КЛАССИЧЕСКАЯ форма цифровки годится для анализа КЛАССИЧЕСКОЙ музыки.
Да нет принципиальных различий между тональными "музыками" мажоро-минорной системы. Этот метод еще более-менее нормально работает в рамках венской классики, хотя и там все равно не всегда сходу понятно о чем там. В целом для классики (если можно так выразится, включая сюда все стили академической музыки) этот традиционный способ тоже весьма неудобен. Оттого и появляются все эти дополнительные обозначения, которые все равно не проясняют ситуацию, а только запутывают. Я уже приводил недавно цитату о Хиндемите.
например
http://www.kholopov.ru/gtk_app22.html,
http://www.kholopov.ru/gtk_app21.html А на мой взгляд второй вариант самый не информотивный посто тупо написаны ступени относительно ноты G.
Этот вариант по совпадению оказался наиболее адекватным, так как здесь и надо все записывать относительно одной тоники. Только тонику(лады) надо чередовать - G и g. Хотя он, конечно, не раскрывает полностью ситуацию, но и не уводит в сторону, то есть не являясь полным, в то же время не является неверным. Это тот самый 2й этап цифровки, о котором я писал.
Так что здесь скорее всетаки отклонение.
Чтобы произошло отклонение, должна временно смениться тоника. Вы просто привыкли анализировать теоретически, не заботясь о том, что реально звучит. Это обычная болезнь - я об этом уже несколько раз писал.
Это как раз основная задача.
С чего вы взяли? По Вашему я должен анализировать гармонический стиль, например, Beatles или Прокофьева, только ради того, чтобы лепить там везде свои "импровизации"?
Может для джазового импровизатора это основная задача, но нельзя все сужать до частных случаев. На самом деле импровизация важна только в джазе и смежных инструментальных стилях, которые по сути являются джазом (типа фьюжн и проч.). Ни в классике, ни в мэйнстриме рока она не занимает центрального положения. Не говоря уж о всевозможных поп-стилях и чего-нибудь, типа, шансона..
По Вашему вообще получается, что предмет гармонии не нужен, например, классическим музыкантам, им же родственные гаммы знать ни к чему - играй себе по нотам
. То же самое можно отнести к любому песенному жанру.
Там, где я могу сразу подписать звукоряды я не буду тратить время на анализ.
Ну, значит мы вообще говорим о разных вещах. Вот, например, в соседнем топике Хей, Джо анализировалась - с точки зрения звукоряда там достаточно играть пентатонику +- пару ступеней. По вашему анализ там не нужен.
Получается Вас не интересуют взаимодействия аккордов сами по себе, краски, функции, необычные последовательности. Вас, собственно, интересует не гармония, а импровизация, а гармония - это, типа просто подложка ("Задача гармнии - создать гармоническую поддержку мелодии"). То есть Вы не воспринимаете гармонию, как "самостоятельный носитель музыкальной образности".
Для многих джазовых стандартов так и есть - стандартные 2-5-1 по разным тональностям, но для меня во многих случаях оригинальная, необычная гармония представляет ценность сама по себе - цепляет именно гармония и слушаю я гармонию (мелодия, конечно тоже важна, и ритм, но сейчас не об этом - а о самоценности гармонии, которую Вы, видимо, не понимаете). Такие красочные гармонии мы разбираем в другом топике про гармошки и совершенно нет желания играть там какие-то гаммы - хочется их "чувствовать".
Как раз таки важно по тому что Im6 - обыгрываться будет мелодическим минором
Тут можно спорить, или просто привести примеры... Нет, не буду - не по теме.
Если вы считаете что там Fmaj7#11 - "лидийский значит временная тоника До?
Нет. Вы о ладах слышали?
Вот тут то и важно определить произошло ли изменение тоники (не важно отклонение или модуляция)
В том то и дело, что Fmaj - это не тоника и не IV в С мажоре. Это bVII в миксолидийском G. Изменение тоники нет - везде ощущается центральная тоника Соль. Есть "ладовая модуляция" - изменение структуры центрального лада.
На основании чего исходя только из гармонической сетки я могу твердо быть уверен что Fmaj7 в третьем такте это не врементая тоника?
При анализе гармонии в стиле, в которым вы не являетесь искушенным экспертом, нельзя исходить только из гармонической сетки. Надо СЛУШАТЬ. если бы Вы послушали, то услышали бы, что Fmaj не является временной тоникой, а является связующим переходным звеном от I(i) к vi.
понимать что откуда и куда - для меня означает определить тональность и где происходит модуляции и отклонгения в произведении далее выбрать с учетом стиливых особенносей подходящие лады для каждого аккорда произведения.
На этот момент я уже ответил. Добавлю только оффтопом, что современная импровизация позволяет использовать различные лады на один и тот же аккорд и искусство как раз в том, чтобы разрушить функциональные горизонтальные гармонический связи и рассматривать каждый аккорд, как отдельную тональность - этот мышление сформулировано в лидийской концеции. При таком подходе, вообще анализ гармонии, функций аккордов - ни к чему. )
Если я собираюсь играть произведение нота в ноту как в оригинале, то делать анализ этого произведения ИХМО пустая трата времени. Это анализ ради анализа.
Скажите свое имхо великим композиторам
или даже не великим, а просто людям желающим сочинить "песню", но вырваться за пределы Em-D-С
.
Или тем джазменам, которые сочиняют музыку в современном джазе (например гитаристы Скофилд, Метини, Хендерсон), а не просто импровизируют по готовым сеткам стандартов.
На сегодняшний день задача только "обыграть" - это уровень самодеятельной "джазовой студии".
Ниже я привел список литературы по гармонии - подавляющее большинство авторов видит задачу гармонии (ах, сорри, чтобы Вы не цеплялись к словам - "анализа гармонии") иначе, чем Вы
Если кратко, то гармония анализируется, чтобы ее затем слышать (узнавая), понимать и сочинять. Остальное - как следствие.
Я как раз пытался подтвердить свое мнение, что универсатьных систем записи и анализа не бывает и вы предлагая записать произведение написанное в мажоро миноре классический цифровой записью только подтвердили это.
Во-первых, объединенный мажоро-минор сплошь и рядом есть в классике. Во-вторых я продемонстрировал, что традиционный способ неудобен в том числе и для анализа более сложных гармоний классики. В-третьих, универсальный способ может существовать, только Вы этого не видите. Своим способом я могу записать и роковую вещь, и джазовую, и классическую, и шансон. А Вы говорите, что этого делать не следует, а потом -что это сделать невозможно
Спасибо за эту дискуссию. Я для себя выяснил то, что хотел и мне кажется, что можно поставить точку на этом ответвлении топика.
Если Вы рассматриваете гармонию, только как закуску к основному напитку "Импровизация", а не как самодостаточную вкусную и полезную пищу, то Вам больше подойдут топики не о гармонии а, типа, "Jazz Standards - Джазовые стандарты" или что-нибудь про "импровизацию на гармонию", или можно создать свой топик "Определение родственных звукорядов". Я создавал эти топики немного с другим пониманием гармонии - примерно с таким, как ее понимают авторы пары десятков книг по гармонии... Там вообще ничего нет об определении родственных гамм. Это уже в учебниках по импровизации.
Кстати, давно хотел сделать опись этих книг по гармонии, пригодится в "список использованной литературы" (заодно похвастаюсь библиотекой - это то, что касается именно гармонии - если кто-нибудь знает, видел книги, которых нет в этом списке - напишите, плз) :
Л.Мазель - Проблемы Классической Гармонии
И.Дубовский и Co Бригадный - Учебник по Гармонии
Н.Римский-Корсаков - Практический Учебник Гармонии
Ю.Н.Холопов - Гармония I, II
Ю.Н.Тюлин и Н.Г.Привано - Учебник Гармонии
Ю.Н.Тюлин и Н.Г.Привано - Теоретические Основы Гармонии
Ю.Н.Тюлин - Учение о Гармонии
Ю.Тюлин - Краткий Теоретический Курс Гармонии
Ю.Тюлин - Учение о музыкальной Фактуре и Мелодической Фигурации.
А.Мясоедов - Учебник Гармонии
Т.С Бершадская - Лекции по Гармонии
С.Григорьев - Теоретический Курс Гармонии
Т.Мюллер - Гармония
Е.Н.Абызова - Гармония
А.Денисов гармония Классического Стиля
Ю.Ф.Добкина - Конспекты по Гармонии
В.Берков - Гармония
В.Берков - Пособие по Гармоническому Анализу
В.Берков - Гармония и музыкальная Форма
Н.Брюсова - Гармония
С.Е.Оськина, Д.Г.Парнес - Аккомпанемент на Уроках гармонии
С.Максимов - основы Гармонического сольфеджио
Т.Енько - Звуковысотная организация Современной Тональной Музыки в Слуховом Анализе
Сборник статей - Вопросы теории Музыки (Вопросы гармонии и лада)
Ю.Чугунов - Гармония в джазе
В.Манилов, В.Молотков Техника Джазового Аккомпанемента
Электронные:
Н.Гуляницкая - Введение в Cовременную Гармонию
Д.Шульгин - Теоретические Основы Современной Гармонии
А.Г.Рогачёв - Системный курс гармонии джаза
Ю.Н. Холопов - Гармония: Теоретический Курс
Г.Бондаренко - Главный Ход Джаза
Некоторые англоязычные книги по гармонии:
W.Piston - Harmony
H.Schenker - Harmony
B.Waite - Study In Harmony
S.Kostka - Tonal Harmony
K.Wyatt,C.Schroeder - Harmony & Theory
R.Miller - Modal Jazz Composition & Harmony, Vol 1,2
D.Liebman - A Chromatic Approach To Jazz Harmony And Melody
A.Jaffe - Jazz Harmony
Berklee College Of Music - Harmony 1-4
Berklee Modal Harmony Jazz
Jazz Harmony II MU
Прочитал ли я это все?
А надо ли всё? В целом всё "просмотрел" (бумажные), что-то прочитал, что-то в процессе. Еще использую, как справочную литературу.