Автор Тема: Мифы теории музыки!  (Прочитано 59265 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1455 : Сентября 03, 2018, 10:23:48 »
MrLf, Образность в стихах Волхонского вам демонстрировали как пример выражения содержания музыки (ее настроения) у конкретного поэта. Он выразил это в  возвышенности, подчеркивая вечную ценность, некую мечту «города рая». .

Вы задали вопрос в чем содержание музыки? Вам ответили - музыка по содержанию вызывает чувства, настроение, состояние. Именно это и есть содержание. Слушая музыку, поэт входит в это состояние, чувствует ее настроение и пишет стихи, соотвествующие настроению музыки.

Музыка вполне может обходиться и без текста, мелодию можно петь как вокализ на «ля-ля-ля», или на «псевдоанглийском», используя фонетические слоги.
Однако правильно подобранный текст еще больше усиливает воздействие. И когда музыка и текст находят друг друга происходит многократное усиление.

Одна и та же музыка (в нотах), может быть исполнена так, что будет вызывать чувства монотонных «столбов» вдоль дороги, а может  быть «лодкой, которую толкнули от берега и она поплыла». Разные чувства - разное содержание и все это результат той или иной формы.

Чтобы добиться НЕОБХОДИМОГО чувства от музыки надо работать над формой (техникой, нюансами, гармонией, мелодией, ритмом и тд).

П.С. Есть музыкальные жанры, где форма доминирует над содержанием. Например технический этюд или гармонические упражнения, разные демо, где демонстрируется работа того или иного элемента. Например показать работу процессора иего звуков (я делал в свое время специальные пьесы для выставки и мастер классов). Или показать технические возможности инструмента. Формальной музыка может быть как эксперимент, как поиск и исследование новых форм.
Такой музыки много (особенно в узкой проф. среде).

Но это не художественные задумки и их реализация. Поэтому эта музыка никогда не может стоять рядом с той, которая ставит перед собой  художественные задачи и которая вызывает глубокие чувства.

Кстати, я ввел в свой обиход слова «вызывает», чтобы у вас не было нервных приступов в трактовке слов. Хотя всем понятно, что одно слово может в контексте выполнять самые разные функции. Так слово «вижу» вполне может трактоваться как «понимаю». И можно развести бодягу по поводу того, что это разные слова и смыслы. Если захотеть.... Но цепляние к словам, когда от главных вопросов акцент смещается на детали и мелочи показывает, что у оппонента кончились аргументы.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1456 : Сентября 03, 2018, 11:21:58 »
Дмитрий Малолетов, ах, какие пошли взвешенные и осторожные формулировки! ;D
Музыка теперь только "вызывает", "есть жанры, где форма доминирует над содержанием", "надо работать над формой"...

Но это не художественные задумки и их реализация. Поэтому эта музыка никогда не может стоять рядом с той, которая ставит перед собой  художественные задачи и которая вызывает глубокие чувства.
А вот и нет. У музыки, которая изначально задумывается как вызывающая всякие необходимые заказчику чуйства, как раз гораздо больше шансов остаться всего лишь ремеслом, которое "рядом не стояло". А всякие WTK, задуманные как демонстрация строя инструмента, чудным образом вошли в Историю.

... и добавил:

Далее, полагаясь на физиологию он делает умозаключение, что другие люди воспримут его шедевр сходным образом.
Это всего лишь частный случай. Человек, абсолютно спонтанно сочинив мелодию, потом ещё выбирает, как на неё самому отрефлексировать, напевая всякие рыбы. А потом ещё запросто и переименовывает её нафиг, когда его собственная рефлексия вдруг разворачивается диаметрально. А ещё люди пишут софт, который генерирует названия автоматически, если вдруг человек устал рефлексировать на собственную музыку, сочинив 100-й опус по счёту (всё это выше в нашей дискуссии упоминалось).

P.S. Шнитке где-то писал, что он специально сочинял пьесу, где правая рука играет только по белым клавишам, а левая — только по чёрным :crazy:

... и добавил:

Можно сказать и так: истинно новаторская музыка вызовет чувства, доселе неведомые, и поэтому эти чувства будет трудно задумать и "выразить", они сами родятся от этой музыки. Музыка первична, чувства и образы от неё — вторичны. Зачем опираться на вторичное, когда есть музыкальная форма — сама Музыка.
« Последнее редактирование: Сентября 03, 2018, 11:41:51 от MrLf »

Оффлайн John Smith

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 473
  • GuitarPlayer
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1457 : Сентября 03, 2018, 12:12:34 »
Человек, абсолютно спонтанно сочинив мелодию, потом ещё выбирает, как на неё самому отрефлексировать, напевая всякие рыбы.

Ты неправильно понимаешь значение слова рефлексия.
Рефлексия — это реакция. Ты не можешь выбирать как тебе реагировать на что-то, в этом смысле.
Ты можешь только калибровать раздражитель под свои ощущения. Настройка тембра гитарного усилителя — это пример рефлексии.
А так, все правильно.
Сценариев может быть множество.
Нашел что-то интересное, начал раскручивать, перекручивать, выстраивать голоса, композицию, нашел еще что-то новое, опять покрутил, это и есть калибровка раздражителя.
Создаваемый продукт на протяжении всей работы над ним аффицирует своего создателя. ;D

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1458 : Сентября 03, 2018, 12:25:08 »
Рефлексия — это реакция. Ты не можешь выбирать как тебе реагировать на что-то, в этом смысле.
Можешь копаться в своих реакциях, таким образом и "выбирать".
Кстати, если препод задвигает ученику про плывущие лодки, он пытается ученика заставить реагировать определённым образом. Себя самого, говоришь, заставить реагировать определённым образом нельзя, а ученика — можно? :crazy:

Оффлайн John Smith

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 473
  • GuitarPlayer
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1459 : Сентября 03, 2018, 13:12:17 »
MrLf, не реагировать, а подогнать звук под искомое ощущение. Я же говорю, калибровать раздражитель.
Чтобы ученик откалибровался так, чтобы было похоже на плавное покачивание лодки.  :)

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1460 : Сентября 03, 2018, 14:17:19 »
MrLf, Вызывает или передает для меня суть одно. Как слово «вижу»  и «понимаю» в контексте.  Если для вас это «разные понятия», то как угодно. Самое главное, что для вас это  доходит.... ))) Музыка вызывает чувства. Разная форма вызывает разные чувства («столбы и лодку», парящее облако, листок из альбома, город рай, или шарманку.
Без правильной формы необходимых чувств не создать (не вызвать чувств у слушателя) . Так как неправильная форма из танца мазурки делает песенку на 3/4.

И про формальные жанры музыки и искусства (когда форма становится содержанием) я говорил с первых страниц (сам этим занимаюсь ежедневно, делая демки по гармонии или технические этюды) А также всякие поиски и эксперименты, которые накапливаясь и ложась на слух со временем становятся выразительнымисредствами для выражения состояний.
Надо различать художественное произведение и «эксперименты/поиски новых форм».

И про музыку «на заказ». У мастера и гамма зазвучит как прозведение. Потому что он туда что-то вкладывает, а не просто перебирает звуки. И если Сатриани демонстрирует «лидийский лад», делая это «на заказ» под тему мастер-класса, то из под его пальцев уже выходит музыка, которая идет у него изнутри. Что уж говорить о Бахе и Моцарте.

Некоторые удачные этюды, изначально написанные для развития беглости пальцев, становятся подлино художественными произведениями. Так как автор вложил в этюд еще что-то, другие ценности, помимо тренировки рук.



... и добавил:

John Smith, Вы правы в своих рассуждениях. Автор музыки может просто брынчать на шитаре и вдруг найти сочетание, которое у него срезанирует. Он гайдет в этом что-то близкое, поймает определенное состояние.
И это может стать идеей (содержанием), для дальнейшей разработки в форме.

Идеи могут приходить (быть пойманы)  в самых разных ситуациях. И никто не скажет «как сочиняется музыка», так как это всевремя по-разному.
« Последнее редактирование: Сентября 03, 2018, 16:00:01 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн John Smith

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 473
  • GuitarPlayer
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1461 : Сентября 03, 2018, 16:30:39 »
John Smith, Вы правы в своих рассуждениях. Автор музыки может просто брынчать на шитаре и вдруг найти сочетание, которое у него срезанирует. Он гайдет в этом что-то близкое, поймает определенное состояние.
И это может стать идеей (содержанием), для дальнейшей разработки в форме.

Идеи могут приходить (быть пойманы)  в самых разных ситуациях. И никто не скажет «как сочиняется музыка», так как это всевремя по-разному.
Единственное, тут нужно уточнить, один момент, а то вас сейчас опять обвинят в попытках сочинять музыку стоя у окна в дождливый день и все в таком духе.   :)

Все-таки разработка музыкальной формы, на мой взгляд, это вполне конкретная методическая задача, требующая специфической практики. Раньше какой-нибудь Бах был, и музыкантом, и композитором, соответственно, уровень его произведений говорит о многом.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1462 : Сентября 03, 2018, 16:47:58 »
Все-таки разработка музыкальной формы, на мой взгляд, это вполне конкретная методическая задача, требующая специфической практики.
Для нашего раздела, лучше сказать "конкретная методическая задача, требующая специфической теории" :)

Интересно, что огромное количество всяких видео и статей посвящены всяким ладам и способом обыгрывания, и всё это сводится к ответу на вопрос "какие ноты играть", но как эти ноты превратить в связную фразу, а из этих фраз собрать какое-то вразумительное построение, как правило — ни слова. А ведь это и есть основная проблема всех "всадников без головы" и т.д.

Я ведь далеко не случайно завёл отдельную тему о музыкальной форме, да и в этой теме так долго спорил... При переходе от тупых гамм к выражанию любовей-морковей утеряно важнейшее звено, о котором почему-то никто не желает разговаривать :hmmm: И как выяснилось, никто и не хочет понимать, что это такое (какое сопротивление здесь было!). Для большинства, умение составить фразу — это либо абсолютно интуитивно выразить любовь-морковь, либо просто натырить фраз / ликов и использовать натыренное, играя какое-то непонятное лоскутное одеяло...
« Последнее редактирование: Сентября 03, 2018, 16:57:18 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1463 : Сентября 03, 2018, 20:32:47 »
MrLf,  Если бы можно просто научиться "сочинять" музыку, то все были бы композиторами))) Хотя, конечно, зная законы формы можно понапридумывать мелодиейк с гармонией. простой компановкой ликов (заготовок).
Но такая механическая работа, без интуиции, без порыва, без природных талантов и особого музыкального склада чувственности, ИМХО все равно не даст результата.
Точно также как и люди, которые умеют писать и читать, далеко не все могут сочинять стихи. Даже имея генератор рифм в помощь. Творчество это тайна. И научить кого-то этому невозможно. Человек только сам должен этому научиться, если испытывает к этому делу желание и острую душевную потребность.

Для таких людей неплохо подходит моя методика. Во всяком слуае она дала результат в лице Сергея Галояна, под песню которого выходила наша сборная на открытии Олимпиады, и под песня которого стала гимном присоединения Крыма к России ("Мы вместе" в исп. Валерии).

Берется гармония, в определенном ритмическом рисунке и форме (в смысле части произведения) и на нее "играется" (ищется) мелодия (голосом или на инстурументе). Игра на готовую гармонию требуется и при игре импровизации.

Но, понятно, что не всегда музыка сочиняется "от гармонии", зачастую сначала находится мелодия (фраза), которую потом гармонизируют.

П.С. Всадники без головы получаются не потому что люди не могут замысел (идею), чувства/настроения в форме отразить, а потому что" всадники" этих задач (художественных) и не ставят вовсе. Они решают другие задачи - поиски и эксперименты с формой, демонстрируя свои находки и технику игры. Эта музыка -, где содержаниестало  формой. Это интересно специалистам, которые сами ищут формы, но не интересно как художественное произведение.
Как только "всаднику" точно поставишь цель, поставишь художественную задачу, типа, песню бабушке сочинить ко Дню Рождения, чтобы бабушка послушала и прослезилась, обнимая любимого внучка, то "всадники" сразу начинают делать что-то музыкально-вразумительное. Потому что перед тем как нажимать на хайген педаль они подумают, "а нужно ли это бабушке"? Разве бабушке понравится песня "про сочащиеся раны, и гной от укуса вурдалака")))  Вот эти мысли (содержание) и заставляет искать такую форму, чтобы у бабушки во время прослушивания дрогнуло сердце,  и она прослезилась от счастья....
Если человек будет думать об этом (или о другой хужожественной задачи, типа, чтобы девчонкам это понравилось и они бы), то "всадник без головы" лечатся))).
« Последнее редактирование: Сентября 03, 2018, 21:08:28 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1464 : Сентября 03, 2018, 21:28:44 »
Но такая механическая работа, без интуиции, без порыва, без природных талантов и особого музыкального склада чувственности, ИМХО все равно не даст результата.
Это крайне странная постановка вопроса, и я с ней категорически не согласен. Природные таланты нужны в любом деле вообще, и это вообще не интересно обсуждать, ИМХО, так как это чересчур банально. Работа нужна разумеется не "механическая", а с умом, и желанием получить результат. Учиться сочинять музыку таки можно, потому что учиться можно любому делу (новаторство и эмоциональность, про которые я говорил, что им научиться нельзя — это не "дело", а личные качества). Творчество — это не тайна, а то, чем занимается огромное количество людей.

На счёт "результата". Учиться сочинять шедевры, открыв полугодичные курсы генералов от музыки, разумеется, нельзя. Речь идёт о совершенно других результатах и целях. Если с какого-то перепугу можно учиться исполнительству, с какой стати нельзя учиться композиции...

Берется гармония, в определенном ритмическом рисунке и форме (в смысле части произведения) и на нее "играется" (ищется) мелодия (голосом или на инстурументе). Игра на готовую гармонию требуется и при игре импровизации.
Ищется мелодия — это конечно шикарная методика... Краткость, как говорится — сестра.

... и добавил:

Хотя, конечно, зная законы формы можно понапридумывать мелодиейк с гармонией. простой компановкой ликов (заготовок).
Мне почему-то кажется, что всё с точностью до наоборот: сочинить лик (фразу) куда как проще, нежели чем скомпоновать музыкальное произведение, в котором эти фразы будут логично связаны и создавать логичное целое. Написать полотно куда как сложнее, чем сделать пару мазков.

Задача компоновки — самая сложная задача и есть. Band-in-a-Box знает миллион ликов, насколько я понимаю. Но что-то компонует он их не очень, мягко говоря. Найти вкусный перебор или пассаж — это не слишком сложная задача, а вот развить это до пьесы — совсем другая по сложности задача. Даже создание внятной 16-тактовой темы — это уже задача компоновки, и задача не простая. Такая тема должна представлять из себя чёткую, логичную, отточенную музыкальную форму, даже если это просто абстрактный Lead Sheet без аранжировки как таковой.
« Последнее редактирование: Сентября 03, 2018, 21:53:10 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1465 : Сентября 04, 2018, 01:30:52 »
MrLf, ____Творчество — это не тайна, а то, чем занимается огромное количество людей._____

Только все эти люди сами не знают откуда и как к ним приходят идеи, что их толкает к этому и почему их толкает к творчествую в одном деле, а других в другом. Источник вдохновения неизвестен.

То что учиться надо согласен. Многие сами не знают своих талантов.

П.С, Играя по гармонической схеме, (сочинение темы и импровизации на заданную гармонию) необходимый навык эстрадного музыканта. От гитариста постоянно требуются сыграть соло в песне (написанной другим автором).
Это, кстати,  входит в курс обучения на эстрадных факультетах. Во всяком случае у нас Ткаченко такие задания постоянно давал. Задается гармония и надо сразу придумать тему (вокальную мелодию) и развитие (вариацию и далее импровизацию, если запаса хватит)
И слово "ищется" под эту работу хорошо подходит. Так как попадая в новые гармонические условия не всегда сразу можно "въехать", иногда приходится долго "пропитываться" гармонией, чтобы получилось что-то внятное.

Наработка этих "заготовок" в разных ладах, на разные гармонии составляет основные занятия у людей, играющих импровизационную музыку. Для композитора (эстрадника) это тоже необходимый навык. Так как очень многие вещи делаются "от гармонии".


... и добавил:

И конечно, развитие темы это сложная вещь. Если в песенной форме еще можно обойтись стандартной формой (типа, припев-запев-соло-припев, аплодисменты), то в инстрментальной музыке такой подход  звучит примитивно и надо что-то делать - отклонения, ладовые модуляции, технические фишки, обогазать гармонию и т.д.
Поэтому мир (на эстраде) разделился на композиторов (кто делает основную тему - находит "хитовую попевку") и аранжировщиков/оркестровщиков/продюсеров, которые оформляют идею и доводят до готового продукта.
« Последнее редактирование: Сентября 04, 2018, 01:39:41 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Александр Божевильный

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 899
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1466 : Сентября 04, 2018, 02:08:28 »
Нельзя записать нотами песни узбеков на ишаках.
Вообще, музыку, идущую от сердца, нельзя записать нотами.
Есть жанры, в которых главное — сочинение музыки на ходу. Встал ишак — и нет музыки.
Вообще, расшифровкой и нотацией материалов фольклорных экспедиций занимаются идиоты. Нельзя спеть без ишака, по нотам — это уже не та музыка будет.

... и добавил:
Если допустимая зона шероховатости сильно заужена — нужно насторожиться. Так сказал Блекмор про Сатриани (в другой теме обсуждали). Почему нужно насторожиться? Потому что сыграл чисто — испортил музыку.

Экую я древность откопал, но не смог не ответить.

Джеф Бекк рассказывал, как в Индии слушал пение крестьянок в полях. Пытался сыграть, осмыслить гаммы. Ввести в цивилизованное музыкальное русло)

Говорил сложно все это, и надо просто играть.

Не знаю правда ли  -или он придумал красивую историю))
« Последнее редактирование: Сентября 04, 2018, 02:14:09 от Александр Божевильный »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1467 : Сентября 04, 2018, 08:12:25 »
Джеф Бекк рассказывал, как в Индии слушал пение крестьянок в полях. Пытался сыграть, осмыслить гаммы. Ввести в цивилизованное музыкальное русло)

Говорил сложно все это, и надо просто играть.
Это просто эмоциональная оценка: "ух, как необычно, надо привыкнуть".

Оффлайн John Smith

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 473
  • GuitarPlayer
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1468 : Сентября 04, 2018, 11:02:32 »
Скорее всего, творчество архаичных цивилизаций не затронула проблематика темперации строев, поэтому они просто используют натуральные интервалы + какие-то свои специфические отклонения, типа микробендов в блюзе. А так-то все интервалы построены, на оптимальных соотношениях частот 1/2 – октава, 2/3 – квинта итд.


Относительно композиции, что-то в этом духе:
Цитировать
истинно новаторская музыка вызовет чувства, доселе неведомые, и поэтому эти чувства будет трудно задумать и "выразить", они сами родятся от этой музыки.

Если действовать в рамках распространенной гармонии, то здесь и вопросов нет. Навык импровизации позволяет комбинировать секвенции, создавать вариативность на заданную тему…
А если я пытаюсь уйти от готовых шаблонов звучания, от стандартных гармоний. Развивать идею именно новыми составляющими, то есть рассказывать захватывающую историю, а не одну и ту же байку на разный лад, тут уже сложнее.
Вот и получается, что нужно сидеть и думать, искать какие-то принципы, которые можно положить в основу развития композиции.
« Последнее редактирование: Сентября 04, 2018, 12:43:16 от John Smith »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Мифы теории музыки!
« Ответ #1469 : Сентября 04, 2018, 15:46:40 »
Александр Божевильный, Автор строк уже понял, что в нотах точно музыку записать невозможно. Одни и те же произведения в нотах у разных исполнителей звучат по-разному.

Ну а в фольклоре, в не нотных жанрах априори, классическая нотная запись не подходит вообще. Хотелось бы посмотреть как будут в нотах записывать индийскую музыку или восточную мелизматику, где все на чертвертьтонах. Так что эти жанры изучаеются только через слух, живя в среде.