____MrLf мое убеждение, что ладовые ощущения возникают на основе объективных физических законов.____
То есть ощущения существуют отдельно от субъекта?
Откуда такой вывод? Речь и идет об ощущениях субъекта. Если в розетку два пальца засунуть, то человек тоже получит "ощущения" и виной тому будут тоже физические законы. И когда белый свет он увидит, то это ощущения возникающие на физическом законе, как спектр разных цветов. Тоже самое и в музыке - есть законы акустики. На их основе строится уже более сложные конструкции, которые уже зависят от культуры человека, воспитания, и личных талантов.
______Как-то для меня это звучит нелогично - он запускает механизм неустойчивости, но
"если квинтового тона в ладу нет..., то этот лад крайне неустойчив с сознании". ______
Уберем слово "неустойчивый в сознании" (чтобы не путать его с музыкальным устойем/неустоем) и назовем - без квинтового тона лад
становится неполноценным, так как в нем трудно сознанию определить тонику и внутренне движение имеет неопределенность.
______в аккомпанементе НИКОГДА не берут чистую квинту._______
Опять непонятно. Если я играю в До миноре, то что - басист не должен играть G?
Но ведь это как раз доминанта, а если доминанта, то именно в этот момент я могу включить неустой в мелодической линии.
Да что там джаз - на доминантовом органном басу у Баха такое творится..._________
Речь и идет преимущественно о доминантсептаккорде (или доминантовой функции). Если в До миноре взять доминанту с квинтовым тоном, то из До минора в импровизации по большому счету уже не выйти. Он будет "держать ладовые ощущения". Импровизатору перекрыли кислород. Для того, чтобы он мог использовать всякие целотонные, хроматические концепции - квинтового тона в доминантсептаккорде быть не должно (используют +5, -5), также и 9 желательно заменить на +9 - 9. И басист не должен играть в басу на доминанте ноту D. Она все атональные пассажи (особенно с явным выходом из тональности) превратит в фальшь.
Понятно, что в реальной игровой жизни могут быть разные варианты, проходящие "глиссандо", но это некое общее правило. Хочешь применить смурной пассаж - подготовь для него соответствующую гармонию. А если надо в песне "Белве розы" соло сыграть, то не дергайся, забудь про Рассела и Холсфорда и играй картошками в гармоническом До миноре. ))))
Сергей меня никто не переубедит на счет квинты. ))) Это очень долго все писать. Квинта в музыке имеет такое значение, о котором можно книгу написать. Достаточно того, что все звуки музыкального строя это квинтовый ряд. В ладу и в гармонии квинтовый тон играет огромную роль и без него тоника уже и не тоника. (не полноценная) Без него аккорд куда-то тянет, он в сознании не закрепляется как полноценный аккорд. В ладу тоже самое. Без квинтового тона лад если и система, то крайне хлибкая, которая рушится от малейшего движения. Локрийский лад, сколько ни адаптируйся все равно мыслится как куда-то стремящаяся гамма, к разрешению в какую-то другую тонику. Этот лад, как и другие, где нет чистой квинты куда-то тянет. А с аккордами так совсем в таких "ладах" становится беда. )))
Поэтому в серийной музыке, а также других атональных системах - первое правило - не брать квинт. Даже не гармонически, а даже мелодически. Они сразу настроят слух и цементируют конструкцию. Как заполнять пространство между квинтой и тоникой - дело десятое. Лад все равно будет (какой-то ощущаться). А вот когда нет квинтового тона, то мозг начинает плавится. Так как День есть, а Ночи нет. И ритм жизни нарушается.