(
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=267934.msg6181187#msg6181187)
Поскольку модальную систему удобно понять через сопоставление с классической функциональной системой для начала попытаемся сформулировать характерные черты мажоро-минорной ладогармонической функциональной системы. Система, которая выкристаллизовалась на основе предыдущей модальной системы и как бы заменила, подавила ее на длительное время.
В квадратных скобках то, что свойственно наоборот "модальной" системе (M) в противовес "тональной")
1. Натуральный мажор (и гармонический минор, копирующий функциональность мажора). [M: Диатонические и иные лады ]
2. Двуладовая система мажоро-минора [M: Многоладовость - сколько звуков в звукоряде, столько может быть и ладов и полиладовость - каждому последующему аккорду может соответствовать иной лад. Так же иные проявления полиладовости]
3. Тяготение вводного тона [M:В большинстве случаев отсутствует вводный к тонике полутон ]
4. Квинто-квартовая связь аккордов - "гармоническая". [M: Основная связь аккордов - "мелодическая", то есть секундовое соотношение и терцовое, движение аккордов "по гамме" ]
5. Преобладающий динамический характер отношений, отвлекающий от красочности [M: Cтатичность, красочность - фонизм]
6. Три функции S-T-D, главные аккорды в квинтовом расположении от тоники. [M: Две функции - Устой/Неустой ]
7. Требование нормативного чередования функций [M: Нарушение нормативного чередования (D-S), преобладание плагального сочетания в случаях кварто-квинтовых последовательностей, избегание автентических оборотов, которые могут появляться только в заключительной каденции ]
8. Высокая централизация, стремление к тонике. Действие тоники на расстоянии [M: Слабая централизация, тоника нуждается в укреплении, например, остинатным басом, или постоянными возвратами и соблюдением метроритмического положения аккордов ]
9. Определенные требования к голосоведению [M: Отсутствие жестких правил голосоведение, параллельные квинты, ленточное голосоведение и тд ]
10. Терцовая консонансная аккордика [M: Предпочтительнее иные аккордовые структуры - квартовые, секундовые, пропуск терцового тона ]
11. Альтерации ведут либо к обострению неустойчивости, либо к тональной модуляции. [ M: Специфические ("модальные") тоны не требуют разрешения и ведутся против тяготений свойственных тональной системе ]
12. Система настолько устойчива (автономна), что для смены (модуляции) требует специальных гармонических средств. [M: Система легко модулирует без специальных оборотов, легко соскальзывает с тоники ]
13. Ладовая функция диктует форме, а не форма обнаруживает роль аккордов [M: Форма задает функции аккордам, например, в модальном блюзе устойчивая 12-тактовая форма придает малому мажорному аккорду ("доминантовому") функцию тоники ]
14. Расположение диатонического тритона - целью его тяготений являются важнейшие тоны тонич. трезвучия (7/4->1/3). [M: Один из звуков тритона входит в состав тонического трезвучия ] .