Десять лучших классических усилителей всех времен и народов
(The Tube Amp Book by Aspen Pittman Deluxe Revised Edition)
По материалам журнала Guitar Player
Попробуем представить, что нам надо выбрать самую любимую песню всей жизни. Ладно, для простоты пусть это будет список из 50 любимых песен. Так вот, это занятие окажется детским лепетом по сравнению с выбором классических усилителей для этой статьи. Дайте мне возможность выбора из 50-ти усилителей и он устроит каждого. Но если разговор идет о 10 усилителях, тут уже ничего не поделаешь: кого-то придется погладить против шерстки. Учитывая рамки статьи, придется все же строить наш выбор на основании 10 усилителей. Заранее прошу прощения у тех , чьи любимцы не вошли в выбранный перечень, который в свою очередь я надеюсь не вызовет больших споров.
1958 Fender Tweed Champ
мощность: 3.5 ватта RMS 4 ом
лампы: Одна 6V6 Выходная, одна 12AX7 предусилитель
одна 5Y3 выпрямитель
Динамик: Обычно 3.2 омный 8’ Jensen
(в некоторых случаях 6’ Jensen)
Средства
Управления: Один регулятор совмещающий функцию включения с ручкой громкости
В этой модели – покрытой твидовой обивкой, напоминающей дорожный чемодан, заложена концепция являющаяся краеугольной для всех ламповых усилителей. Эта модель разработана в 1953 году для начинающих гитаристов, обучающихся в музыкальных школах. Большинство этих твидовых красавцев первоначально было раскуплено исполнителями, играющими кантри и гавайскую тематику на стил-гитарах.
Однако, в роке эти усилители также сыграли свою значительную роль. В первую очередь они были недорогими, что было главным обстоятельством для молодых рокеров. Сотни блестящих сольных партий были записаны с помощью этих маленьких титанов во времена раннего рокн-ролла. Какой классный дисторшн наруливался при перегрузке, когда громкость устанавливалась на 12 делений.
Как ни странно Champ такой же дисторшн выдавал и на относительно более маленьких уровнях громкости, что было в значительной степени более удобно для большинства студий. В 1950-1960 (и сейчас тоже) инженеры предпочитали работать с более маленькими уровнями сигналов, поскольку это лучше при записи с использованием микрофонов.
Технически, Champ выглядит проще простого. Одна лампа 12АХ7 используется для первой стадии усиления, а также для управления выходной лампой 6V6, которая подает 3.5ватта RMS на нагрузку в 3.2 ома. Это простейший пример использования ламп, позаимствованный из Руководства по практическому применению ламп RCA, поставляемого производителям усилителей в качестве справочного руководства.
1959 Fender 4x10’ Tweed Bassman
Мощность: 40 ватт при 2-х омной нагрузке
Лампы: Две выходные 6L6 , предусилитель – одна 12AY7, две 12АХ7, 5AR4 - выпрямитель
Средства
Управления: по четыре входа , два канала с общим темброблоком для низких средних высоких и presence
Среди фанатов Фендера несомненно это самый уважаемый аппарат. Возможно он самый лучший среди тех, что изготавливал Фендер.
Модель Bassman была представлена на рынок в 1951 году вместе с гитарой Fender Precision Bass.
Исходно оснащенный 15’ динамиком Jensen, вмонтированным в кабинет похожий на корпус телевизора, Bassman Выдавал 40 ватт. В 1955 году Фендер сменил конфигурацию динамиков на 4ре 10’х дюймовых Jensen специальной конструкции закоммутированных параллельно с входным сопротивлением 2 ом. Годом позже были добавлены средства управления средними частотами, количество входов было доведено до четырех (цепь 5F5), далее после внесения незначительных изменений появилась модель 5F6-A, завершившая эволюцию твидового Bassman. В таком виде модель производилась до 1960 года и была однозначно лучшим усилителем своего времени.
Переход от одного 15’ динамика к 4м 10’м динамикам безусловно стал причиной возникновения знаменитого «голоса» Bassman.
С 15’ динамиком у Фендера были проблемы. Динамик «хлюпал» когда извлекался звук на открытой басовой струне E. Переход на 4ре 10’х динамика привел к распределению несущей частоты между ними и обеспечил более плотную отдачу басового сигнала.
Необходимо учесть, что Фендер задавался целью сделать еще и басовый усилитель и эти эволюционные изменения в конфигурации динамиков преследовали этот интерес.
В компании совершенно и не догадывались о том, что усилитель будет черезвычайно популярен среди ранних звезд блюза и среди более поздних героев гитары по причине своего пронзительного голоса.
Еще одной удачной находкой сделанной Фендером , стало применение регулировки Presence, правда использовавшейся в более дорогих моделях. Эта схема снимает отрицательный сигнал с динамика, используется для управления отрицательной обратной связью и подает его на каскад ламп усиления. В результате изменения регулировок Presence можно добиться заметного повышения высоких частот, по сравнению с обычными средствами регулирования высоких частот.
Именно Bassman в своей последней версии послужил Джиму Маршаллу источником вдохновения в 1963 году, когда он пытался построить доступный усилитель для бас-гитаристов в Великобритании. Как известно эта попытка привела к созданию империи усилителей Маршалл.
(продолжение наверное последует…)