Автор Тема: Модальная составляющая в гармонии  (Прочитано 11805 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Владимир Леонтьев

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #45 : Февраля 11, 2013, 19:27:22 »
на мой взгляд, Em тут явный неустой.
вопрос к старшим товарищам: а можно в контексте данного произведения считать Am тоникой, а Em доминантой мелодического ля-минора?

Оффлайн keifer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1584
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #46 : Февраля 11, 2013, 21:44:33 »

А кстати, если гармония бриджа C Bm G C Bm E, то чем конкретно она "намекает" на тональность a-moll?
Там, где G C - есть хоть какое-то тяготение, ну и E как-то можно вообразить доминантой к Am.

... и добавил:

на мой взгляд, Em тут явный неустой.
И для меня тоже, но где-то через раз  :)

... и добавил:

Следовательно, вопрос, что из них тоника - чисто теоретический.
А для меня в данный момент он вообще риторический. :crazy:
« Последнее редактирование: Февраля 11, 2013, 21:56:21 от keifer »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #47 : Февраля 12, 2013, 13:19:10 »
keifer,  Я бы проанализировал эту песню следующим образом...

Первая часть тоника Am натуральный минор /Im  /Vm  / 

Вторая часть, модуляция в Gdur и относительно G гармония выглядит: /IV  /III   /I      /      /
Второе предложение второй части в последнем такте берется доминанта (гармонического минора) к Am для возвращения в тонику запева.
G: /IV  /III   /I      /Am: V(dur)      /

Людей может смутить кажущийся временный тональный центр на Em в запеве. Но это только потому что в мелодии ноты трезвучия, которые создают опору... Во второй части (в проигрыше) сложность заключается в том, что при модуляции берется аккорд C (субдоминанта к G), но человеку кажется, что это параллельный мажор... И только когда берется Си минор и Соль ощущается тоника G. Потом на аккорде E в конце проигрыша - модуляция обратно в Ля....

MrLf, "Аккордовая мелодия" (или вертикальная мелодия)это термин как раз из неомодальности.... Прием при котором аккорды (три и более звука) строятся  на ступенях мелодии из состава звуков используемого лада (звукоряда). Функционально они могут быть не связаны, их объединяет только один звукоряд.
В битловской песне,  если посмотреть вертикаль гитары, ситар и баса мы видим эту "случайную" ладовую аккордику.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2013, 16:52:04 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн keifer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1584
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #48 : Февраля 12, 2013, 14:34:04 »
keifer, 

Вторая часть, модуляция в Gdur и относительно G гармония выглядит: /IV  /III   /I      /      /

И очень ловкая модуляция. Ибо аккорды куплета Am Em если хотя бы на секундочку представить, как аккорды Emoll, то будет просто параллельный мажор G  :)
вопрос к старшим товарищам: а можно в контексте данного произведения считать Am тоникой, а Em доминантой мелодического ля-минора?
Не получится там. На 1.46 проигрыш с нотой фа, так что мелодическому отбой. :)

Оффлайн Владимир Леонтьев

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #49 : Февраля 12, 2013, 16:41:23 »
Не получится там. На 1.46 проигрыш с нотой фа, так что мелодическому отбой. :)
ваша правда. в свое оправдание скажу, что я до проигрыша не добрался вчера, писал на основе анализа куплета.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #50 : Февраля 12, 2013, 17:43:30 »
Владимир Леонтьев, Дело не в проигрыше... У мелодического минора доминанта мажорная... Здесь натуральный Ля-минор... Замените функционально Em на параллельный G (в первой части) и получите стандартный гармонический минорный оборот. Просто мелодия так сыграна ритмически и звуковысотно (по трезвучию Em), что ощущается легкое отклонение в Em, как во временный устрой... 

Оффлайн keifer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1584
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #51 : Февраля 12, 2013, 19:00:15 »
Владимир Леонтьев, Дело не в проигрыше... У мелодического минора доминанта мажорная...
О! Истинно!!! :nampuapx:


... и добавил:

http://www.thegearpage.net/board/showthread.php?t=407446
Кому интересно и нет проблем с английским - тема, где американцы почти 3 года бились, выясняя тональность Sweet Home Alabama. ;D
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2013, 03:17:46 от keifer »

Оффлайн ezplayer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 852
  • учись тяжело, играй легко
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #52 : Февраля 13, 2013, 04:44:46 »
как-то снял гармонию музыки из одной старой сеговской игры:
Fmaj7|Em7|Fmaj7|Em7|Fmaj7|Em7|Dm7|Cmaj7| x2
Bbmaj7|      |Am7|      |Abmaj7|      |G7sus4|      |
Сначала думал что это Фа лидийский, а потом внимательно рассмотрел и увидел что это До мажор только смещенный относительно метра. То есть получается что смещение тонального центра в первой строчке дает модальность, а во второй строчке заимствованные аккорды из других ладов (Modal Interchange)
В какой тональности лучше рассматривать?
и можно ли функционально объяснить Bbmaj7 в До мажоре или Abmaj7 в Фа мажоре?
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2013, 07:04:49 от ezplayer »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #53 : Февраля 13, 2013, 07:13:10 »
Первая строчка имеет тяготение в Сmaj7. Но это становится понятно, только в конце предложения... А до этого в умах слушателя будет лидийский лад.  Так всегда происходит, когда пьеса начинает звучать не с тонального аккорда. Люди мысленно принимают ее за тонику, отсюда и лидийский лад в ощущениях. Сложность данного примера в том, что оборот Fmaj7 - Em повторяются 3 раза и это уже  образует некий тональный центр. Поэтому лидийский лад закрепляется в сознании. Функционально это  /IV III/... Но по ощущениям Фа лидийский - С мажор (ионийский), так как два тональных центра ощущается.

Вторая строчка гармонии напоминает джазовый каданс, где Bbmaj7 рассматривается как замена E7 (доминанта к Am), а Abmaj7 как доминанта к G, которая разрешается в основную тональность Cdur. Получается движение II - V, но через замены. В джазе такой оборот применяется часто. Но так как каждый аккорд по два такта, то это завуалированно... Не так очевидно.

Нужно конечно слушать пьесу целиком, так как голый анализ гармонии может ввести в заблуждение... Но при проигрывании такой сетки возникли именно такие ощущения.
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2013, 07:16:52 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #54 : Февраля 13, 2013, 07:58:11 »
keifer, Сначала написал что: в гармонии Sweet home Alabama гармония /D  С/ G    / явно говорит о тонике D, так как G звучит неустойчиво и стремиться в D.  Заковырка здесь в том, что первый аккорд мажорный, а "функционально" это дорийский минор. Но так как тоника мажорная она дает возможность играть и мажорные ступени. И получается такой блюзовый колорит.... Можно играть в D и минорную пентатонику (в соло) и мажорную, и добавлять другие блюзовые ступени из тональности D... А на аккорде С (на седьмой ступени) играется дорийский минор. В результате получается игра мажора (блюзового) и минора (дорийского).

Потом дослушал вещь до конца и обратил внимание, что гитарист играет соло по Соль мажору, а не по блюзовому D что логично... Еще в обсуждении в американском говорится, что в нотном сборнике один диез, что говорит о тональности G. И в коде они делают устой имеено на G. Не думаю, что коду целесообразно делать на на дорийской субдоминанте...)))) Таким образом, музыканты мыслят, что тоника G. Хотя по звучанию и ощущению тоника D блюзовая c отклонением в дорийский минор на 7-й и 4-й ступени.

http://youtu.be/C29Fs-WNIrg

Вот всем известная песня, где гармония в запеве аналогичная. E D A A и никто не говорит, что тоника A. Потому что припев четко дает понятие об этом.... Но в запеве гармония блюз рока хрестоматийная...

http://youtu.be/pAgnJDJN4VA
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2013, 08:34:25 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ezplayer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 852
  • учись тяжело, играй легко
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #55 : Февраля 13, 2013, 08:45:17 »
Цитировать
где Bbmaj7 рассматривается как замена E7

то есть заимствованная из Am фригийского, так как тритоновая замена должна быть Bb7
 Прикрепил файл

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #56 : Февраля 13, 2013, 12:06:16 »
keifer, Сначала написал что: в гармонии Sweet home Alabama гармония /D  С/ G    / явно говорит о тонике D, так как G звучит неустойчиво и стремиться в D. 

Потом дослушал вещь до конца и обратил внимание, что гитарист играет соло по Соль мажору, а не по блюзовому D что логично...
Ну как такое может быть - глаза видят "функции", а слух обратное? Кто из них прав? ))

Это пример слабой централизации и переменности. Можно принять за тонику и D и G.
В итоге тональность мы определяем по финальному аккорду, по типу "финалиса". Это несмотря на то, что там формально присутствуют  аккорды, представляющие в классике  SDT.
В классической тональности такая неопределенность невозможна при сильном сквозном центре.

О чем это все говорит?
Вот вам и модальность с неопределенной тоникой - все зависит от того, ка истолковать.

Почему стандартные аккорды потеряли свою функциональную определенность? Потому что нарушено нормативное следование аккордов и функции "сломались" - не работают должным образом. Сыграй они |С D| G | никаких вопросов о тонике не было бы, а звучание сразу превратилось бы в веселенький натуральный мажор и потеряло бы свою мрачновато вызывающую миксолидийскую краску. Ладовую краску.
Кстати, чтобы закончить в конце на соль, они делают своего рода "модуляцию" в миксолидийский G.
G|| F |C |G....

Но главный вопрос - как трактовать такие явления, которыми пронизан весь рок и которых нет в классической("образцовой") гармонии? Особенно людям, прошедшим курс образцовой гармонии по бригадному или другим нашим учебникам?
Дима, это не риторический вопрос!

Здесь некоторые несущественные реплики
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2013, 12:08:09 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #57 : Февраля 13, 2013, 12:06:25 »
Это хроматическое движение к доминанте (G). Их можно рассмотреть как функции II V в направлении к разрешению в Cdur Но Скорее всего эти аккорды выполняют временные тональные центры.

При проигрывании гармонии, кстати,  возникает  опора больше на Em, чем на   Fmaj7. получается больше фригийское наклонение. Fmaj7 рассматривается как II ступень фригийского минора....

Здесь проиграл гармонию... Очевидно, что два тональных центра Em и Сmaj7 (основной) Вторую часть можно трактовать двояко.... В демозаписи я сыграл просто, как временные тональные центры...

http://www.guitar-club.net/Sound/Garm1.mp3

... и добавил:

И как прикрепить аудио в сообщение?
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2013, 12:10:46 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #58 : Февраля 13, 2013, 12:31:16 »
как-то снял гармонию музыки из одной старой сеговской игры:
Fmaj7|Em7|Fmaj7|Em7|Fmaj7|Em7|Dm7|Cmaj7| x2
Bbmaj7|      |Am7|      |Abmaj7|      |G7sus4|      |
Сначала думал что это Фа лидийский,
В какой тональности лучше рассматривать?
и можно ли функционально объяснить Bbmaj7 в До мажоре или Abmaj7 в Фа мажоре?
ezplayer, а что здесь обсуждать, если там вступление убедительно (и гармонически и мелодически и тоническим органным пунктом) задает  тональность До мажор?
Я вообще не слышу там даже намека на лидийский лад. В Хаппи Берздэй ту Ю больше лидийскости ))
или здесь на 34 секунде
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Дальше там плагальное отклонение в параллельный минор через неаполитанскую субдоминанту bII - i, дальше возврат в С мажор через bVI - IV/V (s-D), прерванный оборот.
|Am|Ab| - однотерцовое соотношение vi-bVI
Ab - bVI из одноименного С минора.
F/G - полифункциональная доминанта, включающая в себя и субдоминанту и доминанту в одном флаконе, от того однозначно направляющая в тональность До.

... и добавил:

Кстати, сам кусочек F-Em-Dm, хотя и звучит в До мажоре (IV-iii-ii) но вполне "модален" ввиду поступенного мелодического движения и, как следствие, некоторого ощущения переменности.


Дмитрий Малолетов
Цитировать
И как прикрепить аудио в сообщение?
надо из окошка "быстрый ответ" зайти в "Предварительный просмотр" и там много опций, в частности кликнуть на "Вложения и другие параметры" и сделать вложение. Там много чего можно прикрепить.
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2013, 12:45:28 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Re: Модальная составляющая в гармонии (Rebranding)
« Ответ #59 : Февраля 13, 2013, 12:43:13 »
По поводу Sweet Home Alabama

Сергей! Вот записал два примера... В первом чистый дорийский минор... Я просто такие гармонии (Dm C  G  Dm) рассматриваю по дорийскому... Вот записал пример (тэппинг помог сыграть гармонию и мелодию). Здесь все так же как в СВит хом Алабама, только минор в тонике...

http://www.guitar-club.net/Sound/Lyn_1.mp3

А второй пример в тонике мажор... Блюзовый лад теперь получился, но фенкционально по гармонии все тоже самое... (кроме первой ступени, которая уходит в мажор). В принципе это стилизованный блюз, только вместо пятой ступени берут седьмую... Но я по привычку его осмысливаю через дорийский минор... Это просто стереотип, так как гармонии очень близки и звукоряд практически тот же... Можно на первую блюзовую ступень играть дорийский минор и не будет противоречий. Здесь сыграл на первую блюзовый лад, а на две другие ступени дорийский минор. Я когда играл эту вещь (в группе в джеме) мыслил именно так...

http://www.guitar-club.net/Sound/Lyn_2.mp3

Интересно, а тут можно аудио прикреплять? А то на сервер загружать на свой долго)))))
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2013, 12:46:08 от Дмитрий Малолетов »