Автор Тема: Гармошки (гармонические обороты, последовательности)  (Прочитано 112345 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
Украинская певица Ани Лорак

Хотя то, что я прослушал достаточно вторично (но для нас и это хорошо), но на(в) Украине, кстати, с музыкой, с музыкальным вкусом всегда было лучше, они более музыкальны. Видимо сказывается соседство с Польшей.

Цитировать
Правда, кто автор музыки, не знаю.
Авторство скорее подтверждает мой тезис, чем опровергает.
Музыка: Ани Лорак (1, 4, 5, 7, 9, 12, 13) Taryn Murphy ( Singer/Songwriter/Producer/Artist USA)(2, 3, 6, 10), Marc Nelkin(Songwriter USA), Jamie Hartman (British Musician)(8), Holly Knight (songwriter and musician USA) (11)
В такой компании надо элементарно держать стиль. Думаю, англоязычный альбом делался с надеждой прорваться на западный рынок.

Цитировать
Ну, на самом деле у Меладзе встречаются более-менее интересные композиции в плане гармонии.
Просветите, плз.

Ну, кстати, у Земфиры были песни с интересной гармонией.

Оффлайн Gnot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1506
Я считаю, что в настоящее время голосоведение - это объект изучения в рамках конкретного инструмента.
Конечно голосоведение, как и фактура важны при реализации гармонии, но на деле их можно разделить. Можно изучать гармонию без учета голосоведения, а принципы голосоведения осваивать на инструменте. При чем на разных инструментах может быть разное голосоведение. А один и тот же гармонический оборот может быть реализован с разным голосоведением, при этом он все равно будет опознан слушателем.

 
А можно поподробнее, или ссылку дать на литературу, где говорится о голосоведении применительно к 6-ти струнной гитаре) Конечно я наверно порядком надоел с этим голосоведением, и многие мне говорят, что можно просто играть, руководствуясь только аккордовыми формами и забить там на параллельные октавы и квинты и пр.
Только просто привык, что дважды два четыре, а "не гдэ-то пять, шэсть") я долго ломал над этим голову, понял, что играя простыми переборами можно пальчики праой руки переставлять, а вот если боем, то уж никуда от паралелизмов не деться... Либо строить свои аккорды, но не всегда так пальчики можно поставить)

... и добавил:

или какую-то др литературу, где описывается "другое голосоведение") Еще Вы писали, что голосоведение можно не учитывать, а только пользоваться гармоническими оборотами)
Так тоже можно?)

... и добавил:

Просто сейчас руководствуюсь учебниками гармонии Мясоедова и Дубовского...
« Последнее редактирование: Августа 10, 2009, 14:12:25 от Gnot »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
А можно поподробнее, или ссылку дать на литературу, где говорится о голосоведении применительно к 6-ти струнной гитаре)

В том-то и дело, что современное голосоведение в разных стилях допускает очень многое и исчерпывающий учебник написать невозможно. Этот вопрос надо изучать на инструменте параллелно с изучение, осоением репертуара и приемов в конкретном стиле.
Например, если вы осваиваете джазовую гитару, то для начала пойдет учебник Молткова.
Если фанк, то, к примеру Росс Болтон.
Если метал, то Стетина
Если классику, то Дубовский или Тюлин.
По блюзу, ритм-н-блюзу есть различные учебники.
Для трезвучной гармонии в стиле фолк и рок тоже есть неплохие книжки.
Плюс "репертуар"(изучение конкретных вещей), практика.

Все эти варианты постепенно открывают практическую картину голосоведения на гитаре.
Однако позаниматься классическим 4-х голосым голосоведением (лучше на ф-но) очень полезно - прочищает, воспитывает уши, развивает мышление, дисциплинирует. Но самостоятельно имхо этим трудно заниматься.

Для голосоведения сейчас важно не столько соблюдение жестких правил, сколько понимание основных принципов - функциии крайних голосов, плавное голосоведение, противоположное, косвенное, параллельное, прямое, выдерженные голоса, что звчит хорошо, что плохо, удвоения, фактура - виды фигураций.

Цитировать
Только просто привык, что дважды два четыре, а "не гдэ-то пять, шэсть")

Если заниматься музыкой, то придется принять неформальную логику. Там именно так -  "гдэ-то пять, шэсть".

Цитировать
Еще Вы писали, что голосоведение можно не учитывать, а только пользоваться гармоническими оборотами)
Так тоже можно?)
Я имел ввиду анализ гармонической СХЕМЫ. Некоторые элементы голосоведения, конечно, учитывать надо - например, движение баса или верхненго голоса, если это играет важную роль в звучании данного оборота. Но по большей частью вопрос голосоведения будет решаться при пракическом воспроизведении данной гармонической схемы на своем инструменте.


... и добавил:

Просто сейчас руководствуюсь учебниками гармонии Мясоедова и Дубовского...
[/quote]
Вы все правильо делаете, постепенно  разберетесь. Просто надо понимать, что в этих учебниках далеко не вся истина и музыка это не точная наука, не 2х2=4, а где-то 5,6. ))

Оффлайн Gnot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1506
Eye, видите ли, в детстве меня в муз школу не отдали (видимо решили, что лесоруб из меня выйдет лучше, чем музыкант ???)
Недавно прошел курс игры на аустической гитаре, но без теории, только разл ритмические рисунки, практика, техника) Курс был 7 месяцев) Дальше стал заниматься сам, сначала изучил элементарную теорию, потом першел изучать гармонию. Сейчас практикуюсь - играю разл песенки русского рока и эстрады, а также юлюзы и еще осваиваю стиль кантри. Но хотелось бы чего-то большего, что-то самому сочинять.  Не всю же жизнь играть на разученных аккордах... Что бы Вы посоветовали? Может на курсы по сольфеджио походить? Теория то теорией, ее можно бесконечно долго изучать, только вот результат часто низкий... Есть у меня много знакомых, которые самостоятельно обучались, но один имеет хороший слух от рождения, другой даже не знаю... играет только по табам, даже не знает, что такое терция, но на метал-сейшенах они на первом месте)   А то бывает, что снизойдет что-то поиграть свое, а как потом оказывается, этот ход классический, такой то оборот тоже давно известен. А вот это соло уже у многих вертится (ну то есть дело то в том, что у тебя на слуху, то и выходит -  а это оказывается все уже давно старый баян). А хочется чего-то своего.
А вообще в идеале хочется по очень быстро слуху подбирать песни известных исполнителей, а потом уже и блюз и все остальное) А то чиста наамальные поцоны попросят мурку сыграть, а ты не сможешь...

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
Eye, видите ли, в детстве меня в муз школу не отдали
Раннее музыкальное обучение может быть и плюсом и минусом. У очень многих обучение музыке отбило к ней охоту и, наоборот, часто самоучки более мотивированы, целеустремленны и креативны.

Цитировать
Но хотелось бы чего-то большего, что-то самому сочинять.  Не всю же жизнь играть на разученных аккордах... Что бы Вы посоветовали?

Сочиняй, кто тебе мешает? Ищи интересные гармонии, придумывай на них темы - фантазируй. Знания в этом деле могу тоько мешать, предлая арсенал шаблонов и штампов. Знания помогают понять чужую музыку или сделать аранжировку, довести тему до завершения. Но изначально музыка идет "из души", а не от теории. Многие великие музыканты композиторы рока не имели образования. Можно сказать, что 99 прцентов. Другое дело, что рядом с ними за кулисами находятся грамотные музыканты, продюссеры, аранжировщики напрвляющие, доводящие продукт до кондиции.
 
Цитировать
Может на курсы по сольфеджио походить?
Слух - это очень важно. Советую снимать, записывая на ноты, петь, что играешь и упорно заниматься по аудио-курсу Бережанского.
Цитировать
А то бывает, что снизойдет что-то поиграть свое, а как потом оказывается, этот ход классический, такой то оборот тоже давно известен.
Ничего страшного - главное, что сам нашел, услышал, изобрел. Совершенно новое сегодня трудно изобрести, но продолжай искать.

Цитировать
А вообще в идеале хочется по очень быстро слуху подбирать песни известных исполнителей, а потом уже и блюз и все остальное)

Практикуй-практикуй-практикуй. Сначала медленно и мучительно снимается, потом все легче и легче - дорогу осилит идущий.
Цитировать
А то чиста наамальные поцоны попросят мурку сыграть, а ты не сможешь...
А вот это непорядок - сел и выучил, чтобы снять этот вопрос.

Оффлайн Musicwalk

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3928
  • ^_^
eye, можно поподробней про аудио курс Бережанского?

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
можно поподробней про аудио курс Бережанского?
Вопрос не ясен, его по существу нет. К тому же здесь это оффтоп, а по сему:
1. в поиск форума, тема про абсолютный слух и тд.
2. http://absolute-pitch.ru/http://absolute-pitch.ru/01%20FORUM.html
и тд.

Оффлайн Mi-fa-mi

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1808
  • вдохновенный

...
Сочиняй, кто тебе мешает?
...
 Слух - это очень важно.
...
Совершенно новое сегодня трудно изобрести, но продолжай искать.
...
Практикуй-практикуй-практикуй.
....
дорогу осилит идущий.
...
сел и выучил
eye, плюс тыща пиццот за мотивацию!!! меня аж заштырило что-то!  :crazy:
:thumbs-up: :thumbs-up: :thumbs-up: :thumbs-up: :thumbs-up: :thumbs-up: :thumbs-up:

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2717
Flower Kings - Mommy leave the light on.

Классная темка, как по мне. Аккордов не много, но они «вкусные». Плюс очень интересное голосоведение. К тому же отсутствует явная функциональность (нет доминант).

1.   Интро.
       ||:  E9   | Gmaj13 :|| - 4 раза.
             I         bIII
2.   Куплет.
| Eadd9 (/B) | F#7/E (/A#) | A6/E (/A)   | Eadd9 (/G#) |
        I                II                IV                   I
                      (lidian)

| D6/9   (/B)| F#/C#  (/A#) | Am6/C (/A)| Eadd9/B(/G#)|
    bVII               II                iv                   I
(mixolid.)          (lidian)     

| Em11 (/D) | A7/E (/C#) | Am7/E (/C) | Em11 (/B) |
      i               IV               iv                i

| Gadd9 (/D)| A7  (/C#)   |  Am7/C        | Em11 (/B) |
      bIII          IV                  iv                 i

1.   Цифра один – Мажоро-минор.
2.   Цифра два – Мажоро-минор плюс натурально - ладовые обороты.

Относительно голосоведения я обратил внимание на то, что у бас-гитары идёт своё голосоведение, а у гитары своё. Например, в первой строке куплета бас играет органный пункт – ноту Ми, а у гитары в басу идёт хроматический ход B - A# - A  - G#.
Вторая строка по хроматизму: |D6/9 - бас Ре| F#/C# - бас До-диез | Am6/C - бас До| Eadd9/B – бас Си|, а у электрогитары здесь же «в басу» своя линия по хроматизму: |D6/9 - бас Си обозначен возле аккорда в скобке (/B) | F#/C# - гитарный нижний голос Ля -диез обозначен возле аккорда в скобке (/A#) | Am6/C - бас у гитары Ля (/A) | Eadd9 – « гитарный» бас Ля-диез (/A#) |.
Плюс в вокале периодически используется "предъём", когда в конце такта голос берёт ноту из последующего аккорда. 
Всё это вместе очень красиво звучит.

Прилагаю в архиве мр-3, Гитар-про и миди:
http://webfile.ru/4017710

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
 
https://www.youtube.com/watch?v=HxAi0FJduxQ
Песня напоминает пинкфлойдовский Brain Damage или еще какую-то.

E9 там нет, так как такое обозначение соответствует малому мажорному с ноной.

Там мэйджеры без терций. Можно так записать G#m/E - Bm/G,
но по сути звучат
1 ||:  Emaj9   | Gmaj9 :||
 
Куплет в принципе правильный. Хотя могу такой вариант предложить:

2. | Emaj9 | Eadd9b5 (F#/E) | A6/E (Eadd9sus4)  | Eadd9  |
       I  -----   II/I ------------  IV/I -----------------   I  - ступени (римская в басу - ступень тональности) 
 (E) T   ----- Salt (DD) -------  S --------------------- T  -    функции

| Bm(add4)/D| F#7/C#  | Am6/C | Eadd9/B |  (Bm/D -  здесь мне слышится, как Em9/D )
    i/bVII ------- II7/VI --- iv/bVI ---  I/V   
(в басу большие римские отражат голосоведение, вместо обращений)
      t   ------------ SaltII ---  s ----  T

| Em11| A7/E | Am7/E  | Em11 |
 i ------- IV -----  iv ----- i
t ------ S(дор)--- s------ t

| Gadd9 | A7    |  C6        | Em11 | переменный лад
(G) I  ---- II7 ----  IV  -----  vi
(G) T  ---  SaltII  -- S ------  M=(e)t  прерванный оборот

SaltII  -- S - дезальтерация субдоминанты. Если бы после A7 шел бы D7, то это можно было бы назвать двойной доминантой (DD)

Таким образом смягченные функции здесь все-таки присутствут, но обороты плагальные, что свойственно для натурально-ладовой гармонии.

Если бы при помощи букв нужно было зафиксировать голосоведение, я бы так записал (иногда приходится прибегать к такому, хотя лучше это делать нотами, конечно):

|(b-e-f#)/E |(a#-e-f#)/E | (a-e-f#)/E | (g#-e-f#)/E |

Цитировать
1.   Цифра один – Мажоро-минор.
Следует указывать, что это одноименный мажоро-минор, потому что бывают и другие. Разложить голоса по инструментам - это задача инструментовки или аранжировки.
 
Цитировать
Относительно голосоведения я обратил внимание на то, что у бас-гитары идёт своё голосоведение, а у гитары своё.
С точки зрения гармонии следует рассматривать суммарное голосоведение - как  если бы вы делали клавир.
« Последнее редактирование: Марта 25, 2021, 03:15:01 от eye »

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2717
E9 там нет, так как такое обозначение соответствует малому мажорному с ноной.
Там мэйджеры без терций. Можно так записать G#m/E - Bm/G,
но по сути звучат ||:  Emaj9   | Gmaj9 :||

Ну да, там скорее Emaj9 и Gmaj9. Но гитара на втором аккорде вверху цепляет Ми (сексту). Это как-то влияет на класс/название аккорда? Может тогда второй аккорд будет секстнонаккордом Gmaj6/9?

 С точки зрения гармонии следует рассматривать суммарное голосоведение - как  если бы вы делали клавир.
Не возражаю. :)
Но, как мне показалось, основная фишка этой песни именно во взаимодействии движения голосов разных инструментов. Что-то типа контрапункта выходит. Это меня заинтересовало и я решил снять всё подробно. Благо аккордов не много и партии всех инструментов, которых тоже не так много, хорошо слышны.

ЗЫ: Спасибо за альтернативную цифровку гармонии! :)

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Ну да, там скорее Emaj9 и Gmaj9. Но гитара на втором аккорде вверху цепляет Ми (сексту). Это как-то влияет на класс/название аккорда? Может тогда второй аккорд будет секстнонаккордом Gmaj6/9?
Ну, да, верно, я воспринял ее как мелодию... На класс не влияет. Но можно включить в вертикаль. Хотя я бы не стал, чтобы не усложнять неважными деталями основной гармонический костяк. В буквенной схеме гармонии часто приходится идти на компромисс. Можно, например, как бы задать себе вопрос - что я напишу на листке второму гитаристу? Надо ли, чтобы он пытался воткнуть туда сексту? Или мне достаточно в этом месте звучание двух мэйджеров... Но такая логика так же не везде работает, потому как бывают случаи, когда очевидно, что все гитарист не сыграет, но эти звуки принципиальные. Потому - компромисс, что указывать или нет, чтобы не перегружать схему, но и сохраниеть адекватное отражение, решать вам.

Оффлайн Nothing Personal

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 1528
 Прошу прощения, если эта вещь уже упоминалась в данном топике.

 Stevie Wonder - Sir Duke.

 Steve  Wonder "Sir Duke". Гармония несложна, но интересна. (если эта тема не обсуждалась - выпишу гармонию).

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
Steve  Wonder "Sir Duke". Гармония несложна, но интересна. (если эта тема не обсуждалась - выпишу гармонию).
этой вещи не было

Оффлайн Nothing Personal

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 1528
 Ок) Тогда вот гармония:
 
 куплет 4/4 II H I G#m I G I F#7 I H I G#m I G I F#7 F7 II
 bridge   II E9Eb9D9Db9 I D9Eb9E9E9 I E9Eb9D9Db9 I (D9Eb9) (E9F9) F#9 F#9 I 
 (в бридже каждый аккорд играется четвертями, кроме аккордов в 4-м такте в скобках - которые играются 8-ми)
 припев II: H I Fm I E I C#m7 F#7 :II

 В припеве хроматическая гармония - здесь корни следует искать в джазе)
А вот в куплете - припеве имеет место мажоро-минор, который подробно обсуждался в этом топике :)
 Лично мне показался оригинальным оборот H - Fm )
 Еще стоит добавить, что мелодия представляет собой по большей части си-мажорную пентатонику, которая в данном случае хорошо ложится на все отклонения)