Автор Тема: Как тотально разлохматить синусоиду гармониками? Разрыхлить, распылить?  (Прочитано 10045 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8125
  • Репутация: +2391/-17
  • Atypique
Необходимый для экспериментов фрагмент схемы Phozer на одном корпусе ОУ можно смакетировать прямо на контактной колодке для микросхем.
ОУ 072 ничего особенного из себя не представляют, они вполне широко распространённые, но из-за полевой начинки требуют внимания к антистатике.
Кроме того, рекомендуется проверить неонкой без балластного резистора отсутствие наведённого напряжения на жале паяльника.

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
ОУ 072 ничего особенного из себя не представляют, они вполне широко распространённые, но из-за полевой начинки требуют внимания к антистатике.
Ни разу не осторожничал с ними. Ни одного пробоя.

А вот полевые транзисторы сжигать приходилось. И не раз. При всех , казалось бы предосторожностях.
« Последнее редактирование: Сентября 15, 2022, 18:09:12 от VioletRays »

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8125
  • Репутация: +2391/-17
  • Atypique
Смакетировал верхнюю ветвь Phozer'a.
Приземлил управляющие точки А и В через переменники 4,7 кОм и выставил на обоих по 1 кОм.
Подал на вход меандр 400 Гц с размахом 300 мВ.

На выходе примус выдал вот такие лохматки:
резонанс - минимум:
https://disk.yandex.ru/i/uiuLddu6PGpscQ
резонанс - максимум:
https://disk.yandex.ru/i/b5O3ps2xKW47oQ
 ;)

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
На выходе примус выдал вот такие лохматки:
резонанс - минимум:
И что, нет никакого желания послушать как это обогащает звук гитары? Именно в статике, без вращение и движения фазы?
Я был в отъезде и читал описание этой схемы. Смутило меня то, что это отчасти квакер на ОУ.
А все фильтры на ОУ я рассматриваю (отчасти наверное ошибочно) как фильтры отсекающие, ради , конечно же, уместного где-то фильтр-эффекта, полезную часть звука. То есть, обедняющие общий спектр, ради спектра эффекта.
Хоть и конкретно для гитары отсекать часть её общего спектра необходимо. А я ориентирован не на гитару, с богатейшим спектром АЧХ, где есть за что зацепиться фильтрам.
(пока писал про фильтры, аж самого корёжило от туфтологии))

Схему собрать хочется, но пока я зарос другими тормознувшимися и зашедшими в тупик схемы-придумки.
« Последнее редактирование: Сентября 29, 2022, 10:41:30 от VioletRays »

Оффлайн Igorlysikov

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 242
  • Репутация: +54/-0
Цитата: VioletRays
Хоть и конкретно для гитары отсекать часть её общего спектра необходимо. А я ориентирован не на гитару, с богатейшим спектром АЧХ, где есть за что зацепиться фильтрам.
Ну если ничего вообще не фильтровать -  это как бы всё время играть чёсом по всем шести струнам.
А между тем игра септаккордами(4 ноты), или купированными  до 2-х 3-х нот очень вкусна и интеллигентна.  Поэтому фильтровать и выделять интересное очень здорово и полезно.
===============
Я некоторое время занимался тем. что пытался обогатить гитару гармониками по максимуму.
К примеру - чтобы было большинство чётных гармоник. Или нечётных. Пришёл к выводу, что мне это вообще не нравится. Звук просто мутный и всё. 
Куда интереснее, когда это всё работает в динамике, вот например: в пике амплитуды - звук распылён на гармоники, а затухая уходит в кристально-чистый звук. Брейк-ап. И нашим - и вашим, так сказать.
 Естественно, лучше всего это делает ламповая аппаратура.
Получается традиционный вкусный звук, на котором играли и играют великие гитаристы и к которому все привыкли. Не думаю, что сказал что-то новое.

Оффлайн iZEP

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 24081
  • Репутация: +12315/-217
  • .._. .__. .. __.. _.. .._
 Я делал тотально ограниченный сигнал с управляемой динамикой - огибающая входного и через оптрон(в прибалтийской Венте так, только без злого дисторшена) Т.е. да, динамика, но затухает тоже дждж
 И вполне, не надо кристального вроде, но всё равно становясь тише , в угоду слуху обертоны стихают

Оффлайн Igorlysikov

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 242
  • Репутация: +54/-0
И вполне, не надо кристального вроде,
Да я  брейк-ап как пример привёл.   
Суть  в том, что отдельно гармоники  - разговор ни о чём. Интересны их спектрально-динамические изменения.

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Ну если ничего вообще не фильтровать -  это как бы всё время играть чёсом по всем шести струнам.
А между тем игра септаккордами(4 ноты), или купированными  до 2-х 3-х нот очень вкусна и интеллигентна.  Поэтому фильтровать и выделять интересное очень здорово и полезно.
===============
Это само собой. Это я совсем не оспариваю. Просто видимо я мыслю всем своим опытом, в который не входит только гитара.

Я некоторое время занимался тем. что пытался обогатить гитару гармониками по максимуму.
К примеру - чтобы было большинство чётных гармоник. Или нечётных. Пришёл к выводу, что мне это вообще не нравится. Звук просто мутный и всё. 
Куда интереснее, когда это всё работает в динамике, вот например: в пике амплитуды - звук распылён на гармоники, а затухая уходит в кристально-чистый звук. Брейк-ап. И нашим - и вашим, так сказать.
Ну я надеюсь что мутный звук не единственный итог поисков))
А вот мне как раз не нравится, когда хвост дисторшенной гитары становится чистым. Без нужного песочка. Но может быть мы говорим про разное).

А насчет лампы, конечно всё так. Потому она и дожила до наших дней.

Т.е. да, динамика, но затухает тоже дждж
И ведь с дждж в затухании лучше? ))
Тоже порою задумывался над реализацией такого.
И наеврное это давно реализовано в каких-то схемах.
Потому что слушая рок, часто слышу, что и весь хвост затухания зудит дж-дж..

Наверное как образец эта песня , где такой гитарный звук мне нравится более других:
The Smashing Pumpkins Oceania: Violet Rays -
https://www.youtube.com/watch?v=o0F6qS1XlSM

И у певца идеально, под рок-музыку, чисто-фузово-дисторшенный голос))
Но!! это было отвлечение на чисто-гитарный саунд. С классической, легкой, стандартной лохматостью.
Отвлечение от вектора темы.

« Последнее редактирование: Сентября 29, 2022, 12:20:46 от VioletRays »

Оффлайн iZEP

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 24081
  • Репутация: +12315/-217
  • .._. .__. .. __.. _.. .._
Да я  брейк-ап как пример привёл.   
Суть  в том, что отдельно гармоники  - разговор ни о чём. Интересны их спектрально-динамические изменения.
Уже писал, в дипломной использовал автореферат одной психологини, цитата оттуда" Наиболее приятны человеческому уху звуки, неустоявшиеся по амплитуде и частоте. "
 Вот отсюда все эти атаки, вибрато и тремоло - не быть монотонным.

... и добавил:

Цитировать
у певца идеально, под рок-музыку, чисто-фузово-дисторшенный голос))
в своё время Роберт Плант именно этим зацепил, для начала))

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8125
  • Репутация: +2391/-17
  • Atypique
Цитировать
отдельно гармоники - разговор ни о чём. Интересны их спектрально-динамические изменения

Так влетают в перегруз МОП-инверторы (за рубежом их поведение именуют tube sound) и так плавно они выходят в чистый :):

Все ручки на максимум, на входе 300 мВ/400 Гц:
https://yadi.sk/i/YdCPFGpBuZlWhg
100 мВ:
https://yadi.sk/i/Tk9bKBN-DKbglQ
30 мВ:
https://yadi.sk/i/Hcv6GJlAOioBaw
10 мВ:
https://yadi.sk/i/jFUKAVLZxUMlXg
3 мВ:
https://yadi.sk/i/yprcuB_Q79p2lw
1 мВ:
https://yadi.sk/i/5yYr44GIXsSBxA
0,5 мВ, выход в чистый:
https://yadi.sk/i/5YVc4YVr5HdHuA

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8125
  • Репутация: +2391/-17
  • Atypique
Вот так выглядит звук "Ииии!", сформированный из синуса:

https://disk.yandex.ru/i/bNZ3BYU21NlItA

Перегруз средней жёсткости, потом резонаторный фильтр 3 кГц, потом пескорез :)

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Просто захотелось в эту тему две ссылки на сатураторы припостить. Пусть будут
Надо бы собрать какой-то, для экспериментов (я бы предпочел транзисторную схему), с широким диапазоном ограничения, от минимума до экстремального:

"Mojo Maestro — это простая коробка, которая может добавлять искажения, начиная от очень тонких — чтобы добавить немного зернистости к стерильно звучащей инструментальной дорожке или помочь “склеить” полный микс вместе - через сильное обрезание, чтобы добавить “моджо” или “грязь” к любому музыкальному источнику, который принесет пользу".
- https://audioxpress.com/article/you-can-diy-build-the-mojo-maestro

ограничитель насыщения ленты - http://zadvitsky.com/index.php/studio-devices/tape-saturation-compressor.html

Ссылка на оригинальный продукт: https://www.diyrecordingequipment.com/products/15ips-colour

https://cdn.shopify.com/s/files/1/0698/2265/products/15IPS_Mark_II_Module.jpg?v=1565717896


Схемы там кажется нет, но есть образцы звучания -
https://www.youtube.com/watch?v=fQOEJvFo930

Но схема наверное и вот такая сгодится (только мне не понятен вход и выход,балансные)  :

Главное наверное чтобы по АЧХ схема была выверена безупречно.

и ещё образец звучания:

https://www.youtube.com/watch?v=tKAu-zSBxGo&t=65s
Но только с барабанами.
--------------------------------------------------------------------
Если у кого есть проверенные схемы хороших диодных сатураторов, то поделитесь пожалуйста.



Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8125
  • Репутация: +2391/-17
  • Atypique
Сатураторы, приведённые выше, безусловно работоспособны и годны к применению.
Но! Они рассчитаны на двуполярное питание (+15 и -15 Вольт).
Их АЧХ заточена на компрессию верхов и они явно рассчитаны на обработку ударных инструментов.
Если от устройства требуется спектральная широкополосность, то С1 и С2 (3,3 нФ) надо увеличивать многократно.

Чтобы уплотнить гитарный звук, есть простое и всем доступное решение:
Собрал элементарный сатуратор, мягко компрессирующий нежелательные выбросы.
Добавил ещё возможность сдвигать резонанс звукоснимателей вниз, в более играбельную зону (0 пФ -> 220 пФ -> 470 пФ -> 690 пФ).
И добавил возможность уменьшить входной импеданс усилителя до 100 кОм - иногда это бывает полезно.
Получился вот такой макет:
https://disk.yandex.ru/i/PPPgObvAx_DQ2w
После опробования макет поселился в коробочке от дата-кабеля:
https://disk.yandex.ru/i/bgY_dgnu6M7v_A
Его начинка:
https://disk.yandex.ru/i/bQV-grWX1tgUXg
Сатуратор компрессирует верхушки без их срезания, в значительной степени сохраняя естественный звук (верхний луч - входной сигнал, нижний луч - результат на выходе):
https://disk.yandex.ru/i/4og5bCRu4iaVWA

Использованы: кремниевая пара из 1N4148 + квартет из Д9 (Д18 ещё лучше по сопротивлению в обратном направлении, но они экзотичны и малодоступны).
По отдельности их использовать нельзя - кремняхи склонны к фуззированию, обратите внимание на угловатость их жизнедеятельности:
https://disk.yandex.ru/i/7U42fzYM2jxnHg
Гермашки сами по себе работают замечательно мягко, но их надо каскадировать, добиваясь компрессии в нужном диапазоне амплитуд:
https://disk.yandex.ru/i/p1Oy-QCVpao-0Q

Если предполагается более глубокая компрессия, переходящая в явные искажения, то на входе надо добавить усилительный каскад на ОУ, или полевике, или биполяре.
« Последнее редактирование: Октября 02, 2022, 08:45:12 от Geezer »

Оффлайн VioletRays Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 435
  • Репутация: +94/-11
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Сатураторы, приведённые выше, безусловно работоспособны и годны к применению.
Но! Они рассчитаны на двуполярное питание (+15 и -15 Вольт).
Да, это для меня огромный минус. Но вряд ли там натуральная двуполярка обязательна. Запросто можно от 9-ти вольт собрать. Там же главное усиление. Сделать искусственную землю-нейтраль.
НО опять же АЧХ. Я хочу меняемую. И не под барабаны.

Получился вот такой макет:
https://disk.yandex.ru/i/PPPgObvAx_DQ2w
?!  Звук с гитары 100-250 мв, а диоды начинают ограничивать при 600 мв, то что тут могут делать диоды?

(Д18 ещё лучше по сопротивлению в обратном направлении, но они экзотичны и малодоступны).
https://disk.yandex.ru/i/p1Oy-QCVpao-0Q
Не в моем случае. Д18-20 у меня есть. Штук 20-30, но точно не помню сколько.

Если предполагается более глубокая компрессия, переходящая в явные искажения, то на входе надо добавить усилительный каскад на ОУ, или полевике, или биполяре.
Вот это и есть моя главная задача.
Диодный блок мне понятен и понятно как там создавать вариабельности (германиевые, кремниевые, светодиоды и регулировка их задействованности)

Нужен каскад с хорошей АЧХ, с опциями коррекции и усиление , чтобы 250 мв усиливалось до...наверное 2 вольт. Чтобы диоды работали в полную свою задачу.
Это конечно задача по силам, но пока у меня период теории по этой части. Думаю об одном, а паяю, параллельно другое, тупиковое. Требующее выхода из тупика.

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8125
  • Репутация: +2391/-17
  • Atypique
Цитировать
Звук с гитары 100-250 мв, а диоды начинают ограничивать при 600 мв, то что тут могут делать диоды?

В зависимости от того, какой используется звукосниматель - сингл или хамбакер, каково расстояние от него до струн, какие струны (1-я или 6-я) и как энергично на них играют, выхлоп с него в пике атаки легко достигает нескольких Вольт.
Гермашки  (в отличие от кремняшек) имеют очень низкий порог ограничения, смотрим на картинку и что мы там видим:
https://disk.yandex.ru/i/p1Oy-QCVpao-0Q
Vpp = 1,05 V.
То есть, полный размах (двойная амплитуда) на паре включенных последовательных диодов составляет 1,05 Вольта.
Соответственно, каждый диод создаёт в 4 раза меньше - 0,26Вольта.
Диоды типа Д310/311 имеют ещё меньше, но их ВАХа имеет более острый излом, что нежелательно для формирования мягких искажений.

Цитировать
Нужен каскад с хорошей АЧХ, с опциями коррекции и усиление

Здесь подойдёт германиевый Рэнджмастер и вот почему:
1) Он имеет усиление примерно 10 раз, и это вполне достаточная величина для улучшения чувствительности последующего сатуратора;
2) Переключаемые конденсаторы на входе позволяют выбирать степень ослабления низов, что исключает бубнение и осветляет звук;
3) Шунтируя коллекторный резистор конденсатором в несколько нФ, мы легко ослабляем излишек верхов.
4) Будучи правильно подобран по коэффициенту усиления, его транзистор имеет рабочую точку коллектора около 7 Вольт (это его главная фича), что продуцирует мягкие асимметричные, лампообразные искажения, за что он и ценится гурманами винтажного звука.
https://m.blog.naver.com/PostView.naver?isHttpsRedirect=true&blogId=akadarby890&logNo=221330412384

... и добавил:

Первоисточник:
http://www.geofex.com/Article_Folders/Rangemaster/atboost.pdf

Из кучи разномастных гермашек, успешно прошедших предварительный кастинг по коэффициенту усиления и обнаруживших в реальной схеме рабочую точку коллектора 7 Вольт, в моём трёхкаскадном Рэнджмастере лауреатами оказались П27А, МП42Б и МП40.

К входному конденсатору 4,7 нФ тумблером с нейтралью припараллеливаются либо 10 нФ, либо 100 нФ - в зависимости от тембральных предпочтений.
« Последнее редактирование: Октября 03, 2022, 09:16:31 от Geezer »