Всем привет, продолжаю. На очереди фурнитура: верхние порожки для обоих грифов, стопбар и бридж с нижним порожком для классической половины.
Костяные заготовки для порожков у меня есть. Одну заготовку почему-то немного выгнуло, зазор около 1 мм - не страшно, я ее притру. Но сам факт, это же не дерево, о как!
Притираю. Гриндера у меня нет, и это хорошо - даже при ручной обработке амбре впечатляющее. Моя любимая каменная плита, 120-я шкурка, двусторонний тонкий скотч.
БОльшая плоскость каждой заготовки притирается просто и без всяких приспособ: нарисовал карандашом риски по всей плоскости, и тру до полного их исчезновения. А чтобы получить перпендикулярную ей вторую, меньшую плоскость, к плитке приструбцинена доска в качестве перпендикулярного упора.
В заготовке стопбара я просверлил аж 14 отверстий разных диаметров: 5, 3,2 и 2 мм:
Шесть отверстий параллельно плоскости корпуса, восемь - поперек, да еще в шести из них резьбу нарезал:
Резьба М4 х 0,7, диаметр отверстий под нее 3,2, после нарезки пропитал отверстия цианакрилатом и еще раз прошел тем же метчиком. Кстати, подтверждаю неоднократно читанное: полежавший несколько минут в морозилке цианакрилатный суперклей (не гель) становится офигенски текучим.
И потом еще снизу я сделал шесть косых пропилов шириной 1,5 мм - на фото видно, что со стороны, обращенной к грифу (верхнее фото), эти пропилы глубже, чем с тыльной стороны стопбара. Пропиливал вручную пилкой от электролобзика подходящей ширины; для ограничения глубины реза я с двух сторон приклеил на двусторонний скотч и приструбцинил сменные лезвия от строительного ножа, хотя можно было любые железки. Просто пилил до явного скрежета - пилки расходник (уже подтупившиеся б/у), чего их жалеть. С нормальной пилой я, конечно, так бы не поступил
О, с этими отверстиями стопбар становится уже на что-то похож... ну, гитара же должна напоминать собой рекламу магазина крепежа, разве не?
Шутка. Но только отчасти. Установочные винты М4 здесь нужны для изменения перегиба струн на нижнем порожке, см. рисунок:
При полностью вкрученном винте угол перегиба на нижнем порожке получается в 1,5-2 раза больше, чем при выкрученном. Пунктирная и сплошная красная линии показывают прохождение струн в этих случаях. Я надеюсь, что это позволит мне отрегулировать баланс громкости струн на пьезе.
Саму идею я подсмотрел лет 10, что ли, назад - русскоязычный мастер описывал изготовление полуакустической бас-гитары с пьезой, что-то вроде Takamine TB10. Там совсем другой тип струнозацепа, но отстройка баланса струн за счет изменения угла перегиба используется и там. Кстати, если у кого-то есть ссылка на ту тему, скиньте ее, плиз!
Но в моем случае, со стопбаром, это работать будет, пожалуй, даже поэффективнее: угол перегиба больше, и стопбар жестко закреплен к корпусу.
Чего бы еще такого скреативить... А поставлю-ка я нижний порожек не вертикально относительно деки, а под углом!
Вижу плюсы этого решения, не вижу минусов.
На рис.1 изображена самая обычная установка порожка: порожек и паз под него вертикальны относительно деки. На рис. 2 я как мог изобразил векторы сил, действующих на порожек. Синим обозначено натяжение струн, желтым - результирующий вектор. Тот же вектор крупнее показан на рис.3. Его можно разложить на полезное усилие, прижимающее порожек к пьезодатчику (зеленый вектор) и паразитное усилие, обозначенное красным вектором, которое увеличивает трение порожка о стенки паза и стремится выломать порожек из бриджа. Почему бы не поставить порожек под углом, обнулив бесполезный красный вектор и заодно, пусть немного, но все же увеличив зеленый (рис.4)?
Плюс, мне кажется, я бонусом получу еще одну возможность. Если мне понадобится опустить струны, я поставлю порожек пониже. Для более низких струн понадобится меньшая компенсация мензуры. А теперь посмотрите на рис.5.
При более низких струнах (красный пунктир) точка перегиба сместится вперед к грифу, т.е. при изменении высоты порожка мензура сама собой скомпенсируется - пусть не в точности на нужное значение, но хотя бы в нужную сторону! Для более высокого порожка, соответственно, наоборот - мензура немного увеличится. Правда, эта компенсация для нейлоновых струн не столь критична как для стальных, но все же.
Что ж, фрезерую:
Под заготовку подложил с одного края пару зубочисток для придания угла. Угол я, конечно, предварительно рассчитал, но - на такой ширине заготовки точно выдержать его сложно. У меня получился угол около 7 градусов, а я хотел... да сам не знаю... ну буду считать, что именно столько и хотел. Тут ведь чертова уйма переменных: расстояние между бриджем и стопбаром, высота бриджа с косточкой, да и угол перегиба у меня можно менять, см. выше.
Заодно в бридже профрезеровал овальные отверстия под винты - сделаю бридж плавающим, или, вернее, почти-плавающим.
Отшлифовал полуфабрикаты, вроде неплохо смотрятся. Потом маслом покрою.