Автор Тема: Вариационная форма  (Прочитано 12021 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Вариационная форма
« : Сентября 03, 2018, 22:56:11 »
В продолжение разговора о музыкальной форме, предлагаю более конкретизированную тему: Вариационная форма.

Допустим, есть некая тема:

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Моя задача — сделать инструментальную аранжировку для классической гитары соло в вариационной форме. Выбранная тема, как мне кажется, предельно ясная по структуре и простая по гармонии, что облегчает задачу. Она состоит из двух 16-тактовых частей, первая из которых повторяется с разными окончаниями. Вся тема состоит из чётких двухтактовых фраз.

Следующим шагом я предложу аранжировку самой темы, а далее попытаюсь сочинить вариации.

... и добавил:

Сама тема выдержана в стиле "русский блюз" ;) гармонический ля минор.
Аккорды G7 и A7, как мне кажется, везде являются побочными доминантами. Есть и двойная доминанта B7.

... и добавил:

Вопрос: как верно классифицировать ля-диез в начале последней строки? Если это альтерация, то какой ступени какого лада?
« Последнее редактирование: Сентября 03, 2018, 23:52:14 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Вариационная форма
« Ответ #1 : Сентября 04, 2018, 01:12:00 »
MrLf, В третьей строке на аккорде F нота си-бемоль немного коряво звучит (ИМХО). Напрашивается A7-9 аккорд переходящий в следующем такте в A7/C#. Так логичнее получается, на мой взгляд. Или если оставить аккорд F, то в мелодии си-бекар лушче прозвучит.

И первая фраза мелодии, до боли что-то напоминает ))) Мне кажется эту фразу Мурки надо как-то замаскировать, чтобы не было явной ассоциации.

П.С. На счет Ля диеза - мне кажется там вводный тон должен быть  "си-бемоль" (вторая пониженная ступень в Ля миноре).

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вариационная форма
« Ответ #2 : Сентября 04, 2018, 07:56:59 »
Или если оставить аккорд F, то в мелодии си-бекар лушче прозвучит.
Такая мысль была, я пробовал, но меня почему-то си-бемоль больше устроил...

И первая фраза мелодии, до боли что-то напоминает ))) Мне кажется эту фразу Мурки надо как-то замаскировать, чтобы не было явной ассоциации.
Такая мысль тоже была, но мне эта ассоциация не мешает :crazy: В оригинале там вроде ре-диеза нет, просто одна нота Ми всё время повторяется, но мне это чересчур скучно показалось, слишком простой мотив выходит. Кстати, это весьма известная старая песня ;)

П.С. На счет Ля диеза - мне кажется там вводный тон должен быть  "си-бемоль" (вторая пониженная ступень в Ля миноре).
Тоже такая мысль пробегала. Но там идёт опевание си-бекара фактически. Если писать рядом си-бемоль и си-бекар, это что, дезальтерация? :hmmm:

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Вариационная форма
« Ответ #3 : Сентября 04, 2018, 11:03:02 »
Вопрос: как верно классифицировать ля-диез в начале последней строки? Если это альтерация, то какой ступени какого лада?
Это ступени дважды гармонического ми минора.
Я бы в место Dm в тактах 33 и 34 сыграл бы F#m7b5 H7b9.
И звучит не так банально и перекладывать удобнее.
Если бас Ре то мелодия слишком близко к басу, звучит сжато.
Если играть мелодию на октаву выше то верхнее ля на семнадцатом ладу тоже не удобно переложение делать на одну гитару.
Можно конечно в си минор транспонировать всю пьесу, но ИМХО такие мелодии надо играть в ля миноре.




... и добавил:

По поводу формы.
В 16 такте аккорд ля и тема заканчивается на ля. Кода такая всем кодам кода. Продолжение у же не ожидается.
Нужно или вторые пол такта E7 сыграть, или бас ми-фа#-соль#, чтобы в ля прийти, или вообще на E7 закончить.
Самый минимум тему разрешить в до или в ми. Уже продолжение напрашивается.
После второй вольты (21-22 такт) Am не очень звучит. Не понятно то ли припев пошел, то ли опять тема от другой ступени.
Я бы сыграл в гармонии A7,  а в мелодии играл бы e-bb-bb-bb-a-a-g.
Так части пьесы отделились бы более заметно.



... и добавил:

Ну и немного офтопа
В продолжение разговора о музыкальной форме, предлагаю более конкретизированную тему: Вариационная форма.
Термин "вариационная форма", ближе к тому, что вы приписываете большинству своих аппонентов, понимание на уровне структуры A-A-B-A.
А не в том широком смысле как вы трактуете термин форма в предыдущей теме.
Так что это либо совсем новая тема, с предыдущей не связанная, либо вы как говориться, "переобулись  в воздухе" и сменили свою позицию на противоположную. ;)
« Последнее редактирование: Сентября 04, 2018, 11:31:59 от Taps »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вариационная форма
« Ответ #4 : Сентября 04, 2018, 12:05:29 »
Это ступени дважды гармонического ми минора.
Я бы в место Dm в тактах 33 и 34 сыграл бы F#m7b5 H7b9.
Любопытно, обдумаю...

... и добавил:

Ну и немного офтопа
Музыкальная форма — широчайший термин. Вариационная форма — совершенно узкий. Так что, переобуваться пока не собирался ;D
« Последнее редактирование: Сентября 04, 2018, 12:09:35 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Вариационная форма
« Ответ #5 : Сентября 04, 2018, 13:03:04 »
Taps, Обычно формой в музыке называют:
1) строение произведения (в смысле ААВА)
2) стиль (сонатная форма, например)

Общий смысл "формы" (как способ выражения содержания) это не музыкальный, а скорее философское понятие, рассматривающее всеобщие категории "формы-содержания".

Когда MrLf прочитал определение формы (недавно) и обнаружил, что помимо всего прочего под формой понимается и весь набор музыкальных средств и языка (то есть все что звучит - мелодия, гармония, ритм и т.д.), то у него наступило откровение - оказывается вся музыка это форма. И он начал это откровение продвигать на форуме, что вся музыка это форма и кроме нее больше ничего нет. "Форма" - так понравилось слово, что вставлялось куда ни попадя, любой разговор по музыке, рано или позно становился вопросом формы )))
А кто его не понимал, (рассматривал термин в музыкальном смысле) то он с видом знатока тыкал носом, типа, неучи, вы не знаете терминов! ))))

Вот заходит теперь человек на форум, смотрит темы. Сначала создана тема  "музыкальная форма", где утверждается, что это суть и содержание музыки, что кроме формы ничего в музыке нет. А потом вторая тема этого же автора "вариационная форма", в смысле "построения, компановки произведения".

Поэтому теперь приходится в разговорах делать поправку про какую "форму идет речь" )))

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Вариационная форма
« Ответ #6 : Сентября 04, 2018, 13:35:30 »
Любопытно, обдумаю...
Если оборот F#m7b5 H7b9 кажется сильно откровенной модуляцией в ми минор, а не привычным отклонением в виде проходной доминанты или слишком джазовым для данной пьесы можно сыграть оба такта H7 или  |Dm| H7|.
Можно сыграть в 32 такте не F а Am. По мелодии ля и до в этом такте ложится идеально. Тогда можно с 31 такта играть |C|Am|F |H7|E7|Am|.
С одной стороны все обороты характерны для подобных пьес, с другой не так бонально как Dm E Am.
И в 31 первом такте нона си на аккорд до дает звучание Cmaj7. Если в аранжировке нота темы будет звучать с нотами аккорда  тоэто откровенно джазовое звучание будет.
Тут или ноту в теме на соль поменять, или в гармонии пол такта играть С, а пол такта E7. тогда ноты в теме ми-си будут звучать на аккорд E7. И ни какого джаза.
Можно басовый ход  добавить |C E7/H |Am  Am/G |F  |H7 | E7 |Am|.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вариационная форма
« Ответ #7 : Сентября 04, 2018, 13:46:25 »
Дмитрий Малолетов, определение музыкальной формы в широком смысле этого слова неожиданностью оказалось для вас, а не для меня. Это вы недавно обнаружили (и только благодаря мне), что под формой понимается и весь набор музыкальных средств и языка.

А что насчёт ля-диеза в конце? Там чередование второй пониженной с натуральной, по вашей версии? Версия Taps мне кажется удачнее.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Вариационная форма
« Ответ #8 : Сентября 04, 2018, 13:47:24 »

Когда MrLf прочитал определение формы (недавно) и обнаружил, что помимо всего прочего под формой понимается и весь набор музыкальных средств и языка (то есть все что звучит - мелодия, гармония, ритм и т.д.), то у него наступило откровение - оказывается вся музыка это форма. И он начал это откровение продвигать на форуме, что вся музыка это форма и кроме нее больше ничего нет. "Форма" - так понравилось слово, что вставлялось куда ни попадя, любой разговор по музыке, рано или позно становился вопросом формы )))
А кто его не понимал, (рассматривал термин в музыкальном смысле) то он с видом знатока тыкал носом, типа, неучи, вы не знаете терминов! ))))
Мне все эти рассуждения MrLf  о форме напомнили о повальном увлечении учением Дао де Дзин в начале девяностых. Там была куча размытых высказываний типа "Дао, которое можно выразить словами, это не настоящее Дао". Хотя в терминах 90-х Формы это Саманта Фокс, а не AABA.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вариационная форма
« Ответ #9 : Сентября 04, 2018, 13:50:24 »
Если оборот F#m7b5 H7b9 кажется сильно откровенной модуляцией в ми минор, а не привычным отклонением в виде проходной доминанты или слишком джазовым для данной пьесы можно сыграть оба такта H7 или  |Dm| H7|.
Можно сыграть в 32 такте не F а Am. По мелодии ля и до в этом такте ложится идеально. Тогда можно с 31 такта играть |C|Am|F |H7|E7|Am|.
С одной стороны все обороты характерны для подобных пьес, с другой не так бонально как Dm E Am.
И в 31 первом такте нона си на аккорд до дает звучание Cmaj7. Если в аранжировке нота темы будет звучать с нотами аккорда  тоэто откровенно джазовое звучание будет.
Тут или ноту в теме на соль поменять, или в гармонии пол такта играть С, а пол такта E7. тогда ноты в теме ми-си будут звучать на аккорд E7. И ни какого джаза.
Можно басовый ход  добавить |C E7/H |Am  Am/G |F  |H7 | E7 |Am|.
Отличные идеи! Мне их надо обдумать, чтобы сразу не бросаться на какой-то один вариант.

... и добавил:

Taps, я не знаю, что такое Дао де Дзин, но словосочетание "музыкальная форма" имеет несколько значений, и в том числе предельно широкое, которым я и пользовался. По большому счёту, я банальщину говорил.
« Последнее редактирование: Сентября 04, 2018, 13:55:15 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Вариационная форма
« Ответ #10 : Сентября 04, 2018, 16:02:08 »
MrLf, Ладно... удалил пост. Времени нет)))
« Последнее редактирование: Сентября 04, 2018, 16:28:02 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вариационная форма
« Ответ #11 : Сентября 04, 2018, 18:06:28 »
Аранжировка темы, звук во вложении. Пока обошёлся без перегармонизаций, т.к. вроде и так всё легло. Мелодия проводится в басу, по-моему для такой темы это вполне подходящий вариант как экспозиция темы.

(нажмите чтобы показать/спрятать)

... и добавил:

Как мне кажется, при подобной аранжировке тем основная "проблема" — поиск фактурного решения.

Экспозиция с темой в басу здесь ИМХО хороша тем, что этот бас можно продавить апояндо, причём практически всегда без каких-либо других одновременных звуков — в результате получаем предельно ясно звучащую тему.

Там, где мелодия двигается восьмыми, я использую весьма стандартную фактуру "бас-нота", которая позволяет играть в оживлённом темпе (например, такт 37, вторая доля).

Там, где есть пунктир, приходится хитрить — взять две шестнадцатые подряд ноты в оживлённом темпе большим пальцем тяжело, поэтому я добавляю на слабом времени указательный палец (пример — такт 43, первая доля). Из-за этого аккорд "внутри" пунктира часто получается двухзвучным, потому что берётся двумя пальцами a-m, а палец i "приберегается" для баса. Там, где пунктир получается со сменой струн, можно легко сыграть и два раза подряд большим — просто "продавливая" его. В этих ситуациях "внутри" пунктира можно взять и трёхзвучный аккорд пальцами i-m-a (пример — такт 49, первая доля).

Там, где мелодия молчит, я играю фактуру "ум-ца-ца" не слишком стандартным приёмом (пример — такт 38, вторая доля). Первый из трёхзвучных аккордов я беру внешней стороной ногтей, получая таким образом что-то вроде очень аккуратного "боя".

... и добавил:

В такте 58 в самом конце мелодическая нота в басу "спрятана" за аккордом, и поэтому будет плохо прослушиваться (таких ситуаций несколько). Имхо, допустимо, так как довольно мимолётно, а аккорд даёт важную там полноту звучания.

... и добавил:

В такте 38 на первой доле (и аналогичных местах) можно было бы сохранить фактуру "бас-нота", но мне показалось лучше (чисто по звучанию) несколько "проредить", и оставить голый бас.
« Последнее редактирование: Сентября 04, 2018, 18:56:39 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Вариационная форма
« Ответ #12 : Сентября 04, 2018, 19:48:58 »
MrLf, Мне ваш подход к созданию музыки кажется антимузыкальным в принципе. Обычно музыканты сначала на инстурменте (или в представлении)  что-то интересное найдут, а потом это запишут в ноты.
А вы механически-теоретически на нотном стане черных точек понаставите, типа, это  гармонизация, включите плей и слушаете что получилось. Вроде фальши нет, ОК, пойдет. И начинаете учить эту "тарахтелку" с нот и миди воспроизведения.
Вот и получаются искусственные уродцы. Так как не душа музыку "диктовала" во время игры, когда она в процессе "поисков" реагировала на что-то приятное и выбирала близкое для себя, а нотный редактор с мышкой, под руководством начальных  знаний гармонии и ладов. Авось попаду.

Крайне антимузыкальный подход. ИМХО так не делается музыка.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Вариационная форма
« Ответ #13 : Сентября 04, 2018, 19:51:11 »
MrLf, Мне ваш подход к созданию музыки кажется антимузыкальным в принципе. Обычно музыканты сначала на инстурменте (или в представлении)  что-то интересное найдут, а потом это запишут в ноты.
А вы механически-теоретически на нотном стане черных точек понаставите, типа, это  гармонизация, включите плей и слушаете что получилось. Вроде фальши нет, ОК, пойдет. И начинаете учить эту "тарахтелку" с нот и миди воспроизведения.
Вот и получаются искусственные уродцы. Так как не душа музыку "диктовала" во время игры, когда она в процессе "поисков" реагировала на что-то приятное, а нотный редактор с мышкой, под руководством начальных  знаний гармонии и ладов.

Крайне антимузыкальный подход. ИМХО так не делается музыка.
Глупость какая-то :7:

Из моего описания, по-моему, и ежу понятно, что я от инструмента аранжировку делаю. И в выложенных нотах вся аппликатура уже стоит, до мелочей. И какая ещё "душа диктовала", боже ж ты мой... :pozor:
« Последнее редактирование: Сентября 04, 2018, 19:53:39 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Вариационная форма
« Ответ #14 : Сентября 04, 2018, 19:59:14 »
MrLf, Ну правильно, ваша "тарахтелка", которую вы в редакторе мышкой набрали, от которой уши вянут,  "не глупость"....  )) )) ))

Ну если это "от интрумента", то все еще более печально. Значит ваш выбор - самый кошмарный вариант.

И это "русский блюз" )) )) )).

« Последнее редактирование: Сентября 04, 2018, 20:01:14 от Дмитрий Малолетов »