1)Что за аккорд определения диезовых тональностей и зачем он нужен?
Кажется, я догадываюсь, в чем проблема (по крайней мере одна из проблем) для понимания книги(
Pitsot спасибо за подсказку в 1м пункте). Часть людей приступают к изучению теории
не потрудившись выучить ноты на грифе. Так же, само собой разумеется, что необходимо представлять себе расположение нот на нотоносце и на клавиатуре фортепьяно. Все это даст общее представление о музыкальной системе, в которой и рассматриваются закономерности музыкальной теории.
Итак, первое, что нужно сделать - выучить ноты на грифе. Без этого никакого изучения теории не получится, разве что профанация в духе невежественных "заметок аматора".
Теперь конкретно ответ на вопрос:
Оставлю за пределами обсуждения вопрос, типа, зачем нужно знать названия звуков, знать строение гамм-ладов, интервалов, строение аккордов и тд - то есть зачем нужно изучать теорию, зачем знать то, из чего строится музыка. Если человек решил читать книгу по теории, то он должен определиться, зачем ему это надо. Хотя бы на интуитивном уровне...
Вопрос - зачем определять тональность - из той же серии, поэтому оставлю без ответа.
Скажу только, что квинтовый круг приводит все тональности в систему на основе количества ключевых знаков. Это не единственная фишка квинтового круга. Знать кварто-квинтовое (КК) расположение звуков, для понимания гармонии так же важно, как для мелодии - знать секундовое (гаммообразное, поступенное) расположение звуков.
Теперь относительно "аккорда" для определения диезных тональностей. Обратите внимание, что слово "аккорд" взято в кавычки. Это значит, что это
условный аккорд - то есть созвучие, которое можно запомнить как аккорд, чтобы потом быстро вспоминать, какие знаки в той или иной тональности (но и в реальности такие квартовые аккорды существуют). Но еще раз напоминаю, что для этого вы должны видеть ноты на грифе, а не таблатуру.
1) Итак, в состав этого "аккорда" войдут следующие ноты:
1 струна = G
2 струна = D
3 струна = A
4 струна = E
5 струна = B
6 струна = F#
2) Эта последовательность звуков и есть диезная половина квинтового круга. При чем номер струны совпадает с количеством диезов соответствующей тональности:
1 струна = G = 1# ("в Соль мажоре один диез")
2 струна = D = 2# ("в Ре мажоре два диеза")
3 струна = A = 3# и тд
4 струна = E = 4#
5 струна = B = 5#
6 струна = F#= 6#
3) Чтобы вспомнить, какой именно диез, достаточно увидеть ноту на полтона ниже тоники тональности :
1 струна = G = 1# = F# (G->F#)
2 струна = D = 2# = C# (D->C#)
3 струна = A = 3# = G#
4 струна = E = 4# = D#
5 струна = B = 5# = A#
6 струна = F#= 6# = E#
4) При движении вниз по струнам (или по квинтовому кругу) диезы добавляются к тем, что были в предыдущих тональностях:
1 струна = G = 1# = F#
2 струна = D = 2# = C# и (F# с предыдущей струны)
3 струна = A = 3# = G# и (F#,C#,)
4 струна = E = 4# = D# и (F#,C#,G#)
5 струна = B = 5# = A# и (F#,C#,G#,D#)
6 струна = F#= 6# = E# и (F#,C#,G#,D#,A#)
=========================
Так же можно получить подсказки о тональностях по ключевым знакам (и наоборот), глядя на нотный стан.
Вы видите один диез при ключе (f#) - прибавляете полтона вверх (G) и получаете мажорную тональность. Либо идете на тон вниз - получаете соответствующую минорную тональность (f#->Em).
И так делать от каждого последнего (крайнего справа) ключевого диеза.
Эту операцию можно проделать наоборот. Имеем тональность G - его ключевой диез на пол тона ниже. Для тональности Ми минор ключевой диез на тон выше.
Параллельный минор, имеющий те же ключевые знаки, что и мажор, а значит и те же ноты (но другую тонику) находится на терцию ниже и это так же хорошо видно на нотоносце - либо на линейку, либо на промежуток ниже.
PS Но мне кажется, что подобные объяснения слишком громоздки - ведь можно посмотреть на картинку и все понять самому. Поэтому в книге объяснения более компактные в расчете на фантазию и креативное мышление музыканта. ))