Автор Тема: Как тотально разлохматить синусоиду гармониками? Разрыхлить, распылить?  (Прочитано 9989 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!

На счёт терменвокса: На приведённой схеме узел ни коим образом синусоиду не искажает.
Терменвокс это по сути два генератора - основного тона и огибающей. Они могут быть не звукового, а радиочастотного диапазона, тогда для обоих производится детектирование, которое переносит сигнал в звуковую область, а потом всё равно вторым модулируется первый, чем и достигается вожделенное "искажение синусоиды"...
Сумбурно, но как то так оно и работает  :)
Да, Вы точнее описали. Туда входит две ВЧ синусоиды и этот LC блок их как-то "сумбурно" искажает и влияет на последующий , детектированный результат.
Но вопрос
Вот бы современное схематическое решение вот такого полезного искажения синусоиды, на индуктивности. (но это из терменвокса и там и детектор и ещё какая-то функция, а надо бы для обычного звука.
Остается, хоть и задан чуток не корректно.
Всё это конечно клонится в фильтры с (не помню точно характеристику)  высокой добротностью кажется.
Которые сильно выделяют узкую полосу.
Но в фильтры на ОУ съезжать не хочется. Потому что они обедняют звук.

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3940
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
Geezer, Я вот периодически задаюсь вопросом - картинки то красивые, но какую полезную информацию мы должны из них извлечь?
Ну хотя бы схему и точку подключения осциллографа к ней для понимания контекста можно прикладывать?
А то может там с невидимого генератора прямо на осциллограф подан меандр, а звон на переднем фронте это просто дико нескомпенсированный щуп даёт? :)

... и добавил:

VioletRays, Если на этот блок приходит две ВЧ синусоиды, а потом идёт детектор, то он никоим образом ничего не искажает. Это смеситель гетеродина. Тут опять сделаем отсылку к литературе, там лучше описано будет.

Индуктивность никоим образом не может искажать синусоиду. Единственное, на что она способна, оказывать сопротивление прохождению через себя переменного тока в зависимости от его частоты. Полное сопротивление индуктивности равно XL=2*¶*f*L.

У меандра, пропущенного через индуктивность, будут скругляться фронты в чётком соответствии с этой формулой как аз из-за подавления высокочастотных гармоник, в  него входящих :)

... и добавил:

Исказить сигнал, обогатить его гармониками, можно только нелинейным элементом, простейший случай - диодный ограничитель. Дальше можно "лишние" гармоники из спектра удалять любыми фильтрами, какие душа пожелает.
« Последнее редактирование: Августа 28, 2022, 14:46:59 от Alex_SG »

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
VioletRays, Если на этот блок приходит две ВЧ синусоиды, а потом идёт детектор, то он никоим образом ничего не искажает. Это смеситель гетеродина. Тут опять сделаем отсылку к литературе, там лучше описано будет.

Индуктивность никоим образом не может искажать синусоиду. Единственное, на что она способна, оказывать сопротивление прохождению через себя переменного тока в зависимости от его частоты. Полное сопротивление индуктивности равно XL=2*¶*f*L.

Если заменить слово "искажает" словом "формирует"  ("формирует формы кривых напряжения") то противоречия снимаются?
Но по сути, это ж наверное будет "Не перемешивает, а смешивает" , "не моет, а очищает"..

Нашел в сети хорошую картинку))

« Последнее редактирование: Сентября 07, 2022, 16:14:24 от VioletRays »

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3940
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
Если "формирует" то всё нормально, да. Только в отличие от смешивает/перемешивает в корне меняет суть - сигнал создаётся "из ничего" а не берётся некий исходный, в который вносятся изменения.
Впрочем, это вопрос философии, софистики и прочей филологии-болтологии  :)

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8067
  • Репутация: +2372/-17
  • Atypique
Цитировать
картинки то красивые, но какую полезную информацию мы должны из них извлечь?
Убедиться, что это реально существует и оно вполне достижимо.

Цитировать
хотя бы схему и точку подключения осциллографа к ней для понимания контекста можно прикладывать?
Синус с генератора (несколько милливольт) подаётся на вход примочки; сигнал на осциллограф подаётся с её выхода.

Черновой вариант схемы прилагаю. Тарелочки с голубой каёмочкой не будет 8)
https://disk.yandex.ru/i/2uhtnpXS_I_GeQ

Поясняю схему на пальцах.
За основу взят Тюбскример, честно собранный малоопытным приятелем, но мною он был основательно переработан:
1) Диодная пара в ОС заменена длинной гирляндой из таковых. Цель - избежать раннего входа каскада в искажения и получить максимальный размах неискажённого сигнала на выходе ОУ с возможно более поздним вхождением в режим rail-to-rail. Поскольку я использовал SMD диодные пары, гирляндочка заняла совсем крошечное пространство на отдельной платке.
2) После ОУ поставил обычное диодное ограничение, с выбором Ge/Si.
3) После ограничителя в схему вставлен пескорез (в фирменном Сансампе и в отечественном Птеродрайвере они совершенно одинаковые). Он тоже нашёл себе место на своей отдельной платке.
4) После пескореза идёт регулируемый резонаторный фильтр на Т-мосте, и это критически важный узел темброобразования, недостижимый обычным темброблоком.

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3940
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
Geezer, Ну вот так то оно совершенно по другому смотрится :plus-one:. И как раз описывает алгоритм первых действий по "распылению синуса" для топикстартера

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8067
  • Репутация: +2372/-17
  • Atypique
Резонатор перестраивается в диапазоне 2,8...4,2 кГц, но для гитары оптимальная зона - это 3,0...3,3 кГц ;)

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3940
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
Угу, и остаётся только разогнать сигнал до пары сотен вольт амплитуды после каскадов с диодами и всю последующую фильтрацию повторить исключительно на пассивных R-L-C, попутно изучив небольшую горку книг по ТОЭ, ТАУ, САУ, потому, что:
в фильтры на ОУ съезжать не хочется. Потому что они обедняют звук.
???
У самурая нет цели, только путь...

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8067
  • Репутация: +2372/-17
  • Atypique
Знакомство с профессиональным терменвоксом.
Действительно, есть небольшой, очень деликатный подгруз в его звуке:


https://www.youtube.com/watch?v=LYSGTkNtazo

Но после него стоят ещё три примочки...

Стало любопытно, какие же там сигналы. Подцепился осциллографом к наушникам во время просмотра, и стал смотреть "живые картинки".
В самом начале, где-то на 3 минуте, сигнал был чисто синусоидальный, но потом он стал несколько асимметричным.
На 4-й минуте, когда она демонстрировала работу петлевой антенны громкости, сигнал был откровенно асимметричным:
https://disk.yandex.ru/i/HyHoCtKe88YGgw
И это мне напомнило работу германиевого однотранзисторного перегруза Dallas Rangemaster.
Думаю, надо рыть там ;)
« Последнее редактирование: Августа 29, 2022, 04:52:17 от Geezer »

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3940
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
Ну вот если посмотреть на схему, то видно, что сигнал основного тона сначала модулируется продетектированным сигналом громкости, а уже только после этого детектируется. Это если я правильно понимаю работу каскада на V4 и второй половинке V2.
Вероятно это и влияет на форму, симметрию ну и всё в таком духе.

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8067
  • Репутация: +2372/-17
  • Atypique
Лампадный вариант - это, конечно, круто, аутентично, кошерно. Но я сомневаюсь, что кто-то сегодня будет его делать :)

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3940
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
Схема больше для иллюстрации принципа работы, нежели для повторения.
Что, впрочем, не мешает повторить её на тех же LND150 при желании :) (при отсутствии желания повторять на лампах :) )

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
В терменвоксовских разработках ещё была вот какая идея темброобразования.
В каскаде объединяющем два сигнала генераторов (в каскаде детектирования, или следующем после него каскаде) на базу транзистора смещение с плюса питания подавали через переменник .
И этот переменник менял форму сигнала , форму условной синусоиды.
Тембр для бедняков))

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3940
  • Репутация: +649/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
На схеме, что я приложил, это переменник VR1.
Каскад детектирования промодулированного по громкости сигнала основного тона на второй половине V2 и конденсаторе С17, за ним усилитель на половинке V4, только двигаем не потенциал базы транзистора относительно коллектора, а потенциал катода относительно сетки. Эффект один и тот же - Несимметричное усиление полуволн синуса и, как следствие, насыщение его гармониками.

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Несимметричное усиление полуволн синуса и, как следствие, насыщение его гармониками.
Привлекательная цель.  Сделать такой каскад, который бы искривлял синусоиду в хлам))

Этот вариант я не пробовал, но пробовал подобный. Ну так себе.. В полезном участке темброизменений падало усиление.


Ну и конечно же диодное ограничение тоже меняет звук, и порою неожиданно вкусно, и  в сторону абразива.
« Последнее редактирование: Августа 29, 2022, 13:47:29 от VioletRays »