Автор Тема: Вокруг квадрата  (Прочитано 112957 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн alexander.pronin56 Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #210 : Апреля 09, 2016, 10:19:50 »
В соседней теме обсуждается тема фразировки и возникло обсуждение построения фраз при одинаковой длительности нот. Речь шла про джаз. Вопрос, конечно, не простой, но интересный. Появилось желание высказаться по этому вопросу. Пишу здесь, чтобы никому ничего не навязывать и не мешать, тем более, вопрос, очевидно, не имеет однозначного ответа.

Обращусь к классике, да чего там мелочиться, к Баху. У него можно найти ответы на все вопросы, если Вы уже созрели задать правильный вопрос. Бах — это же Бог музыки.
У Баха есть прелюдия и фуга N2 C moll из «Хорошо темперированного клавира — ХТК» - главного его творения. Возьмем только прелюдию.

http://www.youtube.com/watch?v=wfaHV3p0ZDc

Поcлушать:
http://muzofon.com/search/%D0%91%D0%B0%D1%85%20%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8%D1%8F%20c%20moll

Табо-ноты от Луиса Морено.

Файлы:
Bach_Prelude2.gp5,
Bach_Prelude2.mid.

Вот немного перераспределенные партия табо-нот одной из двух партий, которая, к слову говоря, является отличным упражнением на все виды ПШ (как и вторая).
Это я увидел на сайте Дмитрия Андрианова, но видел где-то раньше, но не помню где. Он ее так и позиционирует — упражнение для ПШ.

Файлы:
Cmoll.gp5,
Cmoll.mid.

Чтобы не распыляться рассмотрим такты 25-34, которые удачно поместились у меня на 3 странице pdf. Я сделал картинку этого фрагмента.
Там четко прослушиваются фразы с подфразами, даже глухой их услышит.
Это я про себя - слегка простыл, уши заложило и пока никак не проходит. 
Фразы я их подчеркнул красным цветом и пронумеровал для ясности, подфразы внутри фраз — синим.


Из рисунка видно, что длительности практически везде шестнадцатые, кроме 28 и 34 такта.
А что же делает их фразами? На слух — это понятно, и как увидеть это более формально ?

Первое, на что надо обратить внимание, это то, что фразы разделены большим интервалом - скачком, чем интервалы внутри фраз.
Это хорошо видно по нотоносцу (нотному стану).
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Фразы 1, 2, 3, 8 и подфразы внутри фразы 9 отлично подошли под разделение скачком.
А как же с 4, 5, 6, 7 и 9 ?
Здесь скачки меньше, чем они отличаются от скачков внутри фраз. Очень просто - они идут вверх, а не вниз.
Если быть внимательным, то можно увидеть, что скачки на новых фразах по минимуму на малую терцию вверх.
Объяснение, на мой взгляд, достаточно простое и даже элементарное. Для слитности фразы необходимо, чтобы ноты стояли где-то рядом, иначе фраза начинает дробиться.
Не уверен, что все это работает всегда и во всех случаях, но как информация к размышлению и появлению каких-то свежих идей вполне подойдет.
« Последнее редактирование: Апреля 09, 2016, 10:24:27 от alexander.pronin56 »

Оффлайн Broofter

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4327
  • 1991
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #211 : Апреля 17, 2016, 11:06:43 »
 :) ;) :)

Оффлайн alexander.pronin56 Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #212 : Мая 14, 2016, 08:41:41 »
Лис-Alice, Yurichъ
В соседней теме нашли корни блюза и даже сумели неплохо все обосновать.
Заметьте, не я это предложил (Ц).

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Broofter
, приветствую.

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Увидел соседнюю тему про импровизацию. Несколько идей по этому поводу.
Думаю, что тем, кто следит за темой «Вокруг квадрата» будет интересно.

Постановка задача такая.
Допустим есть какая фоновая музыка на 2 аккорда и требуется шпилить, скажем, полчаса и, желательно, поразнообразнее.
Для примера, это может быть «La Bamba»
http://muzofon.com/search/La%20Bamba
или польский аналог группы Но То Цо «Играй, что умеешь».
http://muzofon.com/search/%D0%BD%D0%BE%20%D1%82%D0%BE%20%D1%86%D0%BE%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B9%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B5%D1%88%D1%8C

Квадрат выглядит примерно так.
{ G7 | C }  или так
{ G | C } - 100500 раз.

Короче, как сделать симфонию на 2 аккорда ? Что делать, если мы не великие таланты и композиторы ?
Это своего рода софистика, к которой у людей отношение различное.
Вот варианты:
- Любопытно, что же тут можно сказать нового ?
- Мели Емеля — твоя неделя.
- Всегда и везде одно и то же - достали эти болтуны-ораторы.


В школах учат писать сочинения по плану. Зачем же отказываться от этого в музыке ?
Если есть технический план, то он до какой-то степени сможет разнообразить импровизацию.

Принцип составления плана.

Аналогия с поездом.
Поезд, проходя от пункта А в пункт В, разгоняется идет на какой-то скорости, а перед пунктом назначения тормозит. Вероятно, в пути могут быть различные неожиданности, это создаст что-то еще новое дополнительно.
Наши руки и мозг в начале заторможены и им требуется разгон (да и слушатели тоже не готовы воспринимать), поэтому сразу шпилить что-то быстро — это глупо и, наверное, неправильно.

Типовой план.
1. Играть, тянуть, вибрировать, слайдить несколько нот, не забывать паузы и тремолировать ноты.
2. Вероятно, всплывут из подсознания или получатся какие-то фразы.
3. Добавить пентатоники
4. Добавить хроматизма к фразам и пентатонике.
5. Добавить вертушки, которые вытекают из фраз.
6. Горизонтальные секвеции по струне, возможно использование открытых струн как педальных нот. Для данной гармонии в качестве педальной ноты отлично подойдет струна G (3 струна). Подумайте, почему так.
7. Горизонтальные и вертикальные арпеджио: чистые, ломаные, септаккордовые, по 2, 3,4 ноты, с триолью с соседней нижней, верхней нотой, с хроматическими вставками между нотами и т.д.
8. Пункт 6 в комбинации с первыми 5 пунктами.
9. Поритмить, в стиле Болтона различными ритмическими рисунками. Поэкспериментировать с аккордовыми заменами, септаккордами, хроматическими аккордовыми въездами и слайдами.
10. Пункт 8 с чикой вниз или вверх однострунной, двухструнной и т.д.
11. Варианты аккорд — чика,  аккорд — хромопробег,  аккорд — пентатоника,  аккорд — куски гамм,  аккорд — арпеджио,  аккорд — вертушка,  аккорд — пункт 1 и т. д. и т. п.
12. Тоже самое как в п. 11, но с арпеджио вместо аккорда.
13. Движение от п. 12 пункта к п. 1.


Немного сумбурно изложил , но смысл должен быть понятен всем, кто читает тему «Вокруг квадрата». Понятно, что такой план при желании можно расширить до межгалактических размеров, но нужно ли это ? Важнее — не забывать о плане и держать его в голове, как шпаргалку.
Если посмотреть на творчество признанных гитарных авторитетов, то АХ, например, начинает импровизации с аккордов. А как лучше для вас, решайте сами.


Реплики на популярные темы.

По поводу высказываний Юрия Лозы.
(нажмите чтобы показать/спрятать)


По поводу лысых норвержцев.

(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Мая 14, 2016, 08:55:40 от alexander.pronin56 »

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9863
  • Atypique
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #213 : Мая 14, 2016, 09:00:44 »
Шпилить на 2-х аккордах у Сантаны замечательно получалось. Например, Oye Como Va: втягивает, завораживает и не отпускает.  :)

Оффлайн Лис-Alice

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1851
  • GuitarPlayer.Ru does...
    • Всё музло тут
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #214 : Мая 14, 2016, 14:29:41 »
Шпилить на 2-х аккордах у Сантаны замечательно получалось.

Так он цыган генетически, как и Блэкмор  ;)

Оффлайн Waldemar

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 340
  • Гитара + Оркестр
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #215 : Мая 24, 2016, 20:11:38 »
Продолжая тему музыкальной генетики, перейдем от абстракционизма к нашим корням. Слушаем цыган — они аккумулировали и продолжают впитывать все наше хорошее, делают своим и при этом не открещиваются от своих корней. На мой взгляд, это перспективно и правильно.

 Музыкальная культура цыган очень разнообразна и богата. Это обусловлено многочисленностью цыганских этнических групп. 
Играф Игоревич Йошка — цыганский певец, музыкант-гитарист, композитор, профессор, доктор музыковедения, лауреат Государственной премии, Ленинской премии, основатель и солист популярного в 70-е годы цыганского ансамбля Трио "Ромэн". Ему принадлежит около пятисот романсов, среди которых самый известный «Осенняя роса» (И.Йошка — Ю. Гарин). Вот мой аранж:


... и добавил:

История вопроса.
Давным-давно (не спрашивайте когда) не было никаких компьютеров, редко у кого были только бобинные магнитофоны, на которых люди слушали битлов и ролингов.
Люди хотели играть что-то подобное и играли.
Что играли ? Квадраты.
Почему ?  Рок-н-ролл начинался с квадратов.

Квадрат - Боже мой! Ведь это начало моей гитарной карьеры. Будучи школьниками, в середине 60-х мы учились играть на гитаре. Весь класс поделился на два враждующих лагеря - "шестёрочники" и "семерочники". То есть одни играли на 6-струнной гитаре, другие - на 7-струнной. У семиструнников кумиром был В. Высоцкий, а у нас - Битлы. Наряду с Битлами мы освоили квадрат. В одной организации был комплект электрогитар и барабаны. Так мы там до полночи крутили квадрат на все лады. Я, будучи с детства одержим нотоманией, пытался все соло расписать нотами. Куда там! Каждый день кто-нибудь "придумывал" новый импровиз. С тех далеких лет сохранились пару страниц. Вот они:     

« Последнее редактирование: Мая 25, 2016, 13:31:17 от Waldemar »

Оффлайн alexander.pronin56 Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #216 : Июня 11, 2016, 11:19:15 »
Waldemar, приветствую.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Реплика.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Июня 11, 2016, 11:25:27 от alexander.pronin56 »

Оффлайн Waldemar

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 340
  • Гитара + Оркестр
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #217 : Июня 11, 2016, 13:24:40 »
Кто не в курсе, к нам зашел отличный, на мой взгляд, профессиональный аранжировщик.... По поводу цыганской музыки полностью с Вами согласен.
Лично мне было бы любопытно услышать Ваши аранжировки на 1, 2 или 3 гитары, что-то типа:
Цыганочки... как раз те произведения, которые строятся на импровизациях и где гитара уместна и может сильно выигрывать. [/url]

Александр, большое СПАСИБО за поддержку! Многие считают, что моё появление на этом форуме излишне и даже уже один раз забанили. Но я так не думаю и мои аранжи - тому долказательство. 
Вряд ли есть такой человек, говорящий по-русски, который не знал бы, что такое цыганочка. Говорят, русский человек умирает дважды: первый раз – за Родину, второй – когда слушает цыган. Это танец считается национальным для русских цыган и очень популярен в России вообще. «Цыганская венгерка», более известная как «цыганочка», появилась в России в XIX веке. Цыгане были как бы составною частью тогдашней русской культуры, являясь виртуозными исполнителями русских народных песен в своеобразном преломлении цыганщины. В Москве цыгане в старые времена составляли необходимую принадлежность всякого гулянья: в Сокольниках, в Марьиной Роще, под Новинским, в ресторанах „Яр“ и «Стрельна» - они пели и плясали публично на эстрадах, как для благородных особ, так и для простых людей. Цыганским пением увлекались не одни только подпившие гуляки: знаменитая певица Каталани восхищалась пением цыганки Стеши.
Откуда название „венгерка»? Венгерский композитор Ф. Лист и другие музыкальные светила посещали цыганские таборы и восхищались их пением и танцами. Ференц Лист проявлял особый интерес к фольклорным источникам (в основном мотивы венгерских цыган), которые легли в основу его Венгерских рапсодий. Кроме того, известно, что именно Ф. Лист впервые расписал венгерку в нотах.
В 1842 году Аполлон Григорьев написал стихи «Цыганской венгерки». Позднее они стали основой песни «Две гитары», опять же, на мотив венгерки. Очень скоро ее стали исполнять цыганские хоры. Во вторую часть песни вошли строфы из стихотворения «О, говори хоть ты со мной...». Позже кто-то досочинил припев «Эх, раз, еще раз!..», которого не было в стихах Григорьева. На основе этой, новой «венгерки» начал развиваться чечеточный цыганский танец, который мы называем попросту «Цыганочкой».
За свою большую творческую жизнь я переиграл множество вариантов
Венгерки. Здесь в миди я собрал кое-что на тему «Цыганочка».

... и добавил:

Тема этой страницы - блюзовый квадрат. "Цыганочка" здесь - как бы оффтопик. А не завести ли отдельную страницу? У меня обширный материал. Или продолжить где-нибудь здесь:

https://guitarplayer.ru/index.php?topic=9071.msg91860#msg91860

... и добавил:

[quote/]

Лично мне было бы любопытно услышать...
Бирюзовых колечиков...

По французски "Бирюзовые колечики" будет "Vole, vole farandole". Поль Мориа - мой кумир и Бог, лучший в мире Аранжировщик. Вот его "Колечики":
 
https://www.youtube.com/watch?v=0N_rQK1v1Hg
« Последнее редактирование: Июня 11, 2016, 18:56:06 от Waldemar »

Оффлайн alexander.pronin56 Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #218 : Июня 12, 2016, 10:16:55 »
Waldemar,
в сообщении #95 мы расширили тему таким образом.

Слово "квадрат" имеет значения:
1) как 12-ти тактовый блюз...
2) Как период какой-либо законченной части...


А с Цыганочкой мы уже экспериментировали несколько раз.

Оффлайн Waldemar

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 340
  • Гитара + Оркестр
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #219 : Июня 12, 2016, 11:03:18 »
Как период какой-либо законченной части...

Период какой-либо законченной части - это не что иное, как гармоническая секвенция. Яркий пример - гармония "Цыганочки". Но таких периодов, точней секвенций - великое множество. Приведу некоторые:

1. "Золотая" секвенция;
2. Doo-wop - вокальный поджанр ритм-н-блюза;
3. Гармонические качели;
4. Андалузская каденция;
5. Последовательность Паркера
6. Последовательность Колтрейна (Coltrane changes);
7. Восьмитактовый блюз
8. Фолья;
9. Эллиптический оборот;
10. Монтгомерибридж;
11. Омнибус;
12. Канон Пахельбеля;
13. Пассамеццо;
14. Панк-заморочка;
15. Рэгтайм-форма
16. Романеска
17. Тэрнэраунд
18. ♭VII-V7cadence;
19. 50-s progression;
 20. ice cream changes;
 21. главный ход джаза;
 22. Chord substitution;
 23. Backdoor progression;
 24. mu major chord;
 25. Passing chord и мн. др.

... и добавил:

Лично для меня это основная проблема. Потому что процесс в "квадратной музыке" как раз очень скучный. Пытаться пиликать что-то под пяток аккордов, которые долбят в мозг бесконечно по кругу — это для меня слишком жёсткое времяпровождение. "Вызывает рвотный инстинкт"

Я бы не назвал квадрат скучным. Пиликать что-то под пяток аккордов - тут как посмотреть! Да, гармоническая секвенция может быть относительно простой, но зато импровиз!!!
Вот пример:
https://www.youtube.com/watch?v=HAjeSS3kktA
« Последнее редактирование: Июня 12, 2016, 21:47:02 от Waldemar »

Оффлайн alexander.pronin56 Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #220 : Июня 13, 2016, 11:45:31 »
Я бы не назвал квадрат скучным. Пиликать что-то под пяток аккордов - тут как посмотреть! Да, гармоническая секвенция может быть относительно простой, но зато импровиз!!!
Вот пример:
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Не скучно, особенно мне понравилась группа с бубнами.

Waldemar, Вы привели названия гармонических секвеций (гармоний квадратов).
Если не сложно, дайте и их содержание (цифровку), можно и характерную мелодическую тему, но это не обязательно. Это было бы полезно. Народ здесь называет это джазовыми стандартами.

Оффлайн Waldemar

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 340
  • Гитара + Оркестр
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #221 : Июня 13, 2016, 20:15:30 »
Waldemar, Вы привели названия гармонических секвеций (гармоний квадратов).
Если не сложно, дайте и их содержание (цифровку), можно и характерную мелодическую тему, но это не обязательно. Это было бы полезно. Народ здесь называет это джазовыми стандартами.

Не все 25 секвенций явлются джазовыми стандартами. Но давайте по порядку, начнем с начала. Попробуйте набрать а Google вот такую гармоническую цепочку: Am-Dm-G7-C-F-Dm-E7-Am. Google дал мне 20 400 000 результатов. На самом деле их должно быть неизмеримо больше. Это так называемая „золотая секвенция“. Не знаю, какой идиот назвал кварто-квинтовый круг золотой секвенцией. Ничего особенного - каждый последующий аккорд является четвёртой ступенью предыдущего. Возможно она потому золотая, что приносит прибыль дельцам от музыки. Апогей популярности секвенции пришёлся на эпоху барокко, когда она стала излюбленным приёмом развития музыкальной композиции, особенно у Вивальди и Генделя. Самый яркий пример - «Пассакалия» Генделя, написанная в 1710 году. Секвенции встречаются у венских классиков, у романтиков (особенно ярко у Р. Вагнера и П. Чайковского). "Золотая секвенция" времен барокко в наше время воспринимается как клише массовой музыкальной культуры. Этакая "царица секвенций"! Когда появился эстрадный жанр, то эта секвенция была с благодарностью перенята композиторами как простой рецепт, алгоритм, готовое решение.
80 процентов эстрадных песен если не состоят сплошь из одной золотой секвенции, то содержат ее хоть частично, хоть намеком. Именно такая музыка с наибольшею вероятностью попадают в топ хитпарадов.
От „Adagio“ Albinoni до «Burn» Deep Puirple (во второй части соло гитары).
От 24-го каприса Паганини до «Unbreak My Heart» Toni Braxton (в проигрыше).
От «Ласкового мая» до „Just on last dance“ Rob Tyger.
Selena Gomez & The Scene — «Love You Like a Love Song» (в которой во втором куплете даже использован проигрыш из Ave Maria, которая в свою очередь основана на этих же золотых аккордах).
Вот, к какой плачевной роли - роли стереотипа - привела золотую секвенцию ее блистательная история.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #222 : Июня 13, 2016, 22:16:16 »
Не смогу удержаться и поставлю плюс +. Вот, что может сделать "бан"!
Совсем другой человек стал.  :) Хотя лучше это было бы в соседней ветке
процитировать.

Оффлайн Waldemar

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 340
  • Гитара + Оркестр
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #223 : Июня 13, 2016, 22:23:27 »
Не смогу удержаться и поставлю плюс +. Вот, что может сделать "бан"!
Совсем другой человек стал.  :) Хотя лучше это было бы в соседней ветке
процитировать.

Спасибо за +. Я недавно тоже усомнился помещать "Цыганочку" и блюзовый квадрат на одной странице. Но если взять за основу именно разновидности гармонических секвенций, то вроде бы есть определенная связь. Кстати, как насчет "правильных" аранжировок?

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вокруг квадрата
« Ответ #224 : Июня 13, 2016, 22:52:04 »
Но если взять за основу именно разновидности гармонических секвенций, то вроде бы есть определенная связь.

А если взять ещё и "мелодические секвенции" и наконец-то " рассорить" их с "гармоническими", то это будет
феноменально. ;D

Кстати, как насчет "правильных" аранжировок?

Не надо портить мне настроение!  >:( Никаких " мидюшек" больше, пожалуйста!