Дмитрий,
1) во-первых, плиз, напиши, где я утверждаю, что знаю природу АС.
Я думаю, такие категоричные суждения имеет право говорить только человек, который знает истину:
...абсолютный слух или есть или его нет. Он дается от рождения как априрное чувство высоты звука без всяких занятий музыкой...
...Доказано, что абсолютный слух не является тождеством "музыкальный слух".
...В данном случае особенность мозга точно фиксировать частоту волны.
...главное - свойства самого индивидуума от рождения. Его природа.
...Абсолютный слух это способность улавливать и определять высоту звука (частоту волны). Это ФИЗИЧЕСКОЕ свойство индивидуума, которое никак не связано с музыкой и занятиями музыкой.
...Человек слышит не МУЗыКАЛЬНУЮ ноту, а высоту звука (любого, который имеет возможность его зафиксировать).
...Натренировали память на звуки и называют это абсолютным слухом))) Через годок без занятий от этого слуха и половина не останется.
... человека, который обладает этой способностью, можно привязать к любой шкале, не только нотно-музыкальной.
...Дело не в том, что животные и звуки природы не могут издавать фиксированный звук, а в том, что человек может запомнить звук и его воспроизвести через 10 лет на той же высоте. Потому что АС работает не только в музыке на инструментах, но и на любые звуковысотных звуки.
...в природе много звуков, которые могут в детстве стать шкалой звуковысотности.
Обрати внимание, что все написанное преподносится тобой в виде категоричных утверждений. Учитывая твой музыкантский авторитет (а молодым людям кажется, что если человек хорошо играет, то он прав во всем, что говорит, даже, если это не касается непосредственно исполнительства), учитывая силу авторитетного слова, я думаю, надо ответственнее относится к своим высказываниям.
В итоге эти высказывания, мнения тиражируются с форума на форум, из блога в блог, в журналистких "научно-популярных" статьях и уже становятся "непреложной истиной" в сознании масс. Вот те статьи из блогов, по ссылкам, которые ты дал в конце - из этой серии.
Нет ни одной правдоподобной гипотезы (кроме Бережанского) объясняющей природу АС, зато все знают, что это якобы врожденное. Договориваются до того, что это ген, но какой ген они не знают.
Ну, ладно, пусть ген - но вы тогда объясните, что он делает, какой механизм? Ноль.
Вы говорите "память". Но еще Теплов написал - "вопрос не в том, что при АС человек запоминает (это не подлежит сомнению), а в том что именно он запоминает".
В итоге вокруг темы пишут глупости, типа "...Как они рассказали, эта способность у них начинала проявляться ещё до 7-ми лет, когда обычно дети начинают заниматься музыкой.
Это и позволило сделать выводы о врожденности качества." Ну не тупость? Это, если ребенок научился читать до школы, значит умение читать врожденное качество?
Это ты утверждаешь, что знаешь ее, так как получил определенный практический результат.
Найди такие утверждения у меня.
Я нигде не делаю категоричных суждений. Даже результат, который на видео, подвергаю сомнению.
А насчет дочки - когда она родилась, я где-то написал - вот будет возможность проверить методику Бережанского на ребенке. И я проверил - сработало. Для всех это не доказательство, но я видел, как это происходит в процессе. Поэтому, да, внутренне у меня есть уверенность, что Бережанский прав (относительно природы, но не того, что щастье теперь для всех), но я никогда никому это не доказываю, не вещаю. У меня нет неопровержимых доказательств или суперметодики, гарантирующей 100% результат.
... и добавил:2) Никаких научных трудов (подлинно научных) по теме нет.
Что является подлинно научным трудом в сфере психологии? Фрейд - научен?
Однако ученые занимались вопросом АС. В книге Бережанского есть ссылки на эти работы. Теплов - признанный ученый, академик, исследовал тему АС и хотя, ответа не нашел, но по некоторым выводам близко подошел к гипотезе Бережанского и, собственно подготовил почву для обоснования. А Выготский - научен? Его учение об интериоризации - краеугольный камень гипотезы Бережанского.
4) Это хорошо, что сделано видео. Конечно, сделано оно с фигой в кармане, типа, смотри, утрись...))) Это ухудшило впечатление, так как дискуссия переходит на другой лад. Недоброжелательный.
Почему такие обвинения? Это твое субъективное восприятие. Как говорил один мой знакомый - "это твои плохие мысли обо мне".
Ну, в принцине, понятно - неприятное такое видео... Лучше бы я просто болтал бездоказательно. ))
... и добавил:При прослушивании слышно как люди интонируют откровенно мимо кассы. Ну это ладно, хотя странно, что люди занимаясь сольфеджио не могут спеть песенку.
Ничего странного нет.
1. Я просил их петь песенку, которую из них троих слышал когда-то только один человек - чтобы они настроились на тональность. Они не пели, а "щупали" тональность.
2. У девушки проблем с интонацией нет. А один из ребят, когда пришел заниматься, просто не мог ни одну ноту голосом найти, не слышал идет ли мелодия вверх или вниз.
Кстати, есть абсолютники, которые поют фальшиво. Поэтому к интонации можно не цепляться - это отделная тема.
3. Мы работаем сейчас в "монотональности До", а это была Си бемоль. Для некоторых звуков у ни еще плохо наработаны позиции голоса.
К тому же Леннон поет высоко и с своеобразной мелизматикой, чтобы ее воспроизвести надо владеть вокальной техникой и хорошо знать партию. Даже вокалисты лажают.
В общем это все не относится к теме. Почему я не люблю записывать демки - обязательно кто-нибудь прикопается к чему-нибудь второстепенному, чтобы добавить свою "ложку дегтя" и сказать "все бяка".
4. А в общем - да, координация голоса и слуха - есть такая проблема. Решается постепенно, не быстро. Мы больше развиваем слух, а не голос - они инструменталисты.
... и добавил:Причем я написал о настройке в Си-бемоль образно, просто чтобы людей вывести из привычных условий занятий.
Опять образно... Я же написал - проведу в воскресенье такой тест. Надо было тогда заранее уточнить условия.
Для лучшего теста надо было по 30 сек. их настраивать в разные тональности. И после этого провести тест и не хором, а по одному.
Переделать?
Тогда сделай, пожалуйста, звуковой файл, который должен по твоему сбить их настройку.
По 30 секунд каждого в свою тональность? Или провести их всех перед тестом через разные тональности? Опиши прцедуру.
Можно и по одному, но у меня не так много на занятии времени...
Хотя, на самом деле, никакими настройками на другие тональности ты их не собъешь. Сбить можно, если в произвольной последовательности предъявляемых для опознания звуков незаметно ввести модуляцию и увести с помощью их относительнго слуха. "Проблема" взрослого человека при работе по методике в том и заключается, что достаточно силен относительный слух и он переключает на себя внимание, как более актуальный для музыки.
А у ребенка еще не выработано относительное восприятие, а только ладовое. И то, как говорят, обстоятельства благоприятно сходится 1 на 10000.
Вначале, когда у дочки уже проявился АС, я тоже мог ее увести, запутать. бывало даже, когда она называла звуки по абсолюту, а в момент такой модуляции вдруг перескакивала на ступени.
Сейчас уже ее вроде не запутаешь.
Но я и не говорил, что у них готовый полноценный АС. Я говорил, что человек с обычным ОС не справится с теми заданиями, которые я им даю. Но я знаю пределы их сегодняшних возможностей, хотя они неуклонно расширяются. В спорте ведь тренер не дает нагрузку, с которыми спортсмен точно не справится - нужно тренировать аккуратно.
Да и не стоит цель развить именно АС - я сразу им сказал, что взрослым это практически невозможно. Они просто занимаются сольфеджио, радуясь своему ощутимому прогрессу. Диктанты пишутся, номера с листа поются (двухголосные), гармонии на слух определяются, поются песенки и тд.
Но я оставляю на всякий случай лазейку для реализации гипотезы Бережанского.
... и добавил:Ситуация резко меняется, если обратиться к жителям Вьетнама, для которых абсолютный слух является нормой.
Люди столько всякой чепухи пишут, о которой понятия не имеют, просто копируют друг у друга без проверки...
Для вьетнамцев АС вовсе не норма. Мой знакомый работал с вьетнамцами, и первый вопрос у меня был - наверное у них у всех АС? Он сказал, что ничего подобного. И у меня самого в училище был ученик вьетнамец - никакого АС у него не было.
Речь идет о том, что у них при обучении сольфеджио по европейским методикам чаще формируется АС. Это связано с тем, что их язык заставляет их с детства больше уделять внимание изменениям тона.
А так - да, у этих тоже четверть тона, древняя культура, наверное, у всех должен быть АС.
а ты говоришь, поют не точно. ))
... и добавил:Как я уже писАл выше,попадались в практике люди,имеющие АС,которые были совершенно далеки от какого-либо музицирования.
У человека может в 5 лет сформироваться АС, а потом он всю жизнь музыкой не занимается, и что?
... и добавил:ещё в 70-х наши педагоги-скрипачи говорили так: абсолютный слух "развить" нельзя - он либо есть, либо его нет, а вот слуховую координацию развивать можно и даже нужно)
А еще раньше говорили, что Земля плоская.
одним из лучших настройщиков фортепиано в Тольятти (в советские времена) была замечательная женщина, абсолютно не умевшая музицировать)
ну, да она и нот не знала. Об этом и речь, что АС может быть "регистрирующим". Музыкальность не в слухе. Слух - это только отправная точка. При этом АС может быть убийцей музыкальности, так как может тормозить развитие относительного слуха. Упомянутый выше Брайнин, говорил мне, что они в его школе после того, как у ребенка выявляется АС всячески развивают относительный слух, стараясь попридержать развитие абсолютного, который и сам прекрасно развивается. АС позволяет ребенку халявить ))
... и добавил:Развитие музыкального слуха-занятие полезное и нужное.Никто с этим не спорит.Нужно ли в своих занятиях героически пытаться развить способности,подобные АС?
Нужно ли музыканту распознавать, слышать звуки, интервалы, аккорды, последовательности? Зачем пишут диктанты, поют с листа...
Насколько эта развитая способность поможет человеку не просто музицировать,но ощутить себя художником,артистом?
К чему эти высокопарные фразы? Насколько вообще хороший слух (любой) позволит ощутить себя художником, артистом? Слух - это инструмент. Также, если ты купишь дорогую хорошую гитару, это не гарантирует, что ты станешь художником. Если поставишь руки, научишься играть ПШ, играть в ноль чужие композиции и так далее по списку - это не сделает тебя художником...
Или эта "тренированность" так и останется "вещью в себе",способная удивлять узких специалистов,но не дарить радость широкому кругу слушателей?
Хороший вопрос. Действительно - есть ли польза от сольфеджио? (и далее по списку гп-шного обывателя - нужны ли ноты, теория, занятия и тд).
Если без иронии, то, действительно, во многих случаях курсы сольфеджио мало эффективны.