Мы достигли замечательного, на мой взгляд, показателя 100 просмотров на сообщение, по такому случаю ...
Людвиг ван Бетховен. Лунная соната (1 часть)Введение.Меня заинтересовала тема про использование гармонии Лунной сонаты Бетховена в «Because» Битлов и захотелось с этим самому разобраться — для начала надо копнуть первоисточник.
Вот ссылки
https://ru.wikipedia.org/wiki/Because_%28%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F_The_Beatles%29https://guitarplayer.ru/index.php?topic=324916.msg9049124#msg9049124О Лунной сонате. Ссылка на википедию.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE_%E2%84%96_14_%28%D0%91%D0%B5%D1%82%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%29Думаю, что Бетховену было достаточно написать только одну Лунную сонату, чтобы стать великим и что поразительно — Бетховен был уже глухим. Это уму непостижимо, но факт. Произведение гениальное и, вероятно, еще не исследованное.
Я где-то читал, что ноты Лунной сонаты Бетховену приснилась во сне. Он проснулся среди ночи, по-быстрому их записал и уже спокойно продолжил спать.
Она состоит из 3 частей, а мы поведем речь о самой великой и известной 1 части. Другое название Лунной сонаты - соната 14.
Исходная тональность — Cis-moll (до диез минор). 1 часть построена на триольных арпеджио и содержит 69 тактов. Размер 4/4. В нашем случае мы имеем дело с транспонированной в тональность A moll (Дэвидом Аткинсон — кто такой, я не в курсе). Так всем проще, хотя для чистоты эксперимента надо бы брать ноты первоисточника, но лишнюю работу делать не хочется. Вещь сама по себе непростая для понимания, содержит громадное количество интересных нетривиальных модуляций (или отклонений), а зачем еще дополнительные сложности. Вы это сами, надеюсь, увидите чуть позже. Ну, да ладно. Вы меня поняли...
Немного о Бетховене.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%82%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%B2%D0%B0%D0%BDБетховен велик. Если Бах условно Бог, то Моцарт и Бетховен его архангелы.
Бетховен принадлежит к Венской школе, но об этом уже было ранее написано.
Бетховен, наверное, лучше всех понимал в гармоническом миноре и модуляциях в нем. Мы попытаемся на примере Лунной сонаты (безусловно, гениальном творении Бетховена), в этом как-то разобраться. Попытка — не пытка, а что, а вдруг получится. Копать и копать надо — здесь целина, да и просто интересно. Почему никто этим не занимается — большая загадка для меня. Но в любом варианте, поднабраться идей никому не помешает.
Первый раз Лунную сонату я услышал в фильме братьев Васильевых «Чапаев». Помните там денщик натирает паркет в ритме вальса, а белогвардейский полковник играет на рояле весь сам из себя такой одухотворенный. А у бородатого денщика текут слезы из глаз - брат Митька помирает и ухи просит. Перед этим белые Митьку выпороли так, что тот в последствии умер, а ухи так не дождался. В отместку за это денщик перебежал к красным и рассказал о коварном плане белых о психической атаке, к которой удалось тщательно подготовиться, предварительно смазав и отрегулировав пулемет.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%B2_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%29Будем считать, что с введением успешно закончили.
Как-то четко разделить произведение на части достаточно сложно и, наверное, невозможно. В теме присутствует затакт и она плавно перетекает из одной части в другую, содержит множество модуляций (или временных отклонений). По этим причинам Лунная соната является целостным, слитным произведением (но это уже высшая математика, а нам бы как-то не сильно облажаться).
Вступление.(1-4) - тональность Am
[ Am |
Am7 | F
Bb | - интересная секвенция: Bb - тритоновая замена E7, Am7 - отлично заменяет C.
E7
Am Esus4 E7 | - обыгрывание E7 гармонической секвенция вкраплением Am Esus4
Тема
----------------------------------
(5-9)
Am | E7 | Am Dm |
C G | C | - интересное вкрапление C (может, наверное, считаться эллиптическим оборотом в гармонических качелях, по классификации Вальдемара)
----------------------------------
(10-14) - переходим в тональность Cm
Cm | Eb7 | Ab - Gbdim Am | Gm Am7/-5 | Gm D | - просто чудное место (гладкая двойная последовательная модуляция Cm — Am - Gm
----------------------------------
(15-18)
Gsus4 G | G7 Cm | G | G7 Cm | - модуляция Gm — Cm через бесполый sus4
Берите на заметку. Модуляция через доминантный квартаккорд (sus4), а не только через септаккорд.
Gm — Gsus4 — G — G7 — Cm, что и продемонстрировал Бетховен (конец 14, 15,16 такты)
Другой вариант гладкое изменение мажора/минора: G — Gsus4 — Gm или все наоборот Gm — Gsus4 — G, что и продемонстрировал Бетховен (конец 14-15 такты).(19-22) - переходим в тональность Dm
G Gdim | A7 Dm | Cm7 Ddim | Dm — Asus4 A |
----------------------------------
(23-33) - переходим в тональность Am
Dm | A7 | Dm — E7 Dm | E7 | Am — Bdim Adim | E7 | E Bdim | Am | Am | E7 | Am |
(34-39) - переходим в тональность Dm
Adim | Ddim7 | Ddim7 | Ddim7 - - Dm | Ddim7 - - Dm | Ddim7 — Bb Dm |
(40-41) - переход в тональность Am
Ddim7 F | Dm6 E |
----------------------------------
(42-45 )
Am | E7 | Am Dm |
C G | - очередное вкрапление
----------------------------------
(46-50 )
C | G | C - E7 Am | E7 Am |
Bb E7 | - уже известная нам тритоновая замена E7
(51-55) - переходим в тональность Dm через доминанту
Am A | Dm | A | Dm | A Dm |
(56-60) - переходим в тональность Am через параллельный мажор
G7 - - C |
F+7 Ddim7 E Am | Dm6 | Am E7 | Am |
(61-69) - кода
E7 | Am | E7 | Am | Ddim | Am | Am | Am | Am ]
Файлы:
moonlight_sonata_2.gp5,
moonlight_sonata_2.mid,
moonlight_sonata_2.pdf
PS. Теперь для выяснения истины осталось проделать подобные манипуляции с «Because» Beatles. Но об этом уже в следующей статье.