Не стал читать всё, вот мои размышления на заданную тему. Выскажусь, возможно даже и не по теме.
Я думаю ответ кроется больше в психологии любительского обучения гитаре. В чём собственно проблема? Давайте ради общей благой цели будем насильно искоренять безграмотность? Во-первых, большинство тех же видео на ютюбе снимается для широкой аудитории. Люди получают удовольствие. Ну не нужна им теория, поэтому не учат. Насчёт того, что "блогеры" не дают теорию или преподносят её в каком-то своём упрощённом формате.. Вы всерьёз считаете, что целесообразно снимать 40-минутное видео, где вместо наглядной демонстрации аккордов, вы будете разжёвывать теорию, рассказывая про лады, ступени, строение аккордов?? Кто это будет смотреть?
Канал нескучный саунд - скорее исключение. Человек уже сделал себе имя, поэтому его с упоением смотрят (это нисколько не умаляет его достоинств, дико уважаю его, человек - профессионал, искренне преданный своему делу). Но даже если почитать комментарии - примерно половина в духе "ни хрена не понял, но было круто, Саня давай ещё". Правильно, потому что Саня Зилков - "свой пацан". Люди просто смотрят умные видео и кайфуют от процесса, чувствуя сопричастность с некой группой интеллектуалов.
Даже на этом форуме типичная картина: какой-нибудь новичок задаёт вопрос, высосанный из пальца, типа как вот тут вот в этих табах обыграть вот это вот и почему. И найдётся обязательно какой-нибудь знаток, потешить своё самолюбие, и напишет целый трактат про дважды гармонический мажор незадачливому топикстартеру. Автор вопроса естественно ни хрена не понимает, но искренне кланяется, благодарит со словами "теперь всё понятно". Причём, чем сложнее и детальнее объяснение, тем выше градус благодарности. То есть, всё это "изучение теории" - некая мода что-ли, установленная тем же инетом. Типа "ну вот я Сатриани слушаю, а он там этасамая про лады там эта говорит, ну я и типа наверное должен это тему просечь, и типа буду сам весь такой же умный". В конце концов, определённая категория людей просто кайфует, когда им оказывают внимание и говорят с ним заумным языком. Это как-то повышает собственную значимость что ли.
Блин, я работаю в кавер-бенде, сколько раз встречал басистов, гитаристов, не знающих теории. И ведь их берут на работу! И платят! Потому-что и в музыке (академ и джаз наверное исключения) главным критерием успешного сотрудничества является умение общаться прежде всего, налаживать контакты с людьми, быть "своим чуваком". И если будут на работу брать только "грамотных" - работать будет некому. Да, когда спрашиваешь про тональность, и тебе басист не моргнув глазом говорит - "ну у меня первая нота до" - это полный! То есть, к примеру там доминанта первый аккорд. И из-за этого возникаю казусные ситуации на сцене. Но пока басист понимает, что реально это никак не компрометирует его, и он останется при работе, так и будет продолжаться. Если же только каким-то чудом знание теории вдруг станет определяющим фактором занятости, если изощрённая богатая клиентура будет заказывать кавер-бенд, отличающий полуменьшённый 7аккорд от уменьшённого, когда за знания поднимут зарплату... Вот тогда только он зашевелится. Но это будет не раньше, чем земля повернётся вспять, на землю снизойдёт второй Иисус и запишет кавер на Гатри Гована..
Изучить теорию можно только тогда, когда человек сам осознаёт в этом необходимость, проанализировав кучу материала на слух (всё начинается исключительно с ушей!!), обнаружив некие закономерности, некий "музыкальный алгоритм" той же гармонии в произведениях.. да что угодно. Главное, чтобы у человека было непреодолимое желание познавать, осознание того, КАК он это сможет применить и какую выгоду извлечь. В этом и проблема, почему многие игнорируют изучение теории - они не видят реальной пользы от неё, понятной наглядной, как от быстро бегающих пальцев. И всё это по выше упомянутым причинам. Так же факт - многие просто очень музыкальны, и додумываются сами собой до тех же ладов, кадансных оборотов, совершенно не понимая что это и зачем. "Вот слышу я так и всё, как это называется там, я е.."
Я много лет сам преподаю, и в последнее время избегаю умных нравоучений, по поводу изучения ступеней, ладов, и так далее, до тех пор, пока ученику реально это не надо. В прошлые годы делал грубую ошибку в преподавании, и относительно недавно пришёл к выводу: я (и многие коллеги) начинали компостировать ребятам мозги про лады и тональности не потому, что ученикам это объективно нужно. А потому что МНЕ это было нужно, точнее я посчитал, что ученик должен быть обязательно грамотным, и непременно понимать что он делает. А ученик (или тем более "клиент") он всего-лишь любитель. И ему достаточно элементарной грамоты (и то дозировано), и теории в той мере, в которой конкретно ему или ей необходимо, чтобы заиграть. Не надо навязывать любителям изучение теории. Покажите разве что на своём живом примере, что конкретно и как вам лично помогает. И то не факт, что ученик этим вдохновится. У каждого своя психология, восприятие музыки и потребности в конце концов. Музыкальна грамотность - личный выбор каждого. Хотя признаюсь, что до расцвета ютюба, среди учеников было на порядок больше людей искренне кайфующих от гитары, желающих учится. Также эти люди могли чётко сформулировать почему пришли, чего конкретно хотят. Поэтому и заумные лекции про теорию слушали с упоением и так или иначе подчёркивали для себя многое и понимали. Сейчас же, заниматься гитарой - это как раньше ходили в фитнес зал, своего рода терапия. Гитарное блогерство является неким законодателем моды на заочное обучение. Плохо ли это? Нет. Это просто вот есть, как факт, как данность.
Лично я к теории отношусь прекрасно и свободно в ней ориентируюсь в современном/эстрадном контексте. Она мне безмерно помогает в работе, где очень ценится ВРЕМЯ (снятие песен и заучивание материала, определение тональностей, предугадывание гармонических ходов, импровизация, всегда знаю где и что искать...). Но опять же, всё это для меня имеет ПРАКТИЧЕСКОЕ применение. "Теоретиков" терпеть не могу, особенно когда пытаются в современную эстрадную практику лезть с классическими правилами и законами, не имеющими в конкретном случае никакого практического применения абсолютно.