Автор Тема: Как выучить лады?  (Прочитано 18627 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Как выучить лады?
« Ответ #30 : Марта 17, 2016, 16:17:06 »
Pavle, Тогда надо слушать что-то конкретное. Приведите примеры ладовой музыки. Вдруг окажется , что ТС она совсем не интресует и вопрос об изучении ладов сам отпадет )))

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7774/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как выучить лады?
« Ответ #31 : Марта 17, 2016, 16:19:54 »
Проблема  в том что, большинство ступающих на тропу "изучения ладов" не могут отличить ладовую музыку от тональной.
Что и неудивительно:
Цитировать
Модальность и тональность — два некоррелятивных принципа музыкального лада. Из этой предпосылки следует, что модальная музыка может содержать сколько угодно «тяготений», а тональная музыка сколько угодно модализмов.

Про Вая и ансамбль Александрова могу дополнить. Если взять гармонию Dm-G7-С, и сыграть на фоне этих аккордов соответственно дорийский Ре, миксолидийский Соль и ионийский До, используя их фактически как сублады, ансамбль Александрова может всё вполне устроить. Так что Вай может и выкрутиться ;D

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Как выучить лады?
« Ответ #32 : Марта 17, 2016, 16:24:50 »
Taps, не совсем понятно, хочешь ли ты сводить разговор "о ладах" к трём ладам (натуральные мажор и минор + гармоничяеский минор), или к семи диатоническим :crazy:

Я считаю, что лады должны изучаться в порядке их применяемости.

И в начале три ИМХО главных лада натуральные мажор и минор + гармонический минор.
Вы постоянно ссылаетесь на классическую школу преподавания музыки. Где в детском альбоме П.И. Чуйковского произведения в дорийском или мексолидийском ладу? А по этому альбому учатся все на всех инструментах.

А изучать диатонические лады нужно когда вы доросли до них.
Примеры того, что пора изучать:
1) Вы занимаетесь церковной музыкой и решили узнать историю церковной музыки. (Вся современная музыка это натуральный мажор минор аранжированная по канонам греческий православной церкви  и не шагу в сторону). Тогда вы будете знать что кроме греческого многоголосья, был знаменный распев а православии, и григорианские песнопения которые основывались на натуральных ладах.
2) Вы играете джаз. Для вас уже пройденый этап стандарты времен дикселендов, гершвина. Произведения золотого века джаза 30-40х годов для вас уже примитив. даже бибоп вам скучен.
Вы начинаете играть фюджен. Вам попадаются последовательности в которых вы не можете определить функции аккордов и вам приходится изучать лидийскую концепцию Дж.Рассела. Вот только тогда будет толк от 7 диатоник.
3) Вы изучаете классику и капнули до эпохи венских классиков и даже раньше барочной музыки. Вот только тогда понадобятся 7 диатоник.
4) вы перииграли весь классический рок и добрались до Сатривеев. Тут уж ни куда без 7 Диатоник.

Можно поспорить, конечно, чьи лады лучше... Но когда на электрогитарном форуме говорят "лады", всё же логично предположить, что речь идёт именно о семи диатонических.
Когда ГП стал чисто "электрогитарным форумом"? Опять принятие понятий по умолчанию.

... и добавил:

Если взять гармонию Dm-G7-С, и сыграть на фоне этих аккордов соответственно дорийский Ре, миксолидийский Соль и ионийский До, используя их фактически как сублады, ансамбль Александрова может всё вполне устроить.
Покажите как в стандартном джазе где Dm и G7 висят по две четверти, соло играется восьмыми, т.е. 4 ноты на аккорд максимум сыграть так чтобы слушатель почувствовал смену лада с дорийского на мексолидийский, а не воспринимал это как натуральный до мажор 2-5-1.
Сыграйте такой пример сами или на кого нибудь из мастеров ссылку на ютубе дайте, смена этих ладов ярко выражена.
« Последнее редактирование: Марта 17, 2016, 16:31:30 от Taps »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7774/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как выучить лады?
« Ответ #33 : Марта 17, 2016, 16:38:17 »
Когда ГП стал чисто "электрогитарным форумом"? Опять принятие понятий по умолчанию.

... и добавил:
Покажите как в стандартном джазе где Dm и G7 висят по две четверти, соло играется восьмыми, т.е. 4 ноты на аккорд максимум сыграть так чтобы слушатель почувствовал смену лада с дорийского на мексолидийский, а не воспринимал это как натуральный до мажор 2-5-1.
Чисто или не чисто, но ГП — электрогитарный форум.
Что касается последнего, так разговор и был о том, что же делать Ваю, чтобы ансамбль Александрова ничего не заметил :)

В целом, резон в твоих рассуждениях есть, конечно. Но и в моих тоже.
P.S. Предлагаю на "ты", считаю, для интернета это норма.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Как выучить лады?
« Ответ #34 : Марта 17, 2016, 17:08:42 »
Taps, _____Я считаю, что лады должны изучаться в порядке их применяемости.____

Тогда рок-музыку, надо изучать как раз с диатонических ладов, а также блюзовых "пентатоник". Именно на них построено больше половины песен, входящих в золотой фонд мировой рок-культуры. )))

П.С. Очень мало песен (не говоря уж о более сложных формах) написаны только в одном ладу. Как правило, в песне мы видим комбинацию различных ладов. Так что надо изучать параллельно как мажоро-минорные лады/гармонии, так и модальные. Только тогда ими можно будет оперировать (при анализе или композиции).

П.С. Лично у меня первой песней, выученной на гитаре, был "Дом восходящего солнца", где замес дорийского, натурального и гармонического минора. Второй песней была "Лестница в небо", где то же самое - три вида минора и именно отклонение в дорийский делает эти песни фирменными, отличными от нашего шансона/блатняка, написанными в гармоническом миноре.
« Последнее редактирование: Марта 17, 2016, 17:13:08 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Как выучить лады?
« Ответ #35 : Марта 17, 2016, 17:24:22 »
Вообще проблема не стоит выеденного яйца, чтобы изучать лады надо играть музыку основанную на этих ладах. Только почему-то кроме Фригийскго в испанской музыке да  Дорийскго  вроде  "Blue Hotel" никто не может предоставить список доступных пьес в семи ладах. Только что-бы это были именно полноценные произведения пусть и короткие, а не кусочки выдранные из контекста.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7774/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как выучить лады?
« Ответ #36 : Марта 17, 2016, 17:48:55 »
Только почему-то кроме Фригийскго в испанской музыке да  Дорийскго  вроде  "Blue Hotel" никто не может предоставить список доступных пьес в семи ладах. Только что-бы это были именно полноценные произведения пусть и короткие, а не кусочки выдранные из контекста.

Ответ в том, что:

П.С. Очень мало песен (не говоря уж о более сложных формах) написаны только в одном ладу.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Как выучить лады?
« Ответ #37 : Марта 17, 2016, 18:01:25 »
MrLf, Ученик не сможет вычленить сам где какой лад. Я это и наблюдаю  - волна за волной , одни те же вопросы "как выучить лады", "в каком ладу играет Сатриани" . В результате все сводится к описанию которое можно прочитать в любой книжке по элементарной теории музыки для муз школ, а вопрос о том как их применять остается (и останется открытым) по тому что вопрошающий попросту не слышит их в повседневности. Т.е. гоняя гаммы с разным соотношением полутонов но не слыша их в музыке чтото то там изучать бесполезно. Это как инопланетянину рассказать, что есть 7 цветов (но не показывая примера) и рассказывать теорию Итена о смешивании цвета (но без примеров)

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Как выучить лады?
« Ответ #38 : Марта 17, 2016, 20:01:44 »
Powerhand, Я как раз при изучении сам сочинял короткие пьески во всех ладах, так как (об этом уже не раз сказано), что изучать лады надо на слух. Пока изучаешь лад, таким опытным путем через сочинение легких тем, пропитываешься им. И думаю без этого опыта лады изучить (для анализа и композиции) невозможно. Это в смысле самообразования.

Что касается преподавания, то Просто рассказать о ладах ничего не дает. Поэтому преподавателю важно иметь в арсенале хотя бы несколько композиций в ладах для анализа, а также проводить специальные занятия по гармонизации мелодий в разных ладах. Лучше это делать на учебных пьесах, (которые можно специально сочинить), для того, чтобы лад/гармония проявлялись ярко и отчетливо. Понятно, что в реальной практике сложно найти песню полностью в одном ладу. Поэтому при анализе песен с переплетением ладов важно научить людей слышать отклонения и разбивать гармоническую структуру на блоки. Но все это возможно только тогда, когда человек слышит лад в чистом виде, тренируя слух на учебном материале.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7774/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как выучить лады?
« Ответ #39 : Марта 17, 2016, 20:19:25 »
Я это и наблюдаю  - волна за волной , одни те же вопросы "как выучить лады", "в каком ладу играет Сатриани" . В результате все сводится к описанию которое можно прочитать в любой книжке по элементарной теории музыки для муз школ, а вопрос о том как их применять остается (и останется открытым) по тому что вопрошающий попросту не слышит их в повседневности.
Если задаётся вопрос "в каком ладу играет Сатриани", это значит, что вопрошающий как раз таки всё слышит в этой самой повседневности. И проблема сводится не к тому, чтобы услышать, а чтобы понять, что он собственно слышит.

А вот чтобы всё понять, хорошей литературы мало или попросту нет. Я заводил здесь тему, где предлагал сочинять фразы в ладах с гармонизацией, и всеобщего воодушевления эта тема не вызвала. Проблема лежит во всеобщей безграмотности неакадемической среды. Теория музыки без нот, это как станцевать об архитектуре, вот все и танцуют как могут, намекая по ходу дела, какие они великие слухачи, а каша в голове остаётся при этом у кажого своя.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Как выучить лады?
« Ответ #40 : Марта 17, 2016, 20:48:32 »
Дмитрий Малолетов, Поскольку я не преподаватель и сужу о теме с позиции ТС то возникает закономерный вопрос: существует ли вообще методика? Я говорю именно о методике , а не о сводной таблице ладов от которой у многих оскомина. Я всегда сталкиваюсь с тем , что за методику выдают обыкновенное перечисление фактов. Ведь очевидно, что ТС сам не сочинит себе этюд в Локрийском ладу. Да и вообще, если в чистом виде мы никогда не встречаем локрийскую композицию, нужно ли сочинять специальные примеры?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7774/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как выучить лады?
« Ответ #41 : Марта 17, 2016, 21:02:21 »
Вам попадаются последовательности в которых вы не можете определить функции аккордов и вам приходится...
Есть такой момент, что такие последовательности не попадаются. Потому что функции аккордов можно приписать к чему угодно, было бы желание.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Как выучить лады?
« Ответ #42 : Марта 17, 2016, 21:03:14 »
MrLf, Общаясь с музыкантами академической среды - с училищем или консерваторией, я отметил тот факт, что  о ладах они вообще не заморачиваются. Т.е. они их знают, сдавали экзамены )) Но тот же "Дом восходящего солнца" мыслят не как дорийский минор  (Am-D), а как отклонение в одноименный мажор и просто называют (D) мажорной субдоминантой.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7774/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Как выучить лады?
« Ответ #43 : Марта 17, 2016, 21:06:53 »
MrLf, Общаясь с музыкантами академической среды - с училищем или консерваторией, я отметил тот факт, что  о ладах они вообще не заморачиваются. Т.е. они их знают, сдавали экзамены )) Но тот же "Дом восходящего солнца" мыслят не как дорийский минор  (Am-D), а как отклонение в одноименный мажор и просто называют (D) мажорной субдоминантой.
Так вот об этом и речь. Проблема не в том, что кто-то чего-то не слышит — это личные проблемы скиллов музыкальной памяти конкретного человека. Проблема в чисто теоретических трактовках, как что обосновать и т.д.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Re: Как выучить лады?
« Ответ #44 : Марта 17, 2016, 21:19:38 »
MrLf, Интересно бы сравнить анализ "Дым над водой" с точки зрения ладов и сточки зрения отклонений и модуляций. Тогда было бы видно , что рациональней -мыслить ладами или функциями.