная запись с табами. Шутка.
Фразы 1, 2, 3, 8 и подфразы внутри фразы 9 отлично подошли под разделение скачком.
А как же с 4, 5, 6, 7 и 9 ?
Здесь скачки меньше, чем они отличаются от скачков внутри фраз. Очень просто - они идут вверх, а не вниз.
Если быть внимательным, то можно увидеть, что скачки на новых фразах по минимуму на малую терцию вверх.
Объяснение, на мой взгляд, достаточно простое и даже элементарное. Для слитности фразы необходимо, чтобы ноты стояли где-то рядом, иначе фраза начинает дробиться.
Не уверен, что все это работает всегда и во всех случаях, но как информация к размышлению и появлению каких-то свежих идей вполне подойдет.