Автор Тема: Как тотально разлохматить синусоиду гармониками? Разрыхлить, распылить?  (Прочитано 9984 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
На одном каскаде "в хлам" не получится, да ещё чтобы при этом музыкально было.
Потому и лепят во всех усилителях несколько каскадов последовательно и каждый с кривым, относительно хайфая режимом.

А на схеме регулировка тембра путём завала ВЧ в чистом виде, нет там изменения режима каскада. Режим жестко задан R16-R17 и влияние на него изменений R14 с последовательным ему R15 ничтожно. А вот сопротивление цепочки C8-R(13+14+15) по переменному току меняется в два раза, чем и достигается завал ВЧ вдвое в верхнем положении R14 относительно нижнего.

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8062
  • Репутация: +2372/-17
  • Atypique
Цитировать
Режим жестко задан R16-R17 и влияние на него изменений R14 с последовательным ему R15 ничтожно

R14 позволяет точно выставить рабочую точку коллектора каскада.
У германиевого Рэнджмастера с 9-Вольтовым питанием она выставляется точно 7 Вольт - это важно для получения вкусных псевдоламповых искажений ;)

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
Geezer, В данной схеме ни о каких искажениях речи идти не может потому, что там такой сигнал на базу никогда не придёт, соответственно уточнение тока коллектора установкой R14 на искажениях каскада не скажется. В данном конкретном случае это именно регулировка уровня ВЧ, проходящих через каскад.

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
На одном каскаде "в хлам" не получится, да ещё чтобы при этом музыкально было.
Ну, эт оя неудачно и упрощённо выразился. Я имел ввиду не сильно сложные схемные решения.


Потому и лепят во всех усилителях несколько каскадов последовательно и каждый с кривым, относительно хайфая режимом.

А на схеме регулировка тембра путём завала ВЧ в чистом виде, нет там изменения режима каскада. Режим жестко задан R16-R17 и влияние на него изменений R14 с последовательным ему R15 ничтожно. А вот сопротивление цепочки C8-R(13+14+15) по переменному току меняется в два раза, чем и достигается завал ВЧ вдвое в верхнем положении R14 относительно нижнего.
Хмм, как вы ясно всё излагаете)) Даже я понял).
------------------------------------------------------------------------------
Был у меня один случай, давно, когда не помню как, но я обнаружил, что добавление одного диода Д9 в звуковую цепь одной звуковой схемы (старой, из журнала Радио) меняло тембр в очень привлекательную сторону. Конкретно похожую на голос.
Сейчас уже понимаю, что причиной могло быть взаимодействие с другими элементами схемы и там оказался тот уровень сигнала, который прям в аккурат оказался для этого режима.
Как я понял, получился LD контур.
И я попытался вычленить оттуда главную суть и вот как я её увидел.



(L тут часть трансформатора у которого входная обмотка и выходная. И это каскад который не нес тембральных функций, а это часть модулятора.
Кнопкой включался звук. Но надеюсь эта подробная схема нам не нужна-
(нажмите чтобы показать/спрятать)



« Последнее редактирование: Августа 29, 2022, 14:22:05 от VioletRays »

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8062
  • Репутация: +2372/-17
  • Atypique
Цитировать
В данном конкретном случае это именно регулировка уровня ВЧ

В данном конкретном случае VT3 - это смеситель. На его базу через С5 и С6 поступают ВЧ от двух генераторов.
В результате смешения двух частот получается их сумма (она находится далеко в зоне ультразвука и нам неинтересна) и их разница.
Именно разница и используется в работе терменвокса.
Каскад на VT4 этот разностный звуковой сигнал усиливает и придаёт ему желаемые искажения, характер которых управляется R14 ;)

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
VioletRays, Нет такого понятия LD контур. Не может в этой схеме возникнуть колебательный процесс. Там просто имело место ограничение сигнала однобокое, а не симметричное как обычно при встречно-параллельных диодах.

Geezer, Если после смесителя на VT3 могла возникнуть амплитуда сигнала, достаточная для ввода каскада VT4 в ограничение, то да. В противном случае если там и могли возникать искажения, то они незначительны по сравнению с влиянием цепочки резисторов +С8 на подавление ВЧ.

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
VioletRays, Нет такого понятия LD контур. Не может в этой схеме возникнуть колебательный процесс. Там просто имело место ограничение сигнала однобокое, а не симметричное как обычно при встречно-параллельных диодах.
Да, надо было написать не контур а LD цепочка.
Я конечно думал что тут просто банальное ограничение сигнала получилось, но потом передумал. Потому что звучало не ограничение. Я предположил, что тут темброобразующую роль сыграла и индуктивность.
Ведь я пробовал в других схемах такой диод применить и ноль результат.
Но это были грубые пробы, без подгонки амплитуды под напряжение отсечки.

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
Индуктивность свою роль обязательно сыграла, потому, что она судя по схеме была источником сигнала, как вторичка выходного трансформатора. Соответственно характер входа в ограничение и выход из него по составу гармоник были другие, ну и то, что диод один, а не как обычно два встречно.

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8062
  • Репутация: +2372/-17
  • Atypique
Цитировать
по сравнению с влиянием цепочки резисторов +С8 на подавление ВЧ

С8 - разделительный, и вкупе с низким входным импедансом каскада VT4 он играет роль фильтра, ослабляющего низкие частоты.
Что такое 0,5 мкФ? Это примерно 30 Ом на частоте 10 кГц, 300 Ом на частоте 1 кГц, и 3 кОм на частоте 100 Гц ;)


Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
Geezer, Вот кстати про "Тембр ВЧ" я что то конкретно загнался  :rolleyes:
Но всё равно чисто "на глаз" не могут эти 200-400ком в базу от плюса сильно влиять в сравнении с килоомами Б-Э.... Может действительно заблуждаюсь, но вроде когда то что то такое паял, но это не точно :)
Моделировать лень, паять для эксперимента не из чего, "прошу понять и простить" (с) Бородач :)

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8062
  • Репутация: +2372/-17
  • Atypique
Цитировать
про "Тембр ВЧ" я что то конкретно загнался
Признать свою ошибку - это нормально.

Цитировать
не могут эти 200-400ком в базу от плюса сильно влиять в сравнении с килоомами Б-Э
Я в своё время плотно работал с Рэнджмастерами, и могу сказать - да, рабочая точка очень чувствительна к малейшему сдвигу базового напряжения, особенно у гермашек.
Если знать, какой тип транзисторов VT3 и VT4 был применён и какое реально было напряжение питания, то смакетировать этот фрагмент схемы и посмотреть осциллографом мне не трудно.

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
VioletRays, А можно выкладывать не фрагменты а схемы целиком? Вот вторая под спойлером прямо даже заинтересовала - что там такое наворочено с кнопками и прочим.

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
VioletRays, А можно выкладывать не фрагменты а схемы целиком? Вот вторая под спойлером прямо даже заинтересовала - что там такое наворочено с кнопками и прочим.
Не хотел уводить тему в сторону старого терменвокса))
И главное, хотел заострить внимание на способах разлохмачивания звука))
--------------------------------------------------------------------------------------------
С кнопками там просто подача звука коротко и длинно, с хвостами. Модулятор, амплитудный.
Схема вот:
http://archive.radio.ru/web/1972/09/020/
http://archive.radio.ru/web/1972/09/021/
http://archive.radio.ru/web/1972/09/022/

(нажмите чтобы показать/спрятать)

-------------------------------
Вопрос, как можно интересно промодулировать тон (гитарный или иной) "белым", широкополосным  шумом?
Не смешать, не смиксировать, а промодулировать эээ...так ведь надо промодулировать тон, получается. Чтобы тон тонально "дрожжал"..
Пока задавал вопрос, растерялся. И потерял мысиль.

(И почему нет такого электронного элемента как фотоконденсатор? У меня под это дело есть идеи.)
« Последнее редактирование: Августа 29, 2022, 17:27:52 от VioletRays »

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
Ответ на вопрос очевидный - собрать модулятор :)
Например на VCA (усилитель управляемый напряжением) микросхема типа CA3080 вроде была такая.
Или па перемножителе сигналов, я на таком схему уже приводил https://guitarplayer.ru/attach/434243-2414800.jpg
Каскадов с DA1 собрать 2 штуки (на схеме один, с него идут два конденсатора по 0,1мкф) ноги 9 и 4 микросхемы это входы перемножамых сигналов.

... и добавил:

А вот чтобы тон дрожал тонально, то есть менялась высота тона, тут не обойтись без Pitch Shifter-а. а это дело в цифре вроде только возможно, ну либо если тон синтезируется, а не гитарой задаётся, то синтезировать его дрожащий... Генератором основного тона является тогда ГУН, который управляется/модулируется более низкочастотным генератором, с нужной частотой дрожания тона...
« Последнее редактирование: Августа 29, 2022, 17:27:48 от Alex_SG »

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8062
  • Репутация: +2372/-17
  • Atypique
Цитировать
чтобы тон дрожал тонально, то есть менялась высота тона, тут не обойтись без Pitch Shifter-а

Увод частоты задержанного сигнала - стандартная функция любого хоруса.
Для тональной дрожи выходного сигнала надо просто значительно увеличить частоту модуляции.
То же самое делает фэйзер при отключении канала необработанного сигнала от смесителя.

Если надо, чтобы дрожь была амбиентной, то есть природной, непредсказуемой, тогда для модуляции нужен низкочастотный шумогенератор, соответствующим образом отфильтрованный и сформированный.

... и добавил:

Познавательное видео про работу хоруса ;):

https://www.youtube.com/watch?v=bQsYTgh2bVc
« Последнее редактирование: Августа 30, 2022, 16:35:42 от Geezer »