Автор Тема: Как тотально разлохматить синусоиду гармониками? Разрыхлить, распылить?  (Прочитано 9988 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Общая тема для широкого обсуждения обогащения-трансформации звука. Может быть появились современные способы реализации (но в микроконтроллерах я ноль) и может быть существуют какие-то не тривиальные , чудаковатые решения в этом направлении?

Живые струнные инструменты это не осциллографная синусоида, а целый пучок "ниток", богатый и там есть с чем работать и трансформировать.
А вот , в идеале, чистая синусоида? Как её разлохматить , в идеале, от строгого зигзага, до полной размочаленности почти до белого шума? Да, задача сложная.
Например сильный файзер "раздувает" звук , и входит в круг рассмотрения. Хоть у меня с юности и сидит в голове отторжение от сложности схем файзеров. Хоть мой опыт с ними и был успешный (но это было тяжёлым электронным максимумом на тот мой этап). (вот бы была готовая микросхема, чтобы не собирать самому все эти каскады.)

Сатураторы, фузы, эмуляторы лампы. Корректно ли выражение "обогащение гармониками"? Там ведь ничего не добавляется. Срезаются пики и эти спрямлённые углы что, считать добавленными гармониками?

Мне интересны опыты, когда синусоида (или гитарный звук) попадает в схему, которая , с регулируемой степенью кардинальности (ринг моды не предлагать, это выход из области музыкальности) меняет и форму и наверное фазу и параметры звука.

Например простой опыт (он как отправной , для предложения идей) , который надо довести до появления эффекта, который надо как-то усложнить.
Допустим мы подаём звук на обмотку эл-моторчика , ось которого совмещена с другим моторчиком . и включаем моторчик, всё крутится, кроме звука)) Звук идёт недеформированный. А если два таких каскада? И моторчики крутятся с разной скоростью? Будет эффект размазывания звука? На моторчик через который идёт звук можно с одного бока примагнитить неодимовый магнитик, чтобы как-то но начать деформировать синусоиды.

Ещё есть идея как-то модулировать звук белым шумом, типа, добавляя в него погрешности. Но реализацию такого я не знаю.

Кстати, у кого есть фото того как полноценно выглядит звук гитары? Типа, вид сбоку))

Вот это ведь очень упрощенная схема

В общем, стоит старая добрая и трудная задача усложнения звука.

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3940
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
Любое изменение формы исходного сигнала это изменение его гармонического состава.
Чистый синус это единственная гармоника основного тона. Как только мы начинаем его вводить в ограничение, в результирующем сигнале появляются гармоники высшего порядка - 2,3,4,5, ..., N.
Синус, ограниченный до меандра, содержит в себе бесконечное число гармоник начиная с основного тона.
Можно ещё делить частоту вниз. Можно исключать основной тон, как это например делает чистый октавер.

Ну и вот несколько "синтезаторов" из детства - плоды буйной фантазии советских радилюбителей, так сказать. Сказать про них могу только то, что они работают. По результирующему звуку - ну там видимо нужно было ещё уметь играть, а не просто "купил дорогую посуду и сразу готовишь как повар мишленовского ресторана" :)

Оффлайн AZG

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 90040
  • Репутация: +9922/-1413
  • Санкт-Петербург
    • AZG CUSTOM
VioletRays, Чот вспомнилась какая-то примочь, которая загоняла гитарный сигнал в 8-битную цифру и потом типа выводило с кучкой искажений, гармоник и т.п. Названия не вспомню...

Оффлайн Geo1

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2401
  • Репутация: +1809/-17
  • Нас гитаристов двое----- Я да Хендрикс
 :) Могу даже предсказать что все закончится миди конвектором для гитары , синт нынче может почти все накрутить  ???

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3940
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
AZG, Так для этого сейчас DSP есть, даже тут недавно вполне успешный проект на ADuC был

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Синус, ограниченный до меандра, содержит в себе бесконечное число гармоник начиная с основного тона.
Откуда они там берутся? Меандр это просто урезанная, подрихтованная синусоида. Откуда там взяться дополнениям?
Если вспомнить что триггер Шмидта, это банальный вкл-выкл постоянки? Так откуда?!

VioletRays, Чот вспомнилась какая-то примочь, которая загоняла гитарный сигнал в 8-битную цифру и потом типа выводило с кучкой искажений, гармоник и т.п. Названия не вспомню...
Вот такие опыты и интересуют. Но только не сильно микроконтроллерные.

:) Могу даже предсказать что все закончится миди конвектором для гитары , синт нынче может почти все накрутить  ???
Не надо такого вектора). Тут речь не про гитару. Хоть она и не исключается. Я ж понимаю, что тема сложная, но вдруг что выявиться)) Идея какая-то родится.

Я периодически читаю в западных форумах про то как люди оживляют сухую синусоиду терменвокса. Вот где не синусоида, а самая худшая синусоида! Она какая-то малотемброменяемая. Фильтры на ОУ, которые существенно меняют гитарное, в терменвоксах вообще ноль.

Ну там к синусоиде ещё много ВЧ грязи примыкает, и это даёт хрен знает какую специфику.
Но , если б что-то такое придумать, то прикиньте, щипаешь струну гитары, а звучит ...блин, сразу хорус получается((
Нет! Звучит что-то особенное, объемное, где НЧ обертоны дают матовое богатство. Бывают таки пресеты у рояля, когда он мягчайший , бархатнейший.


... и добавил:

Откуда они там берутся? Меандр это просто урезанная, подрихтованная синусоида. Откуда там взяться дополнениям?
Если вспомнить что триггер Шмидта, это банальный вкл-выкл постоянки? Так откуда?!
Вот такие опыты и интересуют. Но только не сильно микроконтроллерные.
Не надо такого вектора). Тут речь не про гитару. Хоть она и не исключается. И вдруг что-то да выявится.))

Я периодически читаю в западных форумах про то как люди оживляют сухую синусоиду терменвокса. Вот где не синусоида, а самая худшая синусоида! Она какая-то малотемброменяемая. Фильтры на ОУ, которые существенно меняют гитарное, в терменвоксах вообще ноль.

Ну там к синусоиде ещё много ВЧ грязи примыкает, и это даёт хрен знает какую специфику.
Но , если б что-то такое придумать, то прикиньте, щипаешь струну гитары, а звучит ...блин, сразу хорус получается((
Нет! Звучит что-то особенное, объемное, где НЧ обертоны дают матовое богатство. Бывают таки пресеты у рояля, когда он мягчайший , бархатнейший.
« Последнее редактирование: Августа 28, 2022, 11:38:39 от VioletRays »

Оффлайн AZG

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 90040
  • Репутация: +9922/-1413
  • Санкт-Петербург
    • AZG CUSTOM
AZG, Так для этого сейчас DSP есть, даже тут недавно вполне успешный проект на ADuC был
Нахрена? Там суть была совсем в другом. ДСП тут все опошлит.

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Допустим микроконтроллер может быстро анализировать основной тон и сразу выдавать обертоны к этому тону.
Которые можно задирать по  уровню громкости.
Вот это очень лакомый вариант))

-------------------------------------------------------
К стыду своему всё никак не попробую примитивный тембро-образующий подход для меандра.
"цифрового делителя напряжения (вместо ТемброБлока) на Микросхеме"


Но уже почти созрел и даже нашел старые ТМ2 микросхемы))
(созрел-то созрел, но схема оказалась фейковой.)
Вот если б три дополнительных тона вниз, и ещё бы вверх!! Но, это ж удвоители, которые я никогда не мог сделать.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Видимо вариант, первый толчок к разлохмачиванию, всё таки файзер. Это хоть какое-то расширение звука. Но вот реактивный звук это минус.
Один человек, давно, в гитарном форуме, обмолвился, что он делал файзер из 2-3-х звеньев, чтобы немного украшать, оживлять звук.  Эта идея мне запала в память.

Кто нибудь пробовал такое украшение-обогащение звука? Файзер из 2-3-х звеньев линий задержки?
« Последнее редактирование: Сентября 07, 2022, 16:12:42 от VioletRays »

Оффлайн AZG

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 90040
  • Репутация: +9922/-1413
  • Санкт-Петербург
    • AZG CUSTOM
Кстати да, там было суммирование после делителей и потом фильтр НЧ чтобы отрезать шумы по ВЧ. Короче, что-то типа синта вышло.

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Кстати да, там было суммирование после делителей и потом фильтр НЧ чтобы отрезать шумы по ВЧ. Короче, что-то типа синта вышло.
Применительно к гитаре это непотребный дребезг контакта в затухании. У Кетнерса с этим были изощрения по минимизации.
Но я то рассматриваю не только гитару. И испытаю этот делитель как темброформирователь просто с генератором меандра.

Оффлайн AZG

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 90040
  • Репутация: +9922/-1413
  • Санкт-Петербург
    • AZG CUSTOM
VioletRays, Так там что хошь подавай... И та схема вполне работала.

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3940
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
Откуда они там берутся?
Я к сожалению не силён в этой всей математике, чтобы в двух словах тут описать. Сделайте разложение меандра в ряд Фурье, увидите бесконечный ряд гармоник, начиная с первой естественно.
Читать нужно литературу по Цифровой Обработке Сигналов (ЦОС) ну или Digital Signal Processing (DSP), там про всё это рассказывается.

Схемы с делителями вниз и умножителем (октавером) вверх я привёл - дерзайте, ищите и обрящете :)

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
VioletRays, Так там что хошь подавай... И та схема вполне работала.
Даже гитару?))
Что ж, испробую уже наконец.

Сделайте разложение меандра в ряд Фурье, увидите бесконечный ряд гармоник, начиная с первой естественно.
Всё равно не понимаю откуда они могут взяться. Ведь это всего лишь быстрый вкл-выкл постоянного тока.

Схемы с делителями вниз и умножителем (октавером) вверх я привёл - дерзайте, ищите и обрящете :)
За схемы, даже каляки-малякские, автоматически спасибо))
-------------------------------------------------------------------------------------
Вот бы современное схематическое решение вот такого полезного искажения синусоиды, на индуктивности. (но это из терменвокса и там и детектор и ещё какая-то функция, а надо бы для обычного звука. Или этот LC блок  будет работать и для гитары, например?:


----------------------------------------------------------------------------------

)) Вспомнилось мне, что в условиях жуткого дефицита броневых сердечников и своей безграмотности, я когда-то собрал одну штуку используя склеенный эпоксидкой броневой сердечник. И какая у него была кривая характеристика, которая ломала всю работу устройства.))
То есть, если б такую  поставить в темброобразование, то такая дефективная характеристика магнитопровода могла бы наверное иметь полезные качества.

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3940
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
Про меандр https://www.radartutorial.eu/10.processing/sp15.ru.html Коротенько, но понятие должно появиться.
И я уже успел наврать - это сумма не всех подряд, а бесконечного числа нечётных гармоник. Подробнее лучше соответствующую литературу поискать, её навалом в сети.

На счёт терменвокса: На приведённой схеме узел ни коим образом синусоиду не искажает.
Терменвокс это по сути два генератора - основного тона и огибающей. Они могут быть не звукового, а радиочастотного диапазона, тогда для обоих производится детектирование, которое переносит сигнал в звуковую область, а потом всё равно вторым модулируется первый, чем и достигается вожделенное "искажение синусоиды"...
Сумбурно, но как то так оно и работает  :)

Онлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8067
  • Репутация: +2372/-17
  • Atypique
Лохматим предварительно ограниченный синус :):
https://disk.yandex.ru/i/9yFvGwb1cAiUtg