Всем привет!!!
Предлагаю Вашему вниманию разбор одной гармонической прогрессии с нескольких позиций Современной Гармонии.
Причиной по которой написан этот разбор был ряд вопросов, о проблеме интеграции таких приемов как ладовое,терцовое или тритоновая замена вне контекста импровизационной музыки.
В данном примере продемонстрировано как именно их можно применить.
Ядро для гармоничекой цепочки взято у электронного музыканта Bob Moses " Like it or not " и чуть чуть модернизированно
и данный текст не имеет собой цель анализировать конкретно тот трек иначе текст был бы абсолютно иным.
Этот текст является моей оригинальной гармонией и полностью соответсвует изложенному тексту.
Точно не знаю какой именно способ сподвиг Боба на написание этой гармонии к своей песни, но я предлагаю рассмотреть изложенный текст ( который к Bob Moses уже никак не относится) в функциональном разрезе и с точки зрения нескольких приемов как ладовое и терцовое сопоставление.
https://www.youtube.com/watch?v=uIgztuTK4Y0&nohtml5=False1 Само построение начинается гармонией Em
( возьмем за точку осчета лада звук Ми )
2 Дальше идет аккорд D3/5 - предлагаю его мыслить как D bVII ступени.
3 Аккорд Сmaj7 предлагаю мыслить как T bVI ступени, несмотря на ее бифункциональную природу, наличие 7 ступени все же более роднит ее с тоникой нежели с S группой, вот если бы он был представлен как X3/5 можно было подумать и о S.
4 G9 мыслится как D на bIII ступени, так как далее идет аккорд контрастной тоники, аккорд G9 слышится мне как глубокая альтерация D к ми мажору , т.е. аккорд B7, который в свою очередь выражен ступенями +5 в басу ( G ) в среднем голосе +9 (D) и 7 (A) в мелодическом голосе.
Потом аккорд G находится на расстояние минорной терции вниз по отношению к аккорду E - получаем ТЕРЦОВОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ.
5 Далее аккорд G разрешается в E3/5, т.е. если вспомнить , то начало построения начиналось ми минором, а заканчивается мажором - получили ЛАДОВОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ .
6 Последнее на ,что обращу Ваше внимание это момент заключительной каденции в 6 такте:
аккорд D мыслится как доминанта на bVII ступени в миноре, но потом идет опять аккорд ми мажор, но перед ним стоит аккорд G#m (или энгармонически ему равный Abm ) его ты мы тоже мылим как D, но на #III которая готовит нас к звучанию мажора, а мыслим мы его доминантой в силу того, что аккорд #III в мажоре относится к аккордам D группы и он же является нижней медианой основной доминанты, аккорда B7.
Соотношение аккордов D-G#m как раз дает нам ТРИТОНОВУЮ замену с функциональной альтерацией.
Спасибо за внимание, с уважением Денис Кудряшов и GL@.