Автор Тема: импровизация, фразировка, мелодизация гармонии.  (Прочитано 9667 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Powerhand, Потому что лад это базовый строительный материал.... Открывает миллион сочетаний и комбинаций. А что каждый из этих "кирпичей" будет строить - уникальное здание или покосившийся гараж, дело уже сугубо личное.

На предмет методики тут изложено кое-что - http://www.guitar-club.net/2guitar_mens/Sergio_G.htm

Оффлайн Powerhand Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Дмитрий Малолетов, Последний вопрос , больше не буду Вас мучить ))  - фразировка  - это не базовая категория в музыке?

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Powerhand, Думаю да.... Мелодия это тоже категория фразировки. А мелодия в музыке базовый элемент без сомнений.

Оффлайн Jethro

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 928
  • Репутация: +39/-8
  • GuitarPlayer.Ru fan!
А почему речь только о соло? Вот тут фраза в басу, две ноты, как этому научить?


https://www.youtube.com/watch?v=-cmo6MRYf5g

Оффлайн Powerhand Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Дмитрий Малолетов, Я правильно Вас понял: мелодия может обойтись без фразировки? Или учащийся сам должен изобретать велосипед? Если это так, то понятно почему хорошим тоном считается хаотичная мелодизация аккордов.

Растите и множьтесь импровизаторы, поливающие 32мы и 64ми лишь бы успеть впихнуть знакомые боксы на знакомые аккорды.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Это потому, что искусство импровизации сводят к хаотичной мелодизации гармонии. В то время как искусство композиции — это внятное построение музыкальной формы во всех аспектах. В конце концов, джазовая импровизация довольно хаотична по своей сути. Но многим это нравится.
Где в традиционной джазовой импровизации не внятное построение формы?
В каких аспектах?
Обычная структура вступление, тема, несколько квадратов импровизации по гармонии темы, повторное изложение темы, кода.
Если импровизатор играет несколько квадратов, то практически всегда есть развитие и в динамике и в фактурном заполнении и в смене регистров.
Если импровизаторов много, тогда каждому достается по одному квадрату и тогда импровизатор пытается показать себя по максимому и возможности за 1 квадрат сделать развитие нет.
Но есть смена тембров, что тоже своего рода развитие.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Где в традиционной джазовой импровизации не внятное построение формы?
В каких аспектах?

Вот в этом аспекте:

несколько квадратов импровизации по гармонии темы
Это и есть та самая хаотическая мелодизация гармонии. Долбление аккомпанемента по кругу, и пиликанье на его фоне одноголосия, по принципу "посмотрите, как я могу". Я конечно понимаю, что такая формулировка звучит довольно злобненько :) Разумеется, в импровизации как явлении можно найти кучу интересного и увлекательного, и импровизировать можно довольно прилично. Но "настоящая" композиция выглядит-то совершенно иначе: продумывается всё, каждая нота, последовательность частей, аккомпанемент практически никогда точно не повторяется (за исключением реприз, которых может и не быть), а всегда аккуратно следует за развитием мелодии и т.д. А импровизация, это
импровизатор пытается показать себя по максимому

Оффлайн Семёныч

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 499
  • Репутация: +30/-1
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Импровизатор показывает себя, что вобщем естественно.  А если попробовать подсчитать сколько импровизаций становились темами? Не просто темами, а классикой.  Есть разные композиции и импровизации. Хороших ессно меньше, но и не так уж мало, за это их и любим, хотя иногда на концертах трудно слушать красных от напряжения трубачей, выдувающих самые высокие ноты… Но десяток таких же визжат от восторга в зале, собственно для них и играется. Композиция и импровизация во многом похожи, но суть совершенно разная.

Оффлайн Powerhand Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Композиция и импровизация во многом похожи, но суть совершенно разная.

Принципиальное заблуждение

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Просьба к модератору:
Выделить в отдельную тему посты относящиеся к обсуждению импровизации.
С одной стороны хочется поговорить на  тему импровизации, с другой не хочется забивать тему о ладах т.к. в этой теме разговоры об импровизации будут флудом.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Копмозиция и импровизация конечно близки по сути. Но разные по методу. Когда человек играет выученные соло, то он повторяет образец, тем самым в его мыслях происходит предслышание готовой, четко отработанной партии.
А при импровизации (у подготовленного человека) это предлышание партии возникает "здесь и сейчас". Общий фарватер, понятно, он прорабатывает заранее, но дело в деталях, которые имеют широкие границы.

Однако сейчас чисто импровизируют только в джазе и блюзе (хотя даже так уже играют выученные соло) и во фьюжне.
В роке давно уже никто не импровизирует, а играют выученную партию. Как показывает практика зрители в зале хотят слушать знакомые соло, а не сиюминутный выплеск идей, которые с первого раза трудно осознать.
Современный гитарный фьюжн в импровизации сейчас больше похож на демонстрацию техники. Гитаристы во время игры (или сочинения партии) больше думают (как мне кажется) не о художественном образе, а о том, как сделать партию более навороченную, чтобы "лох оцепенел" и сидел копался с мыслями "как он это сделал?".... В итоге никто кроме музыкантов (которые на стадии тренировки пальцев) это не слушает. Назвать это "импровизацией" (или композицией) "язык не поворачивается" )))) 

Оффлайн Jethro

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 928
  • Репутация: +39/-8
  • GuitarPlayer.Ru fan!
В итоге никто кроме музыкантов (которые на стадии тренировки пальцев) это не слушает. Назвать это "импровизацией" (или композицией) "язык не поворачивается" ))))

Классическую музыку вроде тоже слушают меньше народа, чем попсу или тот же рок..?

Как показывает практика зрители в зале хотят слушать знакомые соло, а не сиюминутный выплеск идей, которые с первого раза трудно осознать.

Но некоторые скажут, что тогда можно послушать альбом, а на концерте должно быть живо (причина популярности тех же Cream и Хендрикса... Хотя их время и прошло, но любители всегда есть ))

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Просьба к модератору:
Выделить в отдельную тему посты относящиеся к обсуждению импровизации.
С одной стороны хочется поговорить на  тему импровизации, с другой не хочется забивать тему о ладах т.к. в этой теме разговоры об импровизации будут флудом.
Напишите номера постов, которые надо выдернуть и я выдерну. Вникать в хитросплетения дискуссии я не буду.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
все посты начиная с 97 на тему импровизации кроме 103
там первая часть о ладах

______Получается что при изучении ладов надо на первое место поставить понимание в чем отличается модальность от модализма.____

Думаю самое главное понять, что лад в одноголосном виде (или в кварто-квинтовых отношениях) и на терцовых гаромниях приобретают разные качества. Гармонические связи в одноголосье / полифонии и на терцовых гармониях работают по-разному. Это ключевой момент. Так ионийский лад на терцовых аккордах превращается в мажор. И дорийский лад превращается в "дорийский минор" (обратите внимание на слово "минор". Это уже не дорийский лад в чистом виде. Это своеобразный вид минора).

Кстати, Римский Корсаков позиционировал этот лад (в рамках мажоро-минорной системы) как "минор с 4-й ступенью мелодического минора". То есть "дорийский минор" (как мы его называем) рассматривается как альтерированный минор. Если слово "дорийский лад", который может трактоваться двояко,  опустить и придумать этому минору новое название, то тогда все баталии по этой теме можно будет закрыть)))).
"Дорийский минор" это минор, который подчиняется функциональностью (со своими характерными свойствами), как и натуральный и гармонический минор. Понятно, что тональные связи у всех ладов (натурального, гармонического или альтерированного) разные. Гармонический минор самый "тональный". Это понятно, натуральный уже не так тонален и зачастую (в некоторых комбинациях) он может уводить слух в другую тонику.  Альтерированные миноры еще более далеки от тонального восприятия. Тем не менее,  связи и функции в этих минорах присутствуют (кроме локрийского, где тоника совпадает с уменьшенным трезвучием, поэтому данный лад нельзя гармонизировать на терцовых аккордах. Он может использоваться только модально.)

И год-два назад, когда были споры между модальностью и тональностью именно поэтому я вступил в дискуссию, так как для меня дорийский минор, как и другие лады всегда были тональны. А модальностью называли совсем другие подходы - где нет функций в гаромнии, а есть только тоника, пусть даже на очень короткий отрезок.


а вторая относится к импрвизации:
Почему в импровизации используют на аккорды лады? Ответ прост. В импровизации есть два глобальных способа - тональный и ладовый. При тональном на гармонию играются лады относительно тоники. При ладовом, грубо говоря, каждый аккорд рассматривается отдельно, как тоника (или аккорд рассматривается как ступень другой тоники).
Вот тут есть пример разных подходов:
http://dmitrymaloletov.ru/blues0.html

Вторая часть статьи еще более наглядна в данном контексте.
http://dmitrymaloletov.ru/ame7.html

... и добавил:


Это и есть та самая хаотическая мелодизация гармонии. Долбление аккомпанемента по кругу, и пиликанье на его фоне одноголосия, по принципу "посмотрите, как я могу". Я конечно понимаю, что такая формулировка звучит довольно злобненько :) Разумеется, в импровизации как явлении можно найти кучу интересного и увлекательного, и импровизировать можно довольно прилично. Но "настоящая" композиция выглядит-то совершенно иначе: продумывается всё, каждая нота, последовательность частей, аккомпанемент практически никогда точно не повторяется (за исключением реприз, которых может и не быть), а всегда аккуратно следует за развитием мелодии и т.д. А импровизация, это импровизатор пытается показать себя по максимому.
Приличный аккомпаниатор каждый квадрат играет по разному. Даже если это шагающий бас, то на одну и туже гармонию можно сыграть десятки вариантов, что приличные басисты и делают. Плюс динамика, хорошая ритм секция чувствует где надо сыграть громче, а где соло пошло на спад и нужно убавить громкость разрядить фактуру.
Все это требует практики. Практики игры с разными людьми. Игры в разной роли аккомпаниатора и солиста. Чтобы понимать разницу где аккомпаниатор ведет солиста, максимально помогая ему, а где просто играет ноты/сетку.

Сейчас правда чаще услышишь импровизации на скаченные из интернета минуса, но это не от развития музыки, а от эффективного менеджмента, зачем платить всей группе если можно заплатить одному солисту, а 90% слушателей разницу не заметят?
« Последнее редактирование: Марта 30, 2016, 09:04:36 от Taps »

Оффлайн Adel

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 159
  • Репутация: +11/-1
  • Зарегистрированный
.... Типа, фраза вверх, опорная нота, вниз, напряжение, спад....

 Дмитрий, а можно поподробней об этом?)