Копмозиция и импровизация конечно близки по сути. Но разные по методу. Когда человек играет выученные соло, то он повторяет образец, тем самым в его мыслях происходит предслышание готовой, четко отработанной партии.
А при импровизации (у подготовленного человека) это предлышание партии возникает "здесь и сейчас". Общий фарватер, понятно, он прорабатывает заранее, но дело в деталях, которые имеют широкие границы.
Однако сейчас чисто импровизируют только в джазе и блюзе (хотя даже так уже играют выученные соло) и во фьюжне.
В роке давно уже никто не импровизирует, а играют выученную партию. Как показывает практика зрители в зале хотят слушать знакомые соло, а не сиюминутный выплеск идей, которые с первого раза трудно осознать.
Современный гитарный фьюжн в импровизации сейчас больше похож на демонстрацию техники. Гитаристы во время игры (или сочинения партии) больше думают (как мне кажется) не о художественном образе, а о том, как сделать партию более навороченную, чтобы "лох оцепенел" и сидел копался с мыслями "как он это сделал?".... В итоге никто кроме музыкантов (которые на стадии тренировки пальцев) это не слушает. Назвать это "импровизацией" (или композицией) "язык не поворачивается" ))))