Как же их много получилось.Ну и как выбирать? Это с ума сойдёшь. 
Всё очень просто на самом деле.
Во-первых, таки надо определиться, двух- или четырёх- такт.
Разница:
- четырёхтакт тормозит двигателем, двухтакт соответственно - нет. Лично мне гораздо приятней, когда двигателем НЕ тормозит. Соответственно, от работы газом, мотоцикл продольно не разбалансируется. Замедление - одним органом управления, разгон - другим. В общем, не вдаваясь в детали, это плюс двухтактников. Есть мнения, что тормозить двигателем - это клёво, и всё такое, а двухтакт - отстой и шляпа. Если такого "знатока" поскрести ногтиком, окажется, что оные двухтакты он видел только на картинке. Ну или еще хуже, когда случайно на нём прокатился, убрал газ перед поворотом... а оно не тормозит. Нажал на тормоз поздно, заложил мало, в результате - хайсайд и башкой об дерево. Теперь бегает и смеётся, и везде хает двухтактники.
- двухтакты не имеют низов. Да, там есть всякие мощностные клапаны, и прочие ухищрения, чтоб какие то низы были, но... суровая правда в том, что всё равно сцеплением работать надо, и много. Если на четырёхтакте можно ползти в лесу на холостых и выезжать из говен на 1/3 газа, и всё это не трогая сцепло вообще, то на двухтакте таки надо трогать постоянно. На совсем ортодоксальных двухтактах, вообще, мотор имеет два режима "вкл" и "выкл".
Опять же, иногда можно услышать - "да всё там есть, там низы ого-го-го, вы просто не умеете их готовить". Принюхайтесь, от такого гражданина всегда будет слегка попахивать горелым маслом.. Да, это он, рыцарь двухтакта. Ортодоксальный. Ну и ес-но, никогда, толком, не ездивший на 4-ех. Он не со зла, просто не понимает значения слова "низы".
- двухтакты раскручиваются быстрее. Имеют ярковыраженный "подхват" (мощностной график - горб), четырёх- соответственно наоборот, медленнее крутятся, но характер ровнее. И то и другое - ни хорошо, ни плохо. Просто вот такой характер.
- Двухтакты легче ремнтируются, ибо проще. И имеют меньше "расходников". Но, в среднем, чуть меньший ресурс.
Итогово - если заниматься более-менее всерьез, с выездами на, хотя бы, любительские "покатушки", на трассы, и т.п., то двухтакт - лучше (хотя, чуть сложнее в освоении). Если для чисто "фановых" поездок по ближайшим лесам/болотам, то четырёхтакт рулит.
Далее. Водянка/воздушка.
Ну, лично я, на воздушки бы и не смотрел. Это просто "сельское средство передвижения", и не более того. Зимой мёрзнут, летом греются. В грязи просто дохнут. Но, если надо доехать из пункта А в пункт Б по, пусть и плохим, но дорогам, то - вариант. Это вот почти все, перечисленные под "легкими эндуро".
Хард эндуро/кросс. Как правило, ровно один и тот же мотоцикл, в версии хард-эндуро имеющий световые приборы (весьма условные. Т.е. фара, например, чисто "чтоб было", а не чтоб реально светить), и часто слегка дефорсированный в угоду ресурсу. Иногда имеет ПТС, и соответственно может быть поставлен "на номера", в отличие от чистого кросса, который идёт как "спорт-инвентарь".
Лучше брать сразу кросс, т.к. толку от фар/поворотников мало, по городу на этом катать всё равно не будешь, а там где будешь - все проблемы решает хороший светодиодный налобник. Да и, по хорошему, нехрен вообще на них ночью ездить.
Единственный минус - ресурс. Да, поршневая вылетает быстрее. Но, укатать более одной за сезон, это надо ооочень стараться. В первые год-два точно не получится. Тупо силёнок не хватит.
По фирмам. Забыл еще КТМ и Хускварну/Хусаберг. Если двухтакт, то очень даже стоит. А так, по большому счету, ровно всё равно какого производителя. Все они +/- норм.
А вот теперь, к самому интересному. После покупки мотака, идут две вещи, с не меньшими затратами.
Экип. "Это вам не это..." (с)
Внедорожье - не асфальт, тут не царапаются, зато ломаются. На ровном месте и в безобидных ситуациях. Поэтому - экип нужен. Весь. Башмаки, шарнирные, что бы невозможно было выгнуть стопу назад или вбок. Колени. Конечн шарнирки с ограничением сгибания - тоже круто, но денег стоят, как ушатанный эндурик, поэтому можно обойтись и обычными, но хорошими. Бронетруселя, либо с жесткими вставками, либо 3DO. Панцирь с плечами + рукава с локтями, либо панцирь грудной + рукава с плечами и локтями, либо эндурная черепаха (неразъемная грудина, защита ключиц, короткая спина). Защиту шеи. По хорошему - "пружинную", но, для начала, можно и обычную "подушку". Шлем, обычный кроссовый (лучше чуть маловатый. При первом ударе мордой об руль, поймёте почему). Очки, двойные, чтоб не потели. Опционально с чистилкой (если лезть в говны и соревнования). Шлем зимний со стеклом (можно с подогревом). Можно конечно и в летнем, с очками, по морозу рассекать, но удовольствие - ниже среднего. Термобельё и термоноски. Летом - отводящие, зимой - греющие. (и то, и другое опционально. Можно и в обычном, но всегда мокрым как мышь). Куртки штаны. Зимой - горнолыжное вполне годно (ну и вообще любое тёплое и непромокаемое, но такое чтоб заправлялось в сапоги, и надевалось на всю защитную чешую). Летом - кроссовые штаны и джерси. Можно и просто шмот из "охоты-рыболовства". Практично, но непонтово. Перчатки - зимой тёплые и непромокаемые, есс-но. Летом, стандартные кроссовые "тряпки". В лесу можно с защитой костяшек. Нелишне. Моторюкзак для леса - маст хэв. Обтекаемый, чтоб за ветки не цеплялся, и утягиваемый, чтоб по спине не колотил. Туда инструмент, камеры, "свечу-насос", воду-воду-воду, шоколад, яблоки. Эмммм... так, это я уже отвелёкся.
И гвоздь программы.... та-даааммм... Прицеп! Ибо, без возможности доставить мот к месту покатушек, всё вышеперечисленное - не имеет смысла. Лучше сразу на пару мотиков. Прицеп обычный, без всяких приблуд "для мотоциклов", ибо денег за них просят конских, а сделано это всё бестолково. Лучше самому купить болтов, шпилек, пару профилей, и сделать всё "по уму".
В нынешних ценах, если очень постараться, всё перечисленное можно уложить тыщ в 150 где-то. Без этого всего, покупка кросса - не имеет смысла. А без экипа - прямой путь на больничную койку. С экипом и прицепом - куча веселья, новых, неизведанных мест, куда никакой джипер и не подумает забираться, красоты и всё такое. Соревнования, победы, виртуозное вождение, и протчая протчая..
Зы. А, да, чуть не забыл. Для зимы - еще + комплект резины + ошиповка (где-то 15 тыр за два колеса). Ну или просто шипованый комплект фирменных колес (цены в тырнете. Довольно кусачие)
... и добавил:Есть еще такая штука, как китайцы. Отдельная тема. Некоторые имеют право на жизнь, в рамках бюджета