Вот еще гармония песни “Песенка про медведей”. Опять же не смейтесь, что такой примитив разбираю) Ну чайник я, начинающий, что поделать). Хотя с отклонениями для меня есть пара моментов, где сомневаюсь).
Итак, размер 4/4
1) |Am|Dm6|E|Am|
2) |Am|Dm6|G|C|
3) |Dm|G|C|F|
4) |Am|Dm6|E|Am|
Здесь муз. форма такая : АА-BС (12-34). 1-я часть – предложение 1(8 тактов)+предложение 2(8 тактов) = период (16 тактов)
Припев:
1) |: |A|A7|Dm|Dm|
2) |E7|E7|Am|Am|:|
В припеве: аналогично как в запеве)
Примечание: Dm6 – это аккорд с добавленной секстой(не секстаккорд). Игра идет на шестиструнной акустической гитаре). Используются стандартные аппликатуры (естессно без учета правильности голосоведения, как это принято в классических учебниках гармонии).
Распишем по ступеням:
1)|i|iv c секстой или ii56(первое обращение ii7)|V|i|
2)|i|iv c секстой= ii(в до-мажор)|V|I|
3)|ii|V|I|IV=bVI (ля-мажор)|
4)|i| iv c секстой или ii56(первое обращение ii7)|V|i|
Припев:
1) |A|A7|Dm|Dm|
2) |E7|E7|Am|Am|
1) |V(в ре-миноре)|V7|i|i|
2) |V7|V7|i|i|
Теперь по функциям запев:
1)|t|s c секстой или iis(dim)56(первое обращение iis(dim)7)|D|t|
Здесь все понятно – обычный “блатной” оборот гармонического минора, в качестве субдоминанты взята субдоминанта с секстой или первое обращение субдоминантсептаккорда). iis(dim) – я так обозначил уменьшенный септаккорд второй ступени. Ва… Точнее не уменьшенный, а уменьшенное трезвучие с малой септимой).
2)|t|s c секстой= iis(в до-мажор)|V|I|
Здесь идет отклонение в параллельный до-мажор, при этом субдоминанта с секстой ля-минора является и второй ступенью параллельного мажора – несет также субдоминантную функцию (обычно в классике в качестве трезвучия второй ступени применяется или секстаккорд второй ступени, или же просто чистая вторая ступень, но чтобы с добавленной секстой - что-то не встречал, хотя все равно субдоминанта…). То есть своего рода посредствующий аккорд.
Еще Dm6 может быть переосмыслен как VII(dim)56 (первое обращение вводного септаккорда) в тональности до-мажор.
Тогда можно на это отклонение посмотреть и так:
|i=vi(до-мажор)| VII(dim)56 |V|I|
То есть аккорд Am в этом случае играет роль посредствующего, а в новой тональности он несет субдоминантовую функцию.
3)|iis|V|I|S=bVIST (ля-минор)|
Опять игра в основной тональности ля-минор. Игра идет в параллельных тональностях, а у них одинаковый звуковой состав, поэтому здесь мне трудно определить, в каком месте уже идет тональность ля-минор. Но по слуху кажется, что с 12-го такта. В предыдущем (11-м) такте идет аккорд С, который является bIII ступенью параллельного минора (в нашем случае был бы ослабленной тоникой). Тогда было бы так:
|iis|V|I=bIIIts (ля-минор)|bVIST (ля-минор)|
Все же склонен думать, что этот самый С идет пока в своей тональности (До-мажор), да и явно виден показ тональности (ii-V-I).
4)|t|s c 6 или iis 56|D|t|
Cнова стандартный блатной оборот)
ПРИПЕВ
1)|D|D7 (в ре-миноре)|t|t|
Здесь, по моим слуховым ощущениям, припев начинается с отклонения в ре-минор гармонический (сначала доминанта, потом доминантсептаккорд – своего рода нагнетание по моим отдавленным медведем слуховым ощущениям, но может я и не прав)
2)|D7(ля-минор)|D7|t|t|
Здесь отклонение в исходную тональность ля-минор.
Ссылки:
Татьяна Овсиенко - Песенка про медведейА вот версия на гитаре:
Песенка про медведей из фильма "Кавказская пленница"... и добавил:Еще гармония песни С. Трофимова “Родина”. Аккорды подобрал наш преподаватель гитары) Мне здесь непонятна линия баса. Так как привык видеть аккорд так – если в басу у него терция, то это секстаккорд; если в басу квинта-то квартсекстаккорд – то есть для меня это обращения. С септаккордами также). То есть игра идет на шестиструнной гитаре на стандартных аккордах, только с другими басами(то есть без учета правильности голосоведения –параллельные квинты, октавы и пр.)).
Запев:
1)
|Em Em/G|Am/F# H7|
|Em Em/G|Am/F# H7|
2)
|Em Em/G|Am/F# H7|
|Em Em/G|C Am/H|
3)
|Am Am/G|Am/F# H7|
|Em/C# C|H7|
Здесь на мой взгляд (и ухо) период из трех фраз).
Припев:
1)
|Em Em/G|Am Am/F#|
|H7 H7/F#|Em H7/F#|
2)
|Em Em/G | Am Am/F#|
|H7 H7/F#|Em/C# |
3)
|C H7|Em Em/G |
|Am/F# H7|Em|
С музыкальной формой припева мне тоже непонятно, но предположу, что он тоже из трех фраз.
Как в этом топике обозначать басы (и вообще ступени какой-либо тональности), так и не смог понять, поэтому распишу по-своему.
АНАЛИЗ ЗАПЕВА.
(1) По ступеням:
1)
|i i/biii|iv/II V7|
|i i/biii|iv/II V7|
2)
|i i/biii|iv/II V7|
|i i/biii|bVI iv/V|
3)
|iv iv/biii|iv/II V7|
|i/VI# bVI|V7|
(2) По гармонии:
1)
|t t6|s c6 D7|
|t t6|s c 6 D7|
Первый такт:
тоника, тонический секстаккорд.
Второй такт:
субдоминанта с секстой(или первое обращение субдоминантсептаккорда), доминантсептаккорд.
Третий такт:
аналогично первому,
Четвертый такт:
аналогично второму.
2)
|t t6|s c 6 D7|
|t t6|bTSVI s/H|
Пятый такт:
тоника, тонический секстаккорд.
Шестой такт:
субдоминанта с секстой, доминантсептаккорд.
Седьмой такт:
тоника, тонический секстаккорд.
Восьмой такт:
шестая ступень (промежуточное звено между тоникой и субдоминантой), субдоминанта с басом Н (здесь даже не знаю, как этот аккорд рассматривать… Бас H –неаккордовый звук аккорда Am).
3)
|s s2|s c 6 D7|
|t/C# bSTVI|D7|
Девятый такт:
субдоминанта, секундаккорд субдоминанты
Десятый такт:
субдоминанта с секстой, доминантсептаккорд
Одиннадцатый такт:
тоника с басом C# (здесь тоже непонятен бас, С# - неаккордовый звук Em. Может это другой аккорд, только вот так хитро записан). Шестая ступень, выполняет ослабленную субдоминантовую функцию.
Двенадцатый такт:
доминантсептаккорд.
АНАЛИЗ ПРИПЕВА
(1)По ступеням:
1)
|i i/iii|iv iv/ii|
|V7 V7/ii|i V7/ii|
2)
|i i/iii |iv iv/ii|
|V7 V7/ii|i/bVI |
3)
|bVI V7|i i/iii |
|iv/ii V7|i|
(2)По функциям:
1)
|t t6|s s/F#|
|D7 D34(второе обращение доминантсептаккорда)|t D34|
Первый такт припева:
Тоника, тонический секстаккорд.
Второй такт:
Субдоминанта, субдоминанта с секстой.
Третий такт:
Доминантсептаккорд, второе обращение доминантсептаккорда.
Четвертый такт:
Тоника, второе обращение доминантсептаккорда.
2)
|t t6 |s s/F#|
|D7 D34|t/C# |
Пятый такт:
Тоника, тонический секстаккорд.
Шестой такт:
Субдоминанта, субдоминанта с секстой.
Седьмой такт:
Доминантсептаккорд, второе обращение доминантсептаккорда.
Восьмой такт:
Тоника с басом С#.
3)
|bSTVI D7|t t6 |
|s/F# D7|t|
Девятый такт:
Шестая ступень в роли ослабленной субдоминанты, доминантсептаккорд.
Десятый такт:
Тоника, тонический секстаккорд.
Одиннадцатый такт:
субдоминанта с секстой, доминантсептаккорд.
Двенадцатый такт:
Тоническое трезвучие.
///////////////////////////////////
Непонятно вот что:
1)Тоническое трезвучие с басом С# (Em/C#).
2)Субдоминанта с басом Н (Am/Н).
Ну а остальные аккорды с модифицированным басом я рассмотрел как соответствующие обращения (басы входят в их аккордовые тона). Хотя, быть может, я не прав и они имеют какое-то другое значение – вопрос к экспертам).
Наш преподаватель же ответил, что просто по слуху это все подбирал). Насчет гармонического анализа сказал так – я уже ничего не помню, все делаю по слуху). То ли он это просто для украшения басовой линии подобрал от балды, не задумываясь о правилах гармонии… Не знаю).
P.S.
Еще вопрос к Eye: при изучении гармонии, мне, как гитаристу, стоит тратить время на изучение правильности голосоведения (в классических учебниках там этому очень много посвящено)?
Или же не стоит, и просто играть в стандартных аккордовых формах (ну изредка строя свои какие-то аккорды), соблюдая лишь гармонические обороты T-S-D и иже с ними (если речь идет о функциональной гармонии)?
Сергей Трофимов (Трофим) Родина... и добавил:2) |Em | A | G | Hm |Em |C | Am H |Em |
i - IV - bVII - v - i - bVI - iv - V - i
Dj втором предложении есть тонкая игра с ладами |Em | A | G | Hm - здесь присутствует намек на ладову пару D-Hm, поэтому в Hm сильно ослабевает доминатовая функция - звучит почти прерванный оборот в модальности D мажора. "Почти" - потому что модальность D мажора появилась, но не успела "набрать силу".
В конце кадансовый оборот | Am H |Em | - s-d-t закрепляет тональность Ми минор.
Еще поскажите, что делает в обороте
2) |Em | A | G | Hm |Em |C | Am H |Em |
i - IV - bVII - v - i - bVI - iv - V - i
мажорный аккорд А ? Он взят от фригийского лада или еще как? Это я про предыдущую песню "Зима" )