ДИАТОНИКА И ХРОМАТИКА. Термины «диатоника» (от греч. StaxoviKo*; — переходящий от тона к тону) и «хроматика» (от греч. Хрома — цвет, краска) относятся к разряду парных музыкальных терминов, смысловые поля которых взаимосвязаны и, более того, взаимозависимы. К настоящему времени
не сложилась однозначная их трактовка и дискуссии на эту темы продолжаются.
Существуют два подхода к проблеме соотношения Д. и х.: один опирается на акустико-интервальные предпосылки, другой исходит из предпосылок функциональных.
Первое направление, основанное Ф. Гевартом, продолженное Г. Л. Катуаром, а в наши дни И. А. Котляревским, С. С. Григорьевым [13] и др., характеризует диатонику как
акустически подтвержденную данность, для которой определяющей является возможность
приведения системы тонов к ряду из шести квинт (например, f-c-g-d-a-e-h).
Эти тоны, расположенные по секундам в одной октаве, образуют семиступенную звуковую структуру, которая соответствует звукоряду белых клавиш фортепиано (отсюда часто встречающийся термин «белоклавишная диатоника»).
Данная точка зрения традиционна и достаточно распространена. Она породила обычай оценивать всё, что не укладывается в шестиквинтовый ряд, с позиций соотношения с ним:
звукоряды, содержащие лишь часть этого ряда,
определяются как неполные, с пропущенными тонами; звукоряды, включающие тоны сверх основных (например, присоединение к «белоклавишной диатонике» седьмой квинты — fis), определяются как хроматические.
Изложенная трактовка соотношения Д. и х. родилась на основе долговременного господства в профессиональной европейской художественной практике именно шестиквинтового ряда как основополагающего. Тем не менее, так же как и в отношении строения аккорда, акустические предпосылки лишь дали исходный толчок для формирования изначального вида диатоники. В дальнейшем сфера диатонической интервалики, как это и подтверждается музыкой позднейших стилей, расширилась.
Поэтому более отвечающим существу вопроса представляется второй,
функциональный подход к проблеме.
Согласно ему, диатоническим признается звукоряд,
каждый из тонов которого является самостоятельной в функциональном отношении ступенью данной ладовой системы (см. Ладовые функции), хроматическим же — звукоряд, который включает тоны, не имеющие значения в качестве самостоятельных ступеней и функционирующие как производные от основных (эта ситуация возможна лишь в стабильных звукорядах).
Для определения самостоятельности или производности ступеней перспективен критерий, предложенный Ю. Н. Кац. Он заключается в характере интонационного «поведения» ступени: «...лад будет диатоническим (основным), если все его ступени окажутся самостоятельными в выборе интервала и направления интонационного шага в бинарных сопряжениях (то есть будут обладать открытой сочетаемостью в тексте); лад будет хроматическим (производным), если хотя бы одна его ступень окажется ограниченной в выборе интонационного шага наименьшим ходом по тяготению».
Согласно функциональному подходу, диатоника может иметь свободное интервальное строение; выявляется диатоническая сущность широко распространенной в народной музыке высотной вариантности ступеней; устанавливается возможность диатонического понимания двенадцатитоновых звуковых структур. Одним из первых (во всяком случае, в отечественном музыкознании) на это указал Б. В. Асафьев. Говоря о проникновении вводнотонной альтерационности в основной ряд мажора и минора, он заметил: «Не парадоксально назвать это "диатонизацией хроматической гаммы“, осмыслением ее как лада с четко разграниченными значениями отдельных тонов» [5: 197].
Возникает вопрос: правомерен ли термин «хроматический лад», встречающийся в научной литературе? Ведь если трактовать хроматику функционально, как явление вторичное, «раскраску» основных ступеней, то может ли лад — логическая система, абстрактное представление о связях именно основных ступеней — быть хроматическим? Справедливо признать, что хроматика есть явление звукоряда текста, а не ладовой структуры.