Если верить компетентным людям и серьёзным источникам, аккордовые замены бывают двух видов – прямые и косвенные. Прямые замены – использование надстроек, альтерация ступеней без смены класса аккорда. Тоника сохраняется. Косвенные замены – замена одного аккорда другим или последовательностью из нескольких аккордов (гармонические «минимодели», в один-два такта) с изменением класса аккорда.
Чтобы разобраться в этом (косвенные и прямые замены), нужно узнать собсна какие же эти классы аккордов бывают.
Вот табличка, взятая из умной книжки. Так как, в большинстве случаев, всё нижесказанное имеет своё широкое применение именное в джазе, прог-роке, фьюжн, блюзе и прочих интересных стилях, то давайте будем учиться на примере септаккордов. Вот вам пять классов септаккордов:
Класс
септаккорда Тип септаккорда Обозначение Символ
I. Мажорный maj7 M
II. Минорный m7 m
III. Доминантовый 7 X
IV. Полууменьшенный m7b5 O перечеркнутое черточкой /
V. Уменьшенный dim O
Начнём с того, что полегче – с прямых замен. Часто в септаккорд или в трезвучие вводится какая-то дополнительная ступень для сгущения гармонии, придания звучанию аккорда несколько иного колорита (что, кстати, не всегда желательно). При этом класс (и, соответственно, тип) аккорда не меняется, сохраняется его функция (тонический аккорд, доминанта, субдоминанта и прочие весёлые названия).
Возьмём самое простое. Построим на ступенях До-мажорной гаммы диатоническую аккордовую последовательность: С (I ступень), Dm (II ступень), Em (III ступень), F (IV ступень), G (V ступень), Am(VI ступень), Hmb5 (VII ступень).
Данные трезвучия, построенные на ступенях До-мажорного лада, можно совершенно без угрызений совести заменить на соответствующие им септаккорды: Сmaj7 (I ступень), Dm7 (II ступень), Em7 (III ступень), Fmaj7 (IV ступень), G7 (V ступень), Am7 (VI ступень), Hm7b5 (VII ступень).
То же самое можно сделать и секстаккордами, нонаккордами, можно добавить 11 и 13 ступени в соответствующие септаккорды, можно попробовать использовать аккорды с «задержанием» - sus. Чтобы освободиться от некоторых проблем (рабочих пальцев левой всего четыре на грифе (ну ладно, максимум – пять), а в Сmaj13 целых 7 ступеней (вся гамма, расположенная по терциям – до, ми, соль, си, ре, фа, ля), а также для избавления от обертоновой «перегруженности», «грязности» звучания, для облегчения аппликатурных решений), в таких сложных аккордах пропускают квинту, и иногда тонику (звучание которой в ансамбле обеспечит бас-гитара), особо не теряя от звучания таких аккордов, и уж тем более нисколько не изменяя их функцию.
Чтобы не быть голословным, вот несколько примеров как можно немножко изменить двухтакотовую аккордовую последовательность
G | С | :
1. Аккорды с “задержанием” (sus): G, G4 | С | Терцию я в таких “задерженных” аккордах не играю, она заменяется четвертой стпенью. Можно в такой sus-аккорд добавить и септиму (прикольно звучит). Т.е. эту последовательность можно сыграть и так G, G4/7 | С |.
2. Использование секстаккорда и септаккорда без изменения класса аккорда и его функции в данной аккордовой прогрессии: G6, G7 | С |
3. Можно лабануть и нонаккордом: G9, | С |
4. А можно использовать и аккорды с 11 (третья, седьмая, девятая и одинадцатая ступени) и 13 ( третья, седьмая, девятая, тринадцатая) добавленными ступенями: G7, G11 | С | или G7, G13 | С |
Можно вместо одного аккорда, дабы разнообразить гармонию, создать в ней движение, играть несколько септаккордов, нонаккордов в их различных обращениях и позициях на грифе.
Ну, например, есть такая двухтактовая аккордовая последовательность в размере четыре четвёртых: C |С#dim |
Один аккорд длится один такт. Нам становится скучно, мы хотим выпендриться (мотивации бывают разные). Поэтому данную двухтактовую аккордовую последовательность мы можем взлабнуть так:
C, Сmaj7, Сmaj13, С9/7 | обращения С#dim вверх по грифу через каждые три лада, чтобы на каждую четверть менялись тоника и вершина септаккорда|
Т.е. здесь на каждую четверть играется новый аккорд в его определённом обращении и в различных позициях на грифе, что создает интересное движение. Такие короткие, но насыщенные прогрессии называются аккордовыми брейками. Их эффектно применять в конце определенного периода (на 3-4 или 7-8 тактах отрезка композиции).
В контексте вышесказанного тот же обычный двенадцатитактовый блюз можно сыграть несколько иначе:
A6, A9| D6, D7| A6, A9 | A6, A9 |
D6, D7| A6, A9| A6, A9 | A6, A9 |
E7, E9 | D7, D9| A7, A13| F9, E9 |
Ждите продолжения о самом интересном...