Хочу поделиться своими впечатлениями от покупки клавиатуры M-Audio Code 25, а также рассказать о возникших проблемах с тугостью данной клавиатуры. Если кто-то сталкивался с проблемой тугости клавиатуры - очень прошу прокомментировать. Итак по порядку. Я сам гитарист-классик и клавиатуру покупал для создания аккомпанемента для гитары (на гитаре планируется играть соло и сводить все вместе на компьютере). С MIDI-клавиатурами раньше дела не имел, а на обычном механическом пианино играть немного приходилось, поэтому представление имею. После недели использования купленной клавиатуры могу сообщить следующее:
1. 25 клавиш для задачи создания аккомпанемента для гитары хватает вполне.
2. Сами по себе клавиши не люфтят, не скрипят, друг за друга не цепляют, выглядят добротно. Неприятной "ватности" при нажатии не чувствуется. Производитель утверждает, что клавиши полувзвешенные. Но "полувзвешенность" эта означает всего лишь то, что в клавиатуре применены более сильные пружины, а в остальном это та же самая невзвешенная клавиатура, которую я успел "потыкать" в магазине на синтезаторе. Учитывая, что для получения нужной громкости "долбить" по клавишам нужно сильно, при игре получается довольно значительный грохот. Этот грохот накладывается на звук из колонок, и приходится устанавливать некомфортно большую громкость чтобы как-то заглушить грохот клавиатуры. Пробовал играть в закрытых мониторных наушниках, но даже закрытые наушники не позволяют избавиться от грохота клавиатуры и это мешает произвести точную нюансировку звука. И дело совсем не в том, что клавиатура какая-то громкая, а в том, что клавиши тугие, и чтобы придать им требуемую скорость, приходится сильно по ним бить - вот эти удары и создают шум. После нескольких часов игры у меня разнылась ладонь правой руки. Дополнительную проблему создают длинные ногти на правой руке - они мне нужны для игры на гитаре, но при игре на клавиатуре они не позволяют должным образом согнуть пальцы, и в результате пальцы оказываются перегруженными. Если кто-то с подобными проблемами сталкивался - просьба прокомментировать. Быть может стоит подыскать другую клавиатуру с легким нажатием клавиш? Пока выход вижу в том, чтобы попробовать играть левой рукой.
3. Пробовал набивать партию ударных при помощи клавиш и при помощи драм-падов. По началу драм-пады не понравились. У драм падов реально разная чувствительность: один срабатывает от легкого стука пальцем, а по другому нужно стукнуть более основательно, чтобы он сработал. Но после некоторой тренировки удалось привыкнуть к их разной чувствительности, и все стало получаться. Дело в том, что барабаны ( к примеру kik drum) всегда находятся на одних и тех же падах, и достаточно просто привыкнуть к требуемой силе удара именно по каждому конкретному барабану. Тем не менее, я не ощутил каких либо особых преимуществ драм-падов перед клавиатурой. Более того, при набивке барабанной партии на клавиатуре мне удавалось произвести несколько более точную нюансировку громкости - на драм падах это было сделать труднее. Единственная причина, по которой я все-же буду пользоваться драм-падами для барабанов состоит в том, что игра на них получается намного более легкой для пальцев и более тихой, в отличие от клавиш, которые грохочут и мучают руки необходимостью прилагать большие механические усилия.
4. Фейдеры и крутилки. Думаю, они нужны тем, кто выступает на сцене и поэтому имеет сложности с доступом к компьютерной мыши. Пользоваться ими вероятно не буду.
5. ХУ-pad. Реально не работающая вещь. Чтобы он срабатывал, нужно тереть его пальцем с очень большим усилием, неприятным для пальца. Пользоваться таким, с позволения сказать, "органом управления" может только мазохист. Наличие данного органа управления - не более чем маркетинг. Очень не солидно для уважаемой фирмы, к которым я причисляю M-Audio.
6. Наличие MIDI-выхода - реально полезная вещь. Когда я подключаюсь к звуковой карте через midi кабель, задержка не чувствуется совсем. Когда же играю через USB, особенно на барабанах, задержка чувствуется. Правда, я вообще чувствителен к задержке, поэтму при игре на гитаре через наушники, всегда выставляю минимальный размер ASIO буфера.
7. Внешний вид. Дело вкуса, конечно, но как по мне - слишком много всего светящегося. При игре на темной сцене, возможно, это и полезно, но дома мне это не нравится. Корпус выглядит достаточно прочным.
8. В интернете видел много жалоб на то, что данная клавиатура способна периодически зависать, после чего ее требуется выключать и по новой включать, что многих пользователей раздражает. Когда я только достал клавиатуру из коробки и подключил ее, она несколько раз зависла. Тогда я пошел на сайт производителя и скачал там самую свежую прошивку. Установка прошивки проходила проблематично. Прошивка загружалась наполовину, после чего процесс прерывался с сообщением об ошибке: "MIDI клавиатура не доступна" и клавиатура вообще перестала функционировать. Но с четвертой или пятой попытки загрузка прошивки прошла успешно, и после этого клавиатура больше не зависала, даже после того, как я оставил ее всключенной на всю ночь.
9. В сравнении с клавиатурой механического пианино, клавиши Code 25 воспринимаются как очень тугие. На механическом пианино, если играть тихо, можно к клавишам прилагать совсем небольшие усилия. Поэтому на механическом пианино играть может даже ребенок. В моей клавиатуре же усилие, прилагаемое к клавише определяется натяжением пружины, и совершенно не зависит от громкости игры. Сама по себе клавиша клавиатуры очень легкая, а усилие зависит только от пружины. Если, например, я хочу сыграть аккорд из трех или четырех нот на пианино, я прилагаю некоторое усилие для создания звука, а затем, для удержания клавиш в нажатом состоянии я прикладываю совсем незначительное усилие. В результате, при игре на механическом пианино рука значительную часть времени расслаблена. На моей же клавиатуре, даже при самом тихом звукоизвлечении, чтобы сыграть аккорд из трех нот нужно "продавить" одновременно пружины всех трех клавиш, а это уже достаточно большое усилие. Более того, чтобы аккорд продолжал играть, например две секунды, нужно все эти две секунды держать клавиши нажатыми, а для этого нужно все две секунды выдерживать рукой натяжение пружин всех трех клавиш, а это усилие многократно больше возвратного усилия клавиш механического пианино. Получается, что при игре на клавиатуре рука постоянно оказывается в сильном напряжении, и после нескольких часов "мучений" начинает ныть. На механическом пианино же можно играть часами не испытывая никакого дискомфорта, именно потому, что руки при игре оказываются расслабленными. Перед покупкой клавиатуры я довольно много времени провел в интернете, пытаясь выбрать клавиатуру по отзывам владельцев, но подробной и понятной информации не нашел, поэтому решил поделиться этой информацией здесь на форуме для тех, кто сейчас выбирает себе клавиатуру. Еще я заметил, что мои длинные ногти на правой руке, нужные мне для игры на классической гитаре, при игре на пианино мне не мешают, при игре же на клавиатуре Code 25 они сильно мешают. Все дело в том, что по клавишам пианино не нужно бить: на них достаточно мягко опустить пальцы и нажать. По клавишам Code 25 нужно именно бить, чтобы придать им необходимую скорость, ибо от скорости зависит громкость звука. И от этих ударов ногтям становится дискомфортно, даже если основной удар осуществляется подушечкой пальца, а ноготь лишь немного достает клавишу. В целом, данная клавиатура совершенно не подходит для детей, у них просто не хватит сил на ней играть. Да и женщинам я бы ее не посоветовал. Я сейчас пробую делать так: пять-шесть раз сжимаю рукой изо всех сил кистевой эспандер, и только после этого начинаю играть. После кистевого эспандера клавиатура в течение нескольких минут не кажется такой тугой и неприятной. Опыт общения с данной клавиатурой у меня еще не большой, и я надеюсь привыкнуть. В интернете многие пишут, что полувзвешенные клавиатуры - это хороший компромисс между хорошими и дорогими молоточковыми (полновзвешенными) клавиатурами и "дешманскими" невзвешенными клавиатурами, у которых якобы клавиши оставляют ощущение дешевого детского пластика. Начитавшись этих отзывов я и заказал себе в магазине "полувзвешенную" клавиатуру, о чем сейчас сожалею. В магазине в наличии были дешевые невзвешенные клавиатуры, и сейчас я бы скорее всего купил именно такую, чтобы не мучаться с тугими клавишами. Пожалуй, даже купил бы клавиатуру без драм-падов, так как точность нюансировки громкости ударов на клавишах у меня получается выше, чем на драм-падах. Но, с другой стороны, на тех дешевых клавиатурах, что были в магизине, отсутствовал MIDI выход, а мой опыт показал, что USB соединение вносит заметную задержку, даже при выставлении минимальных буферов в ASIO драйвере. То есть сейчас в идеале я бы искал клавиатуру с невзвешенными клавишами, без падов, без крутилок и фейдеров, без XY пада, но с обязательным наличием MIDI выхода. Как мне кажется, "полувзвешенная" клавиатура - это своего рода маркетинговый прием производителей, которые, зная о недовольстве "классических" пианистов синтезаторными клавиатурами, пытаются продать им нечно якобы более близкое к механической клавиатуре настоящего пианино, а на деле просто устанавливают в дешевую клавиатуру более сильные пружины, снижающие удобство и качество игры, и увеличивают цену изделия: "полувзвешенные" клавиатуры стоят примерно вдвое дороже "невзвешенных". Данное мое мнение основано на опыте "общения" лишь с одной midi клавиатурой, и поэтому является моим субъективным личным мнением. Возможно я в чем-то не прав. Если это так - прошу меня поправить.
В целом, покупку данной клавиатуры я считал бы удачной, если бы не проблема с очень тугими пружинами на клавишах. Возможно попробую в будущем разобрать клавиатуру и попытаюсь найти способ заменить или ослабить пружины. Если есть какие-то вопросы - спрашивайте, я постараюсь ответить.