eye, На мой взгляд гамма "до мажор" это термин как раз означающий лад, где ключевое слово "мажор". Для обозначения звукоряда белых клавиш есть термин "диатоника".
Во-первых, диатоника, как я сказал, это сложный, глубокий термин, который идет в паре с "хроматикой". Например, я могу использовать Ab мажорную гамму на аккорд G7 (G "локрийский") в тональности До мажор и это уже не будет диатоникой, а сфера альтераций, то есть областью хроматики.
Далее.
Является ли, например, гармоничекий минор диатоникой? А мелодический?
Джазовые музыканты используют звукоряд мелодического Ab минора на доминанту G7alt. Понятно, что речь идет не о тональности и ладе Ля бемоль минор (классик бы еще непременно добавил "восходящий"), а только о звукоряде.
Несущественная разница в словах в корне меняет подходы. Так как беря за тонику другую ноту в до мажорной гамме, мы все равно мысленно в до мажоре. Отсчет идет от него.
Нет, не согласен. У многих это не так. Я могу играть в "зоне ключа" (key area) сквозь гармоническую последовательность, при этом опорные звуки будут меняться в соответствии с текущей гармонией и этот звукоряд будет приобретать мимолетно признаки других "ладов". Одновременно я буду и в до мажоре, но получать ладовые окраску внутри каждого аккорда, звуки, которого временно становятся опорными, "устойчивыми". Это так называемые "обратные тяготения".
Важно различать термины звукоряд (гамма, шкала) и лад.
А любой диатонический лад в диатонике это полноценный самостоятельный лад, а не ответвление и не производная от до мажора, как главного базисного лада.
Это только одно из проявлений ладового принципа. В современном музыкальном мышлении проявление ладовости шире, так смешиваются, накладываются всевозможные системы.
Я считаю, что сложность понимания вопросов ладов у гитаристов именно в этой путанице. То что лады отсчитываются от других ладов. Через мажор. Это и в зарубежной литературе частенько.
Вот тут опять эта подмена - "лады отсчитываются от других ладов". Не от других
ладов, а от базового ключевого звукоряда. Поэтому они и называются "моды мажорного звукоряда".
И при чем здесь гитаристы? Так объясняет западная музыкальная теория безотносительно музыкальной специальности:
"Modern Western modes use the same set of notes as the major scale..." (wiki)
В современное время:
The modern Western modes consist of seven scales related to the familiar major and minor keys.
Although the names of the modern modes are Greek and some have names used in ancient Greek theory for some of the harmoniai,
the names of the modern modes are conventional and do not indicate a link between them and ancient Greek theory, and they do not present the sequences of intervals found even in the diatonic genus of the Greek octave species sharing the same name.
Modern Western modes use the same
set of notes as the major scale, in the same order, but starting from one of its seven degrees in turn as a "tonic", and so present a different sequence of whole and half steps. The interval sequence of the major scale being T-T-s-T-T-T-s, where "s" means a semitone (half step) and "T" means a whole tone (whole step), it is thus possible to generate the following scales:
См. "Modern"
https://en.wikipedia.org/wiki/Mode_(music)#Modes_and_scales