Скорость.Когда ученики видят, как я играю, они иногда говорят что-то вроде: «Хотел бы и я играть так много нот, но мои пальцы никогда не смогут двигаться столь же быстро!» Конечно, впихнуть максимальное число нот в один такт – это далеко не самая музыкальная задача из всех возможных, однако и она имеет право на существование. Любой гитарист время от времени хочет сыграть что-то, не совсем доступное для него технически, и часто делает вывод, что виной всему медленные пальцы.
На самом же деле, пальцы гитариста, владеющего скоростной техникой, двигаются не быстрее, чем у других людей; они двигаются меньше. В процессе отработки какой-либо фразы мы сначала обучаем руки движениям, которые необходимо выполнять, затем закрепляем нужный порядок этих движений и, наконец, концентрируемся на упрощении каждого движения, стремясь добиться большей эффективности. Если, работая над новой музыкальной фразой или новым техническим элементом, вы дошли до стадии, когда всё в общем вроде бы успешно получается, но при этом никак не удаётся добиться ощущения полной раскованности, то велика вероятность, что руки двигаются правильно, но при этом совершают и некоторые бесполезные движения.
Чтобы было понятно, о чём я толкую, попробуйте найти какую-нибудь видеозапись гитариста с выдающейся техникой (можно такого, как, например, Фрэнк Гамбале (
англ. Frank Gambale)) и проследите за тем, как двигаются его руки. Вы заметите, что пальцы на его ладовой руке постоянно находятся над струнами, в непосредственной близости к ним, поэтому всякий раз, когда требуется взять на грифе ту или иную ноту, гитаристу не приходится для этого перемещать пальцы больше, чем на несколько миллиметров. Безусловно, в этом случае энергии тратится меньше, чем при менее эффективном положении ладовой руки, кроме того само прижатие выполняется быстрее. Всегда имеется некоторое запаздывание между моментом, когда мозг отдаёт команду пальцам сыграть ту или иную ноту, и моментом, когда нота звучит из усилителя. Если получится свести амплитуду требуемого движения к минимуму, то и задержка эта тоже будет минимальной, а в награду вы получите более чистую технику и более точный тайминг (
умение в процессе игры контролировать время относительно метра, управлять малейшими ритмическими нюансами – прим. переводчика).
Те же принципы применимы и к медиаторной руке. Рука гитариста, владеющего уверенным и быстрым переменным штрихом, двигается нисколько не быстрее, чем у человека с плохо поставленной, неряшливой техникой, отличие состоит лишь в том, что делает это она с меньшей амплитудой, чаще меняя направление своего движения. И снова ваша цель – уменьшить и улучшить каждую составляющую движения при штрихе до тех пор, пока каждый миллиметр его траектории не начнёт играть активную роль в извлечении нот. Всё, что сверх того, – это пустая трата времени и сил.
Если вы попробуете применить к себе данный подход, проанализируете то, как вы берёте ноты медиатором и как прижимаете струны, после чего устраните все излишние движения, то, вероятно, вы обнаружите, что в результате вышеперечисленных действий ваша игра стала несколько менее громкой или не столь уверенной, как раньше. Скорее всего, в этом случае получить действительно мощно звучащую ноту будет сложнее, чем тогда, когда вы играли её менее эффективным способом. Такое положение вещей следует воспринимать как временный компромисс; чем дольше ваши руки отрабатывают движения, играя «эффективную» ноту, тем более уверенно они себя ощущают, и вскоре вы обнаружите, что способны направлять точно такое же количество энергии, но по меньшей дуге.
Вспомним о «дюймовом ударе» Брюса Ли. Этот парень мог одним ударом отбросить человека в другой конец комнаты, при этом переместив свою руку не больше, чем на пару сантиметров. Я вовсе не сторонник избиения людей, но этот пример, по крайней мере, хорошо демонстрирует, как много энергии можно направить в неуловимо малое, а следовательно, и очень быстрое движение. Я веду к тому, что аналогичный базовый принцип работает и применительно к музыкальному инструменту, да к тому же даёт несравненно более приятные результаты. Если вы сумеете мастерски использовать этот принцип в занятиях с гитарой, то люди придут посмотреть на вашу игру и даже, может быть, дадут вам денег. Если же вы будете применять его так, как это делал Брюс Ли, то люди от вас, скорее всего, просто убегут.
Кстати сказать, однажды мне на глаза попалось интервью с Бакетхэдом (
англ. Buckethead), в котором он проводил параллели между кунг-фу и игрой на гитаре, в деталях обсуждая данный вопрос. Этот эксцентричный гитарист, предстающий на сцене в образе сумасшедшего робота с гитарой на эластичном ремне, одно время играл в Guns N’ Roses, но в сугубо гитарных кругах он знаменит своими до абсурда быстрыми, идеально исполненными хроматическими фразами, больше походящими на рингтоны мобильников или звуковые эффекты из допотопных компьютерных игр, чем на обычную игру на гитаре. Кроме того, он увлекается боевыми искусствами и утверждает, что овладение некоторыми принципами кунг-фу помогло ему обнаружить слабые места в своей технике игры на гитаре и эффективно их устранить.
Я вовсе не предлагаю вам с головой погрузиться в изучение боевых искусств, поскольку сам в них не силён, но расскажу, что когда мне приходилось соседствовать в одной квартире с одним поклонником восточных единоборств, практикующим ниндзюцу, он мне поведал, что одна из ключевых концепций в этой крайне жёсткой технике боя гласит, что нужно «научиться забывать помнить, и помнить о том, что нужно забывать». Следует признать, что для непосвящённых эта фраза звучит как название очередного фильма о Бонде с крайне запутанным сюжетом, но полагаю, что смысл здесь заключался в том, что по-настоящему полезным становится лишь то, что усвоено на уровне подсознания. Например, извлечь максимум из эффективного положения медиаторной руки можно только после довольно продолжительного периода практики, достаточного для того, чтобы вышеуказанное положение стало получаться у вас само по себе, автоматически, – по умолчанию, если хотите. Если вы видите, что, стоит вам на секунду отвлечься, как рука сама начинает возвращаться к старым привычкам, то, значит, правильная техника усвоена ещё не полностью и в игре на неё полагаться нельзя, поэтому следует продолжать отрабатывать нужные движения до тех пор, пока они не перейдут на уровень подсознания. Чем быстрее вы научитесь что-то делать правильно, тем быстрее придёт тот радостный час, когда вам уже не придётся задумываться об этом.
Один из способов оценить на верном пути вы или нет – это спросить себя, насколько естественно вам даётся игра. Полагаю, что иногда вам приходится заставлять себя расслабиться во время игры, особенно если отрабатывается что-то действительно сложное или незнакомое. Я видел учеников, которые краснели от натуги и буквально покрывались испариной, пробуя хотя бы в течение десяти секунд сыграть какую-либо вещь строго переменным штрихом. Это происходит из-за того, что они из кожи вон лезут, беспокоясь о правильной технике, при этом внушая себе, как это сложно – на самом деле настолько сложно, что у них наверняка ничего не выйдет. В итоге они настолько зацикливаются на том, чтобы не ошибиться, что уже не могут как следует сосредоточиться на самой игре.
Полезно иногда напоминать себе, что всё в твоих руках, было бы время, и занятия с гитарой вовсе не обязаны быть каким-то наказанием. Нет ничего более вредного, чем злиться на себя, когда что-то не получается, – от этого становится только хуже. Гораздо лучше отвлечься, а потом, вновь взяв гитару в руки, вернуться к фразе, которая никак не даётся, пробуя сыграть её (или её небольшие фрагменты) в комфортном для себя темпе. Торопиться некуда; ведь в конце концов лучше заложить техническую базу качественно в медленном темпе, чтобы быть абсолютно уверенным в том, что ты занимаешься как надо и отрабатываешь именно то, что нужно. Остальное со временем приложится.
На эту тему у меня есть один любимый афоризм:
Скорость – это побочный продукт точности
На самом деле, этим всё сказано. Если вы занимаетесь с аккуратной, эффективной техникой, то вскоре вы обнаружите, что быстрые пассажи уже не кажутся столь обескураживающими. Не сомневаюсь, что все слышали подобные наставления и раньше, но многие ли из нас на самом деле хотят их слушаться? Такие советы просто бесят – есть в них что-то от вечного занудства матери, которая из самых лучших побуждений изводит вопросами типа: «Ты не должен так поступать – ты ведь знаешь, что это плохо для тебя» и «Ты
точно не голодаешь?» Однако всё это
на самом деле правда и это
действительно касается вас. Отрабатывайте вещи в удобном для себя темпе, и не занимайтесь самообманом – не стоит создавать иллюзию быстрого прогресса, выставляя на метрономе значения, к которым вы ещё не готовы.