Голосование

Где тоника в бекинг треке?

Си-минор
5 (45.5%)
Фа-диез минор
6 (54.5%)

Проголосовало пользователей: 11

Автор Тема: Ощущение устоя/тоники  (Прочитано 9392 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Shell Shock

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 407
  • Репутация: +202/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #90 : Марта 04, 2019, 22:18:44 »
Осознать фактуру- это значит выделить для себя основные голоса и второстепенные, их сопровождающие! Это вы можете, больше чем уверена!  :)
Хорошо. Расслышали партии всех инструментов, то есть осознали фактуру. И всё, тоника определена уже, или каковы следующие действия в этом направлении?

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #91 : Марта 04, 2019, 22:25:45 »
Хорошо. Расслышали партии всех инструментов, то есть осознали фактуру. И всё, тоника определена уже, или каковы следующие действия в этом направлении?

А где среди всех партий вы хотите её (тонику) услышать? ??? Начните слушать с главной партии! Это какая? С вашей точки зрения? Если скажем играет металлика, что там самое главное - барабаны, ритм-гитара, басуха или Кирк Хеметт? ???

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #92 : Марта 05, 2019, 00:56:15 »
eye, а где почитать подробнее чем эта схема? ;) есть литература на эту тему?
Сорри, пропустил ваш вопрос. Хотя и ответить на него однозначно сложно...
Понимание приходит через изучение многих источников - Бершадская, Холопов, Тюлин, Способин, Мюллер, Берков, Рети и др., американские источники (например "Beyond functional harmony" Waynу J.Naus) и тд. Посоветовать что-то конкретно сложно...

Но суть этой схемы раскрывается в книгах, например, Т.Бершадской - ее "Лекции по гармонии"  (лучше последнее издание) - читать про монодическую гармонию и автономные и результативные лады лады и её "Словарь ключевых терминов ЗВУКОВЫСОТНАЯ СИСТЕМА МУЗЫКИ" - там сжато (если по теме,  можно сразу читать "монодийно-гармонические лады" и "мажоро-минорная ладогармоническая система" и тд.

....
А так смешно наблюдать эти потуги, когда "слепой ведет слепого" ))
Весь этот спор с поиском "тоники" - от безграмотности и незнания - вопрос изначально неправильно поставлен и, соответственно, неправильно выбран теоретический инструментарий в поиске функций между, грубо говоря, двумя аккордами. Хотя терминов про "модальность" нахватались, а сути так и не поняли.

Тут вообще только два аккорда можно слышать,..
В этом и смысл) но не более 4-х,, Хотя это всё равно две,,  :)
тоника и субдоминанта,,
Вот это верно.
Например, есть два аккорда G(Em) и С (Am) - что  там тоника, а что доминанта или субдоминанта? Будет ли табуретка стоять на двух ножках?

Вот и нет понимания, хотя есть тупая уверенность в своей правоте. И спор  может продолжаться  бесконечно (с бескомпромиссными "сомнений не вызывает вообще никаких" и "ну, не может тут быть двух мнений" в качестве убойных аргументов ))), так как знания ниоткуда не возьмутся, если не привыкли наши некоторые местные самоучки  слушать и слышать более грамотных и опытных товарищей  - типа, "сами с усами" ))) 
А изучить теоретическую литературу самостоятельно сложно - там много путаницы и разночтений в терминах у разных авторов. И есть дурацкая самоуверенность, что практического значения это все не имеет ))


Оффлайн ironman82 Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 238
  • Репутация: +71/-1
    • KARIMOV-GUITAR.COM
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #93 : Марта 05, 2019, 01:28:41 »
Надеюсь полегчало, самооценка повысилась.
Короче мужики, разбегаемся, "глаз" нам открыл глаза - нет тут тоники, вопрос - бяка. Я всё наврал! И вообще ребят, просвятите меня, а на гитари мажорные лады это которые с кружочками да? А то я тут чиста мима шел а так абычна с пацанами там перебором в падике играю, чисто так для себя.

Определённо лучше дальше теоретизировать про полиладотональномодальность.


... и добавил:

И поскольку я тупоголовый, не умеющий работать с литературой, я нашёл когда-то давно на просторах этого форума вот этот отрывок:
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=365619.msg9496139#msg9496139

 Но вот здесь чётко видно, что аккорд изначально пренадлежащий к тонической группе, может в определённых условиях считаться субдоминантой, т.н. "переменная функция".
 Вот здесь об этом можно почитать подробнее:
www.kholopov.ru/arc/tyulin-harm-1937.pdf#page=61
« Последнее редактирование: Марта 05, 2019, 02:38:31 от ironman82 »

Оффлайн stratovalius

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2253
  • Репутация: +992/-83
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #94 : Марта 05, 2019, 17:57:45 »
На самом деле Си минор подходит, но с некоторыми исключениями.
F#m подходит абсолютно везде без исключений.

"Аккорд изначально принадлежащий к тонической группе, может в определённых условиях считаться субдоминантой, т.н. "переменная функция"
Все верно. Поэтому можно попытаться воспринимать как Си минор, но в некоторых моментах придется подстраиваться.

Есть похожий пример:
Daft Punk - Get Lucky   тональность F#m  (Пусть тут 4 аккорд не подходит по теме, но смысл такой же)
Nickelback - How You Remind Me  тональность A#

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13988
  • Репутация: +8173/-336
  • любитель внести сумятицу
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #95 : Марта 05, 2019, 18:09:58 »
Именно! субдоминанта может быть лишена вообще своей функции, либо внезапно становится тоникой,,  :hmmm:

Оффлайн Shell Shock

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 407
  • Репутация: +202/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #96 : Марта 05, 2019, 19:38:41 »
А где среди всех партий вы хотите её (тонику) услышать? ??? Начните слушать с главной партии! Это какая? С вашей точки зрения? Если скажем играет металлика, что там самое главное - барабаны, ритм-гитара, басуха или Кирк Хеметт? ???
Конечно гитара Хэтфилда и его вокал по принципу творческого начала. В представленном треке не определился. Но всё равно пока не понял, к чему Вы клоните. Интересно ещё, что в Вашем перечне делают барабаны, они разве как-то помогут определить устой?

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #97 : Марта 06, 2019, 00:39:56 »
Конечно гитара Хэтфилда и его вокал по принципу творческого начала. В представленном треке не определился. Но всё равно пока не понял, к чему Вы клоните. Интересно ещё, что в Вашем перечне делают барабаны, они разве как-то помогут определить устой?

Вы проявили интерес к тому, что я писала - это радует! :) Конечно, Хэтфилд с его вокалом! Клоню я к самой элементарной вещи, что слушать нужно вокал и вокало-имитирующие инструменты. Именно там можно найти больше информации для определения ладотональности или тонального центра. В бекинг-треке этой информации нет, поэтому автор темы в некотором роде задал тролль-вопрос! Но этот вопрос сподвиг нас на размышления на тему определения тональности, по сему я благодарна автору темы и ставлю ему +! :)

По поводу вашего fade to blake, спешу вас обрадовать, что многие классические музыканты с опытом узрят там простую тональность Am, хоть и многими теоретиками она записывается как Em!
И объясню почему! Дело в том, что мелодические фразы мало того, что не содержат F#, а скорее заканчиваются цезурами на "до" устойчивой ступени и по сему домысливаются опытным классическим музыкантом как 3 ступенью! С другой стороны классикам неведомо того, чем занимался Хэтфилд и его сотоварищи! А они там просто пытались обыграть каждый аккорд подходящими нотами! Мышление поменялось в корне!!! >:D :-[ Нету там развивающейся мелодии на фоне гармонии, а есть огрызки обыгрываемыми огрызками! Вот и вся суть споров про классическую тональность, которой здесь нету! :)

 

Оффлайн ironman82 Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 238
  • Репутация: +71/-1
    • KARIMOV-GUITAR.COM
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #98 : Марта 06, 2019, 02:33:16 »
После этой тему я буду боятся вообще определять тональность где-либо, как минимум год. Погружусь в депрессию, стану бухать, и наверное сменю профессию.

Я более 15 лет в музыке, 10 лет профессионально. миллион проанализированного материала, снимаю любую гармонию за минуту, сам пишу и аранжирую минусовки, куча литературы пусть и западной в основном по джазу, работаю в одном из силнейших кавер бендов в стране, где за короткий срок 300 песен надо снять, и тональность определять без помощи и лишних расспросов (с доминантами или без) "ребят а какая тут тоника??". Претензий по работе ко мне нет. Может этим успешно заниматься безграмотный человек??

Уважаемая Алиса. При всём уважении к классической школе, без которой хрен бы у нас был а не гармония... Но НЕ РАБОТАЮТ классические правила в современной развлекательной музыке, пусть и примитивной местами. Всё равно что проектировать дом сегодня по канонам архитектуры 16 века. Или диагностировать болезни методами из прошлого. Музыка меняется, гармония развивается космически, роль её меняется, система упрощается, что уж тут поделать. Правила и условия стираются, тоника становится субдоминантой, и тому подобное. Ключевые знаки ставят для удобства чтения а не по факту, путают 3/4 и 6/8 по удобству, м6 обозначают #5, и так далее...
Сегодня в фейсбуке автор этого трека ответил, в принципе предсказуемую вещь:
По крайней мере не стал вести догмы о несостоятельном вопросе и об отсутствии тоники как таковой. У него самого классическое образование по виолончели. Мозги на месте. Работал много с кем, в частности с Наумовой у нас в Латвии. Друг, с которым у меня вышел спор, работал с ним лично.
https://www.facebook.com/groups/musictheory/permalink/2227334820661144/



Что я открыл для себя. Есть некие строгие классически правила, где при отсутсвии доминанты тоники нет в принципе. Больше комментировать это не буду. Эйнштейн тоже ошибался.

Но изменил свою точку зрения по поводу однозначности си-минора. Действительно и дорийский и натуральный звучат равноценно. Но за тонику, как за центр притяжения - однозначно остаюсь за си. Можете это не называть тоникой, называть по другому, обзывать это непонятным "модализмом". При том что теперь я согласен по поводу фа-диез эолийского. Просто посидел, поиграл. Что-то в этом есть.
« Последнее редактирование: Марта 06, 2019, 04:21:06 от ironman82 »

Оффлайн stratovalius

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2253
  • Репутация: +992/-83
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #99 : Марта 06, 2019, 03:09:25 »
Для меня в бэкинг треке достаточно информации для F#m/A

1) Автор на Youtube сразу написал F#m  :pozor: (они иногда ошибаются, но здесь не тот случай ;))
2) В звукоряде неоднократно присутствует G#, что накладывает ограничения на звукоряд Bm, но не накладывает на F#m
3) Есть кусок Bm D A A - где, учитывая п1, п2. это можно рассматривать как II - IV - I - I.
   
Если зациклить кусок гаммы си минор, то он не везде лезет.  ???

Все верно о классических правилах в современной музыке. Но тут все проще. Просто тема начинается с IV.
Так задумал автор композиции.

Автор темы зря так близко к сердцу воспринимает.
Доводы в пользу Bm про обыгрывание "доминанты" F# не вяжутся в начальными данными:
"Какой аккорд для вас ощущается тоникой? Никаких "модальных" дел, чисто по натуральному минору!".

Чего же удалили в первом посте это? А потом бить в грудь я такой то, играл много где, много с кем долго с кем) :pozor:


... и добавил:

Но изменил свою точку зрения по поводу однозначности си-минора. Действительно и дорийский и натуральный звучат равноценно. Но за тонику, как за центр притяжения - однозначно остаюсь за си. Можете это не называть тоникой, называть по другому, обзывать это непонятным "модализмом". При том что теперь я согласен по поводу фа-диез эолийского. Просто посидел, поиграл. Что-то в этом есть.

+1
Я точно так же думаю, только наоборот. F#m/Bm

Оффлайн ironman82 Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 238
  • Репутация: +71/-1
    • KARIMOV-GUITAR.COM
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #100 : Марта 06, 2019, 03:56:46 »
Доводы в пользу Bm про обыгрывание "доминанты" F# не вяжутся в начальными данными:
"Какой аккорд для вас ощущается тоникой? Никаких "модальных" дел, чисто по натуральному минору!".

Чего же удалили в первом посте это? А потом бить в грудь я такой то, играл много где, много с кем долго с кем) :pozor:


Уже объяснял - удалил чтобы не наводить путаницы про обыгрывание и тонику и конкретизировать вопрос. Я этим ни грамма не слелал в пользу своей трактовки, просто облегчил голосование. Тема моя - могу корректировать как мне угодно. Но за слова отвечаю.
« Последнее редактирование: Марта 06, 2019, 04:08:10 от ironman82 »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7768/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #101 : Марта 06, 2019, 08:42:11 »
Но изменил свою точку зрения по поводу однозначности си-минора. Действительно и дорийский и натуральный звучат равноценно. Но за тонику, как за центр притяжения - однозначно остаюсь за си.
Аллилуйя ;D
Собственно, спорить в этой теме больше не о чем.

Оффлайн ironman82 Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 238
  • Репутация: +71/-1
    • KARIMOV-GUITAR.COM
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #102 : Марта 06, 2019, 08:49:09 »
Ждите 2й сезон...

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #103 : Марта 06, 2019, 13:49:02 »
Эта тема оказалась полезна тем, что наглядно демонстрирует, что такое модальность и как в модальной системе может "отсутствовать" тоника, хотя вроде она и есть, но неоднозначная. А если "тоника" неопределенная, то что говорить о "доминанте" или "субдоминанте"?

Таких споров в рамках классической функциональной системы не бывает - там даже при фактическом отсутствии тоники, она чувствуется на расстоянии и функции не зависят от формы ( чем закончился или начался оборот или сколько длится аккорд).

Можно было бы сказать, что практической пользы от этого нет, но это не так - польза в том, что гармония по разному слышится, что влияет на выбор всяких средств и восприятие музыки в целом. Хотя можно и не знать всяких заумных слов, но чувствовать необходимо. Тогда откроется целый мир гармонии.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Тогда будет более понятно, что значит
принцип лада, центральной категорией которого является звукоряд.

А что значит
Принцип лада, центральной категорией которого является тоника*. Остальные категории и функции тональности (прежде всего, доминанта и субдоминанта) прямо или косвенно связаны с тоникой. «Система функциональных отношений иерархически централизована, и тоника пронизывает всю гармоническую структуру»
(Википедия)
_____________
* точнее - центральной категорией которого является гармоническая функция.

И еще одна цитата из Бершадской по поводу монодической гармонии (термин "модальность" она не приемлет), подтверждающая наличие спорных моментов в восприятии модальной гармонии:
"нередко может обнаружиться расхождение в оценке ладовых функций разными субъектами".
Об этом вся эта тема, а кто-то никак не может этого понять и спорит о "правильной" тонике.

Цитировать
Сегодня в фейсбуке автор этого трека ответил, в принципе предсказуемую вещь
Так что он сказал то? Не все же зарегистрированы на фэйсбуках.

Цитировать
По крайней мере не стал вести догмы о несостоятельном вопросе и об отсутствии тоники как таковой.
Не знаю, что он ответил, но если вас не интересует, почему в голосовалке голоса разделились почти поровну и почему с вашим другом у вас мнения разошлись, то можно и не понимать "догмы" о функциональных и нефункциональной системах - вы так и не поймете почему спор возник. Но это не помешает вам снимать аккордики следующие многия годы.
(нажмите чтобы показать/спрятать)


Цитата: ironman82
Но за тонику, как за центр притяжения - однозначно остаюсь за си.
Цитата: MrLf
Собственно, спорить в этой теме больше не о чем.
Согласен, если кто-то так ничего и не понял, то это его проблемы.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

(нажмите чтобы показать/спрятать)


Цитировать
Может этим успешно заниматься безграмотный человек??
Запросто. Если слух есть, почему не поснимать. Просто глубокого понимания происходящего нет. И при таком отношении не будет.

Ждите 2й сезон...
да это уже 20й сезон на этом форуме.

И еще одна цитата от пользователя форума, насчет простыней и писанины - на всякий случай.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Марта 06, 2019, 13:59:00 от eye »

Оффлайн Shell Shock

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 407
  • Репутация: +202/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Ощущение устоя/тоники
« Ответ #104 : Марта 06, 2019, 19:21:52 »
Вот и вся суть споров про классическую тональность, которой здесь нету! :)
Вот как... Мне казалось, что Вы, как человек образованный, скажите что-то типа: "В данной композиции использовано расширение классической тональности путём использования функциональных инверсий с режессируещей тоникой, неаккордики и альтераций!!"