Gnot, Я не совсем онял что ты хотел сказать словами "Как обыграть тональность ладом". Ладом обыгрывают аккорд, последовательность аккордов. И наоборот.
Если вспомнить определение тональности (тональность - звуковысотное положение лада), то все становится на свои места.
Все настолько элементарно. До смешного прямо. Может кто со мной и не согласится.
Проще пареной репы.
Вариант А. Нам надо обыграть аккорд. Для этого мы можем воспользоваться двумя путями. Один из них гласит, что аккорд может находиться (содержаться) в нескольких тональностях. Содержаться значит все звуки этого аккорда должны быть в тональности. Если хоть одного звука аккорда в тональности нет, то он не содержится в ней. К примеру любой мажорный или минорный аккорд может нажодиться в трех тональностях, где имеет функцию тоники, доминанты и субдоминанты соответственно. Так вот данный аккорд можно обыграть тональностью, в которой он содержится. А учитывая общий тональный окрас произведения это несложно. Тем более, что остальные две тональности находятся в первой или второй степени родства друг от друга и в них можно модулировать через данный аккорд.
Второй путь это обыгрывание аккорда ладами. Самое что удивительное, что это не противоречит тональному методу, но немного отвязывает мышление.
Принцип тот же. Мы берем аккорд и обыгрывать можем его только теми ладами (при этом аккорд является тоникой во всех этих ладах), в которых он содержится. К примеру мажорный аккорд может быть обыгран только тремя ладами с мажорным наклонением. На удивление это окажутся те же тональности что и в тональном варианте. Поэтому я и не вижу разницы. Происходит та же самая модуляция. С точки зрения звука, практически идентично.
Это самый простой метод. Если не считать методов посложнее, где используется политональность. К примеру обыгрывание мажорного аккорда минорным ладом. Ну и тому подобное.
Вариант Б. В этом случае нам надо обыграть тональность или лад аккордами. Все с точностью до наоборот производим. Мы можем использовать в тональности, ладу только те аккорды, которые могут содержаться в данной тональности, ладу. Это самое простое.
Чуть посложнее обыгрывание с применением родственных тональностей и ладов с одинаковым наклонением. Мы можем в определенных местах использовать аккорд(ы) которые содержатся в родственной тональности, но не содержатся в материнской. В этом случае у нас происходит отклонение или модуляция.
Игра с ладовыми красками дает нам возможность постоянных отклонений, можуляций, нестандартных решений. Джаз лично я рассматриваю как постоянные логические отклонения и модуляции. Если правильно построить аккордовую прогрессию и набор ладов, синронизировав из, то можно получить очень интересную музыку вплоть до джаза и ему подобных.
Вот собственно и вся моя теория. КОротко и содержательно.