Автор Тема: Ионийский, Дорийский и т.д.  (Прочитано 13752 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Kustom

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 232
  • Репутация: +8/-1
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #135 : Декабря 14, 2016, 13:16:23 »
eye,
Есть ли у тебя на счет этого методика и как ты студентам лады преподаешь? (Если коротко, концептуально)


Присоединяюсь к вопросу, тоже интересно.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #136 : Декабря 14, 2016, 17:00:41 »
Есть ли у тебя на счет этого методика и как ты студентам лады преподаешь? (Если коротко, концептуально)
Методика есть конечно, но излагать здесь все не хочется... )))
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Если кратко. Я  вижу у этой темы, как минимум, 4 начальных аспекта:
 1. Структурный - теоретический
Это легко понимается через изучение шкал - интервальной, ступеневой и других (есть такая тема у меня в теории).
 2. Слуховой
На уроках сольфеджио осваиваются все ступени, высокие и низкие позиции. Соответственно, ребята легко слышат на слух характерные ступени ладов.
 3. Аппликатурно-технический
На уровне "механики" лады понимаются на первых же уроках через изучение белоклавишного звукоряда на грифе посредством трихордовой системы.
4. Прикладной
Тут задания по импровизации под модальные бэки и анализ ладовых композиций, если такие встречаются в программе.
Я не считаю, что аккомпанемент вредит. Не обязательно он должен быть "аккордовый" - это может быть любой бурдон.

Таким образом ребята знают строение, звучание, аппликатуры, аккордику и мелодические обороты, принципы тональности/модальности.
Думаю, на том этапе этого достаточно (даже избыточно, поэтому тоже не для всех).

Поэтому мы не занимаемся сочинением "одноголосных мелодий в локрийском ладу с последующей гармонизацией аккордами нетерцовой структуры".
 
Все более прозаично и приземленно - достаточно подвигать ключ на фоне педальной Ми:


https://www.youtube.com/watch?v=i43DIwB6Pok

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #137 : Декабря 14, 2016, 18:34:25 »
eye, Спасибо... В целом сама схема понятна. Самое главное, что при изучении на начальном периоде надо играть лады на педальный тон (как это показывает Сатриани). Но я считаю, что после этого, и это важно,  дать понимание как строится ладовый аккомпанемент. Сатриани показывает рифф во фригийском ладу. Многие лады начинают пытаться играть на аккорды и это не всегда работает, а зачастую вообще возвращает к мажору-минору.

Оффлайн al_viking

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 919
  • Репутация: +3093/-68
  • The shred inside my mind ))
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #138 : Декабря 14, 2016, 21:18:58 »
eye, Спасибо... В целом сама схема понятна. Самое главное, что при изучении на начальном периоде надо играть лады на педальный тон (как это показывает Сатриани). Но я считаю, что после этого, и это важно,  дать понимание как строится ладовый аккомпанемент. Сатриани показывает рифф во фригийском ладу. Многие лады начинают пытаться играть на аккорды и это не всегда работает, а зачастую вообще возвращает к мажору-минору.

Дмитрий Иванович, могу ошибаться, но вероятно это разница композиторского и исполнительского подхода?
У вас очевидно больше композиторский - то есть возникает мелодия в голове, и дальше вы уже делаете аранжировку и гармонизируете её. В моей же скромной практике наоборот. Бывает звонят и просят записать соло к какой нибудь песне. Высылают фрагмент песни, я записываю поверх соло. И конечно же, в зависимости от контекста, грамонии или настроении песни - использую тот или иной лад. Если парням нравится - высылаю диайник, который становится дальнейшей заботой автора.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #139 : Декабря 14, 2016, 22:37:49 »
al_viking, Сыграть в песне соло это и есть сочинение... Его же чтобы сыграть надо сначала придумать. Для того, чтобы применять лады (записывая чужие песни) и легко в них ориентироваться, их надо для начала хорошо изучить,  вбить в слух и в аппликатуры.

Оффлайн al_viking

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 919
  • Репутация: +3093/-68
  • The shred inside my mind ))
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #140 : Декабря 14, 2016, 22:51:03 »
al_viking, Сыграть в песне соло это и есть сочинение... Его же чтобы сыграть надо сначала придумать. Для того, чтобы применять лады (записывая чужие песни) и легко в них ориентироваться, их надо для начала хорошо изучить,  вбить в слух и в аппликатуры.

Да, но соло то уже играешь поверх готовой гармонии... И укладываешь свое соло в рамки которые дал композитор. А когда в голове созревает мелодия, то уже несколько другое.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #141 : Декабря 15, 2016, 02:07:26 »
al_viking, На одну гармонию можно сделать сотню вариантов соло. От пентатонического до ладо-модуляционного. И чем разнообразнее арсенал гитариста (как технический, так и в плане мышления), тем больше появляется вариантов.



Оффлайн al_viking

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 919
  • Репутация: +3093/-68
  • The shred inside my mind ))
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #142 : Декабря 15, 2016, 09:36:17 »
al_viking, На одну гармонию можно сделать сотню вариантов соло. От пентатонического до ладо-модуляционного. И чем разнообразнее арсенал гитариста (как технический, так и в плане мышления), тем больше появляется вариантов.

Ну вы прям капитан очевидность Дмитрий Иванович  ;D Но все равно спасибо  :)

Вот этот мне понравился пример использование локрийского лада


https://www.youtube.com/watch?v=9wVMyGfrepQ

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #143 : Декабря 15, 2016, 09:50:20 »
al_viking, Ну если этот набор бессвязного хаотичного набора гамм вам нравится, то и звмечательно. )))


Оффлайн al_viking

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 919
  • Репутация: +3093/-68
  • The shred inside my mind ))
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #144 : Декабря 15, 2016, 09:54:18 »
al_viking, Ну если этот набор бессвязного хаотичного набора гамм вам нравится, то и звмечательно. )))

Мне не нравится, потому что я такую музыку не слушаю, но считаю удачным примером - как это звучит и работает на практике :)
Ваш пример я ведь тоже похвалил, хотя и не могу сказать, что он мне сильно понравился в плане музыки  :)

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #145 : Декабря 15, 2016, 11:41:54 »
Мне не нравится, потому что я такую музыку не слушаю, но считаю удачным примером - как это звучит и работает на практике :)
Ваш пример я ведь тоже похвалил, хотя и не могу сказать, что он мне сильно понравился в плане музыки  :)
По итогу получается:
Коллективными усилиями пришло понимание модальных ладов.
Научились формировать боксы аппликатуры этих ладов.
Научились писать примеры, на которых хорошо видно работу этих ладов.
Появилось несколько методик обучения пониманию и использованию модальных ладов.
И даже есть примеры удачного обучения.

Единственное так и не примеров произведений, написанных в этих ладах, про которые "можно сказать, что они понравились в плане музыки"

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #146 : Декабря 15, 2016, 12:28:07 »
Единственное так и не примеров произведений, написанных в этих ладах, про которые "можно сказать, что они понравились в плане музыки"
нравится-не нравится - это вопрос вкуса, а не теории. А примеров полно(например, у вая и сатриани, да и многих других, включая блекмора и слеша))), так что это Ваши личные проблемы.
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2016, 12:34:13 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #147 : Декабря 15, 2016, 13:30:32 »
Taps, Потому что сами по себе лады это только строительный материал, который надо оформить в виде художественного образа. А это совсем другая работа. И знания ладов (как и другие знания) не гарантирует ее успех.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #148 : Декабря 15, 2016, 13:40:49 »
eye, а можете привести примеры из Блекмора, или Слеша, или Сантаны,
Или любые из олд скул рок или олд скул джаз, написанные не дорийском или фригийском или лидйском ладах.
Или из попсы.
Только не такие как Дом восходящего солнца, лестница в небо, зеленые рукова, где используется кратковременное отклонение в дорийский из натурального, а чтобы вся пьеса или хотя бы куплет или припев были одном ладу (дорийском или фригийском).
Примеры Сатриани и Вая, Колтрейна, Маклафлина не надо приводить. Фьюджин, джаз рок, бибоп и прочие высоко-техничные и высоко-интелектуальные стили в пример ставить не надо.
Там, понятно можно найти много чего, включая бибоповую и целотонную гамму, но хитов как-то не наблюдается.

В моем репертуаре только одна пьеса, где вся мелодия в дорийском ладу

https://www.youtube.com/watch?v=IjidcRvSHwM
но и то, она как пример не годится, так как гамония там /Dm7/Dm7/G/Dm7/Bb/Am7/Dm7/Dm7/   т.е. коденция /Bb/Am7/Dm7/Dm7/ явно в  натуральном миноре.

Просто примеров хитов написанных в мажоре миноре привести можно много
Открываем детский альбом П.И.Чайковского Французская песня пример Функций TDS миноре, Неаполитанская песня  TDS в мажоре.
А на примере чего общеизвестного можно проиллюстрировать дорийский, фригийский, лидийский лады?


... и добавил:

Taps, Потому что сами по себе лады это только строительный материал, который надо оформить в виде художественного образа. А это совсем другая работа. И знания ладов (как и другие знания) не гарантирует ее успех.
Вот я и хочу примеры удачно оформленного художественного образа из данного строительного материала.
 
Вы можете привести примеры пьес в этих ладах из вашего альбома, или из вашего репертуара DM jam blues, или из того что вы играете на своих концертах в этих ладах? 
« Последнее редактирование: Декабря 15, 2016, 13:46:16 от Taps »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Ионийский, Дорийский и т.д.
« Ответ #149 : Декабря 15, 2016, 13:48:02 »
eye, а можете привести примеры из Блекмора, или Слеша, или Сантаны,
Или любые из олд скул рок или олд скул джаз, написанные не дорийском или фригийском или лидйском ладах.
Или из попсы.
Только не такие как Дом восходящего солнца, лестница в небо, зеленые рукова, где используется кратковременное отклонение в дорийский из натурального, а чтобы вся пьеса или хотя бы куплет или припев были одном ладу (дорийском или фригийском).
Примеры Сатриани и Вая, Колтрейна, Маклафлина не надо приводить. Фьюджин, джаз рок, бибоп и прочие высоко-техничные и высоко-интелектуальные стили в пример ставить не надо.
Там, понятно можно найти много чего, включая бибоповую и целотонную гамму, но хитов как-то не наблюдается.

А на примере чего общеизвестного можно проиллюстрировать дорийский, фригийский, лидийский лады?

Вы там какими-то непонятными условиями обложились - это ваше право, но я Вам скажу - ничего я Вам приводить не буду, хватит... не ленитесь, слушайте, снимайте, анализируйте, думайте и Вам откроется. На худой конец есть Википедия и целый интернет. И еще поиск по форуму, так как вопрос обсуждался уже.