Автор Тема: импровизация, фразировка, мелодизация гармонии.  (Прочитано 9662 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Powerhand Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Adel, Судя по его ответам никакой методики у него нет! По гармонии книга есть, а по фразировке  - нет. Иначе не было бы смысла скрывать что-то. Обратите внимание - по ладам Дмитрий очень доходчиво и терпеливо объясняет совершенно бесплатно и лишь изредка ссылается, что можно еще и книгу приобрести и почитать. Но что касается фразировки, опорных нот, внятной формы уважаемый Дмитрий обходит стороной.

Оффлайн Jethro

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 928
  • Репутация: +39/-8
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Adel, Судя по его ответам никакой методики у него нет! По гармонии книга есть, а по фразировке  - нет. Иначе не было бы смысла скрывать что-то. Обратите внимание - по ладам Дмитрий очень доходчиво и терпеливо объясняет совершенно бесплатно и лишь изредка ссылается, что можно еще и книгу приобрести и почитать. Но что касается фразировки, опорных нот, внятной формы уважаемый Дмитрий обходит стороной.

Мне кажется, гармония, классическая теория  имеет четкие определения, поэтому ее можно описать в книге, а фразировка — вещь более интуитивная, менее "четкая" и описывать ее сложнее. Сюда можно приписать принципы скорее из ораторского искусства, чем из музыки.

опорных нот

Опорные ноты, неустойчивые ступени, тяготения – это все из теории, но в сухом виде фразировку не дадут  ???

С удовольствием обсудил бы фразировку :rolleyes:
« Последнее редактирование: Апреля 04, 2016, 14:30:52 от Jethro »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Методики по построению фраз действительно нет и на мой взгляд быть не может. Так как это область творческого полета фантазии. Все попытки найти в этой теме законы превращает процесс сочинения музыки (который есть творческий акт) в механическую компановку прописанных штампов. Ничего хорошего от такого подхода ждать не приходится. Чтобы развить в себе способности сочинять мелодии (а импровизационные фразы это тоже, по сути, сочинение мелодий, только более сложных) надо:
1) Слушать и копировать великих мастеров жанра (чтобы пропитаться лексикой и традициями)
2) В своем жанре на основе этого опыта сочинять свое на стандартные для стиля гармонии
3) Гармонизировать сочиненные собственные мелодии (обратный процесс игры на гармонии, где в основе одноголосная мелодия, к которой подбираются аккорды)
4) Развитие в себе понимания художественного образа, который лежит в основе музыкальной картины. (То есть если ты хочешь донести девушке свою нежность, то надо играть нежно (дабы передать состояние и выполнить задумку), а не "бить монстров-вурдалаков из гранатомета"))))
5) Искать свои интересные ладо/гармонические идеи и копить багаж. Со временем он будет давать плоды.

И еще, на что хотелось бы обратить внимание при изучении фразировки надо изучать английский язык. Так как заметил закономерности языка и ритмической мысли при построении фраз.

Словом, такая работа, которую каждый должен делать сам и искать свои пути.
П.С. Все знают как сочинять стихи, есть даже программы по подбору рифм. Есть масса литературы по теории. Но только гениальных поэтов больше не становится. И если руки натренировать еще как-то можно, или развить слух упражнениями, заставить выучить теорию, то сочинение это та область, где научиться человек может только сам.
« Последнее редактирование: Апреля 04, 2016, 14:32:58 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Powerhand Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Дмитрий Малолетов, Вы лукавите ))) Во первых, никто не отменял музыкального синтаксиса. Во вторых, никто не отменял анализа формы. В третьих, при обучению стихосложению учат не "стихи сочинять", а умению следовать стилю. Ну и в четвертых  -  чему же тогда учат в музыкальных заведениях по классу композиции???

... и добавил:

Jethro, А вы можете в песенке "Прекрасное далеко" верно определить опорные ноты? Пример не самый сложный, между прочим)) Или в песне "Белые розы"?
« Последнее редактирование: Апреля 04, 2016, 14:46:34 от Powerhand »

Оффлайн Jethro

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 928
  • Репутация: +39/-8
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Jethro, А вы можете в песенке "Прекрасное далеко" верно определить опорные ноты? Пример не самый сложный, между прочим)) Или в песне "Белые розы"?

А что там не так? Все ноты которые тянутся и акцентируются ))
Это тест, или вы не можете определить их?
« Последнее редактирование: Апреля 04, 2016, 16:06:12 от Jethro »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Powerhand, Ну и в четвертых  -  чему же тогда учат в музыкальных заведениях по классу композиции???

Не знаю)) )) )) Так как подавляющее большинство авторов песен (на эстраде), не говоря уж о роке - окончили, кто МАРХИ, кто МАИ ))) И на западе та же картина. Научить человека профессии композитора невозможно. Как и обучить поэзии. И насколько я знаю принимают на эти факультеты людей уже проявивших к этому делу таланты.

П.С. Никакие анализы формы и знание стилей/синтаксисов (о чем был первый пункт моего поста (слушать, анализировать - учиться у великих) не поможет тому, кто не имеет художественных дарований к творчеству. А у кого эти дарования есть, тот и сам все поймет (особенно если это касается простой песенной формы).

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
П.С. Все знают как сочинять стихи, есть даже программы по подбору рифм. Есть масса литературы по теории. Но только гениальных поэтов больше не становится.
Из этого следует, что все должны знать как фразировать, т.к. это не сложнее, чем сочинять стихи. Речь-то не о гениальности музыки, а чисто о техническом процессе — фразировке. Мелодия с грамотной фразировкой может быть сколь угодно посредственной в целом, что никак не будет умалять внятность её фразировки. Значит, фразировке научить таки можно.

Оффлайн Powerhand Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
А у кого эти дарования есть, тот и сам все поймет (особенно если это касается простой песенной формы).

Что за мания толкать людей на изобретение велосипеда? По Вашей логике, кто захочет тот сам поймет  таблицу умножения?

Jethro, Хватит резонерствовать. Я не спрашивал о том , что "так" или "не так", а спросил и еще раз повторяю вопрос:"А вы можете в песенке "Прекрасное далеко" верно определить опорные ноты? Пример не самый сложный, между прочим)) Или в песне "Белые розы"?"

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Powerhand, Хорошо.... Вот технология: берем хит "Белые розы"!  Слушаем/Анализируем. Минор, секвенция (упакованная в ритм) и скачки по гармонии квинтового круга.
Все понятно.
Дальше что?
Находим (придумываем) свою секвенцию и играем ее со скачками по тому же квинтовому кругу. Получается.... О!!!.....  "Желтые тюльпаны" ))) ))) )) 
В принципе так вполне можно стать успешным "композитором".  Понятно, что фразы из 5-й симфонии Бетховена при таком подходе не получится, но в принципе не все же Бетховены))) )))

Если подходить к музыке чисто технологически, по-деловому, то да,,,, так научить "компоновать семплы" научить можно. Хотя даже при таком подходе и то, нужно уметь из вороха возможных комбинаций делать правильный выбор.

Оффлайн Powerhand Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Все понятно.
))) Кому понятно??? Да здесь на этом форуме 90% не знают, что такое секвенция)) И даже если на табах обведете красным фломастером и ткнете носом все равно не поймут. По тому что не имеют даже поверхностного представления о композиции. И Вы поощряете этих людей к какой то там импровизации?

Послушайте местячковые группы - у всех одна беда: нет композиции даже в принципе, зато все "охринительные" импровизаторы.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Powerhand, Кстати, можно не знать что такое секвенция, но прекрасно ее чувствовать.

Но я думаю, что при построении фраз (сочинении мелодий) ключевой вопрос - ритм (длительности нот). Именно он имеет приоритет над звуковынотной частью.
Виктор Вутен в своей школе прекрасно это демонстрировал: играл знакомую мелодию ритмически, но на случайных нотах - все узнавали оригинальную мелодию. А стоит только несколько поменять длительности, то правильные ноты уже не дают ту мелодию. Так что организация ритма во фразах есть самое главное. Странно, но об этом мало кто говорит. В основном все о ладах и аппликатурах)) )) )))

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3189
  • Репутация: +1203/-46
Но я думаю, что при построении фраз (сочинении мелодий) ключевой вопрос - ритм (длительности нот). Именно он имеет приоритет над звуковынотной частью.
Виктор Вутен в своей школе прекрасно это демонстрировал: играл знакомую мелодию ритмически, но на случайных нотах - все узнавали оригинальную мелодию. А стоит только несколько поменять длительности, то правильные ноты уже не дают ту мелодию. Так что организация ритма во фразах есть самое главное. Странно, но об этом мало кто говорит. В основном все о ладах и аппликатурах)) )) )))

А вот в джазе (бибоп), например, огромное количество фраз играют ровными восьмыми. Приоритет именно звуковысотной части? И можно ли говорить, что там используют т.н. технологический подход, комбинации различных стандартных клише?

Оффлайн Powerhand Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Powerhand, Так что организация ритма во фразах есть самое главное. Странно, но об этом мало кто говорит. В основном все о ладах и аппликатурах)) )) )))

Дак, а я про что твержу у же который раз??? - все как сума посходили с этими ладами и аппликатурами. А фразировка начинается именно с ритмической организации мотива. А фирменная фраза - это характерная комбинация мотивов. Но Разве будет преступлением научить ученика правильно членить мелодию на составляющие и верно определить наименьшую структуру - мотив? Разве не проще анализировать мастеров не целыми предложениями или фразами, как нам дает небезызвестный проект Ликлайброри, а наименьшими составляющими - мотивами?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
darkmagus, А вот в джазе (бибоп), например, огромное количество фраз играют ровными восьмыми.

Ну поэтому такой "бибоп" мало кто слушает)))) А если серьезно, что в джазовых пособиях есть даже ритмические фигуры, которые выработали те или иные музыканты.

Powerhand, Понятно что анализ начинается с наименьшей законченной мысли - с мотива. Из них складываются предложения. А то что фраза идет от ритма, это должно быть понято как можно раньше. Очень важный момент.

Оффлайн Powerhand Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Понятно что анализ начинается с наименьшей законченной мысли - с мотива. Из них складываются предложения. А то что фраза идет от ритма, это должно быть понято как можно раньше. Очень важный момент.


Ну, наконец-то! Выжал таки из мэтра ))) Надеюсь никто не оспорит под таким прикрытием )))Итак, всем кто заинтересован понять , что такое фразировка:
1) научиться выделять в мелодии наименьшую структуру - мотив. Правило: мотив музыкальная мысль которая содержит в себе одну сильную долю.
2) научиться записывать (отстукивать, блеять, промурлыкивать, хрюкать и т.д.) ритм мотива.
3) нота которая акцентируется внутри мотива не всегда  совпадает с сильной долей такта.

Дмитрий Малолетов,  Поправьте меня если я что-то сказал неверно.