Травмы кончиков пальцев.
Из всех видов болезненных ощущений большинству гитаристов наиболее известен Синдром Чувствительных Кончиков Пальцев. Это состояние здоровья с таким вот псевдонаучным названием (да, этот термин я придумал сам), является следствием усердных занятий, что делает кончики пальцев настолько чувствительными, что становится больно даже прикоснуться к струне, не говоря уж о том, чтобы выполнить подтяжку на четыре лада.
Имейте в виду, что гитаристы со стажем тратят годы на то, чтобы кончики пальцев загрубели и на них появились твёрдые мозоли (так называются области аномально плотной кожи). Если подвергать пальцы небольшому, но постоянному насилию, коим фактически и является игра на гитаре, то в ответ они, как правило, становятся жёстче, кожа на них слегка уплотняется, становится менее восприимчивой к боли и по своему строению скорее похожей на ту, что обычно бывает на подошвах ног. Однако не стоит требовать от них слишком многого, иначе в результате можно заполучить воспалённые, красные, блестящие кончики пальцев со стёртым наружным слоем кожи, а если не повезёт, то в придачу ещё и водянистый пузырь или сразу два. На какое-то время это может вывести вас из строя, и этого, конечно же, следует избегать. Да, есть таки рок-мученики, как Тед Ньюджент (англ. Ted Nugent), заявлявший, что в юности он ночи напролёт занимался на гитаре, пока пальцы не начинали кровоточить, – история действительно душещипательная, но на самом деле в кровоточащих пальцах нет ничего хорошего. Пузыри – это плохо, они причиняют боль, без которой можно обойтись, делают ваш звук хуже, да и вряд ли в этом случае вас кто-то пожалеет. При первых симптомах появления подобных травм следует отложить гитару на день или пару дней, чтобы дать пальцам время на восстановление. Если перестараться, то в результате можно потратить не одну неделю на то, чтобы привести руки в прежнюю рабочую форму, и к тому моменту вы упустите достаточно времени, которое можно было потратить на гитару, таким образом сведя на нет всю пользу от того самого рокового занятия.
Кстати сказать, существует довольно традиционный способ, с помощью которого можно защитить кончики пальцев. Погружение в медицинский спирт заставит их загрубеть быстрее, чем при старом-добром подходе «просто продолжай играть».
Развивая тему «профилактика лучше лечения», мне бы хотелось упомянуть ещё пару вещей, относящихся к вопросу поддержания мозолей в рабочем состоянии. Во-первых, брать гитару в руки сразу после того, как они побывали в воде, – далеко не самая лучшая идея. После душа или любой другой гигиенически полезной процедуры, связанной с мытьём, мозоли становятся предельно мягким, и пяти минут обычной игры на гитаре достаточно, чтобы изодрать их в клочья. Когда руки высохнут, вашему взору предстанут лохмотья кожи, болтающиеся на кончиках пальцев. К сожалению, эти лохмотья совсем недавно были вашими мозолями. Печально.
Во-вторых, с известной осторожностью отнеситесь к мысли о том, чтобы увеличить высоту струн над грифом или их калибр. Для принятия такого решения есть очень веские основания, как вы поймёте из следующего раздела, однако это серьёзно увеличит нагрузку на кончики ваших пальцев, означая, что им придётся стать на порядок жёстче и намного менее чувствительными к механическому воздействию струн. Не забывайте о том, что увеличивать калибр нужно постепенно – даже если до сего момента вы играли уже не один год, перескочив с комплекта .009 сразу на .013, вы запросто можете угробить руки.
В-третьих, полезно время от времени менять струны, а также протирать их после игры. Старые струны становятся ржавыми и шершавыми, причиняя больше страданий при слайдах вверх и вниз, чем при выполнении тех же движений, но на новом комплекте.
В-четвёртых, уж если на кончиках ваших пальцев сформировались твёрдые мозоли, то будьте добры поддерживать их в сохранности. Понятно, что лучше всего постоянно играть на гитаре, но, должен признать, в жизни всегда бывают периоды, когда это невозможно, – всё, что угодно, начиная от приятной перспективы предстоящего отпуска и до определённо менее приятной перспективы закопаться в работе, может вмешаться в ваши самые хитроумные планы. Если вы вдруг обнаружите, что в вашем календаре наметились месяцы, в течение которых вы точно знаете, что будете лишены возможности заниматься так же, как обычно, то стоит рассмотреть возможность приобретения недорогой акустики. Чем более дешёвой и менее приспособленной для игры она будет, тем лучше, поскольку в отношении поддержания кончиков пальцев в нужной форме игра на паршивом инструменте в течение двух минут по своей эффективности не уступит целому часу занятий на вашей любимой шред-машине (как и 98 процентов всех моих статистических выкладок, эта, конечно же, тоже взята с потолка, но, думаю, что саму идею вы уловили).
Ну, и наконец, если вы вдруг зашли в индейский ресторанчик и официант принёс ваш заказ на раскалённой железной сковородке с деревянной подставкой, то лучше поверить его предостережению и не трогать её. Я помню музыканта, у которого были настолько плотные мозоли, что он машинально взял такую штуковину голыми руками, как ни в чём не бывало положил еды на тарелку, при этом абсолютно не чувствуя боли до того момента, пока не попытался убрать руку со сковородки. Как вы, наверное, догадались, его мозоли прилипли к горячему металлу (сейчас можете содрогнуться, если хотите), и впоследствии ему пришлось их очень долго восстанавливать.
Однако если вы гитарой зарабатываете на жизнь, то тут вступают в силу несколько иные принципы. Если вы музыкант-профессионал, то ваш долг – дать шоу, несмотря ни на что. Как-никак, люди платят свои кровные за возможность прийти и увидеть вас, и какие бы трудности вы ни испытывали, публике знать о них совершенно необязательно. Данный принцип объясняет подоплёку жутких историй вроде той легенды о Бадди Гае (англ. Buddy Guy), который втыкал иголки в кончики пальцев для ускорения регенерации мозольной ткани на них (честно говоря, не уверен в эффективности данного метода, однако в случае с Бадди это сработало), или об отвратительной пересадке кожи, которую Стиви Рэй Вон (англ. Stevie Ray Vaughan) устраивал сам себе.
Если вы раньше не слышали об этом, то вот предыстория. Обычно Стиви на свою гитару ставил струны калибра .013 (для верхней «ми»), и предполагают, что иногда он доходил до 0.018 (правда, стоит признать, что при этом он настраивался несколько ниже стандарта). Как приверженец техасского блюза, Стиви в своей игре использовал большое количество широких бендов, и легко представить, как его пальцы реагировали на столь жестокое обращение – иногда они просто не выдерживали. Стиви нашёл следующее решение данной проблемы: он приклеивал кончики пальцев левой руки к правому предплечью суперклеем, ждал, когда он подсохнет, а затем отрывал! Полагаю, что его цель состояла в том, чтобы позаимствовать немного эпидермиса с той части тела, где он не так сильно необходим, и перенести его туда, где он требуется больше всего, – на кончики пальцев. Кстати, как мне кажется, суперклей был изобретён во время одной из мировых войн как средство на скорую руку подлатать раненых солдат при отсутствии нормальных операционных условий или подходящих хирургических материалов (суперклей действительно был впервые получен во время Второй мировой войны, однако начало его использования для оказания первой медицинской помощи отмечено только в ходе войны во Вьетнаме – прим. переводчика). В свете этих данных применение, которое Стиви нашёл суперклею, не кажется такой уж экзотикой. Тем не менее, для большинства людей это всё-таки перебор (хотя известно, что некоторые музыканты, играющие на струнных инструментах, также прибегают к суперклею, формируя с его помощью защитный слой поверх мозолей на кончиках пальцев – прим. переводчика).
Приведу другой пример – любой, кто застал музыкальные магазинчики 1980-х годов, вспомнит, что в ту пору почти все регулярно наведывающиеся в магазин басисты, едва завидев безголовую бас-гитару, тут же брали её в руки и, затянув ремень потуже, так чтобы она висела под самым подбородком, начинали яростно колошматить большим пальцем по струнам. Ответственность за такое поведение почти целиком лежит на лидере группы Level 42, басисте Марке Кинге (англ. Mark King), который вознёс слэповый стиль игры на бас-гитаре к новым вершинам популярности и технического совершенства, вдохновив своим примером многих музыкантов. Так вот, постоянно лупить по струнам боковой стороной большого пальца так же полезно для кожи, как играть свирепые блюзы на тринадцатых струнах, и господин Кинг обнаружил, что мозоль на его большом пальце время от времени лопается. Он нашёл следующий выход – для того, чтобы защитить это уязвимое место, он стал наматывать изоленту на большой палец. После чего он заметил, что не только большой палец перестал болеть, но и сам звук изменился в лучшую сторону – благодаря изоленте в начале каждой ноты появился небольшой щелчок, придающий звучанию перкуссивность, прекрасно сочетавшуюся со слэповым характером его игры. Таким образом, эта история закончилась вполне счастливо!
Всё вышеупомянутое относится к лёгким травмам кончиков пальцев, которые проходят сами собой – стоит лишь дать рукам небольшую поблажку. Однако вы можете столкнуться с ещё одной неприятностью – намного более серьёзной и трудной в лечении. Я имею в виду проблемы с сухожилиями.