Автор Тема: Сольфеджио - это эрзац музыкального/музыкантского слуха!🎼  (Прочитано 12197 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
В результате, любой человек, занимающийся музыкой, в любом возрасте и ситуации всегда стоит перед чёртовой дилеммой: прямо сейчас упираться в развитие косвенных навыков или же конкретно приударить за инструментом.
Не в любой ситуации. Когда музыкант начинает делать самостоятельные переложения, в этот момент пробеллы по построению аккордов голосоведению сразу дадут о себе знать, и техникой эти пробелы не компенсируешь.

Другой вопрос, чему лучше больше уделить времени в юном возрасте когда все лучше усваевается, обще музыкальным дисциплинам или сделать упор на технику?
 

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
пробелы по построению аккордов голосоведению сразу дадут о себе знать
Здесь речь совсем не об этом. Строение аккордов и прочее — это знания (или даже "сведения"), а не навыки. Такие знания стоят гораздо "дешевле" навыков: открыл, прочитал, и всё. Это как страдания о запоминании нот на грифе, целых 120 позиций, с ума сойти можно (это ведь даже немного больше, чем примеров в таблице умножения), давайте срочно мнемонические методики и компьютерные тренажёры изобретать и т.д... Или: как выучить семь диатонических ладов, о боже, как же их выучить, ведь их же целых семь штук, просто голова кругом идёт...

Речь идёт о косвенно помогающих навыках, они дорогого стоят, а "вписать в расписание без ущерба", к сожалению, нельзя ничего. В сутках 24 часа, 25-го нету. Загонять себя в прокрустово ложе тайм-менеджмента конечно можно, но это чревато тем, что потом захочется выкинуть это всё целиком, вместе с инструментом, когда задолбает в доску...

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
а "вписать в расписание без ущерба", к сожалению, нельзя ничего.
К счастью можно.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Как пример, классический гитарист должен решать такие проблемы исполнительства:
1) Техника игры (чтобы ворочались пальцы).
2) Фактура (если два голоса записаны в партитуре как один, нужно это вовремя понять, и так далее).
3) Фразировка (границы построений, музыкальная форма).
4) Музыкальная эрудиция, знание контекстов, того, что "рядом" с самой музыкой (траурный марш обычно исполняется в иных обстоятельствах, нежели чем буги-вуги, а Бах — это не Ксенакис, и так далее).

Как ощутить, что после решения всех этих проблем при исполнении человеку крайне не хватает узнавания лиц ступеней, и он, видите ли, "не понимает языка музыки", и он оказывается, "попугай"? То, что это никак нельзя сделать со стороны, мы уже выяснили. Как ощутить самому?
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2018, 14:46:32 от MrLf »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
2) Фактура (если два голоса записаны в партитуре как один, нужно это вовремя понять, и так далее).
Чтобы правильно понять это и правильно исполнить нужно как минимум знать что такое двух голосное произведение и какими исполнительскими приемами отделяется один голос от другого.
Не зная этого теоретически и не поиграв до этого несколько призведений с подобной фактурой мало кто сможет отделить один голос от другого.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
Как ощутить самому?
Попробовать, наконец, потренироваться самому.
Цитировать
Как ощутить, что после решения всех этих проблем
Не после, а параллельно.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Чтобы правильно понять это и правильно исполнить нужно как минимум знать что такое двух голосное произведение и какими исполнительскими приемами отделяется один голос от другого.
Не зная этого теоретически и не поиграв до этого несколько призведений с подобной фактурой мало кто сможет отделить один голос от другого.
Всё это абсолютно верно, но эти проблемы решаются сами собой на 50-100-ом разученном произведении, которое разучивается. Ты просто начинаешь безошибочно "сечь фактуру" своего инструмента, нотацию этой фактуры. Разумеется, это всё не на на 100%, так как полифонию теоретически можно занотировать так, чтобы разобраться было очень тяжело. Но повторюсь: я не об этом.

... и добавил:

Вопрос "как ощутить самому" связан с тем, что, играя всё тот же романс Гомеса, можно испытывать кучку эмоций и удовольствия, понимать, где там мелодия, а где заполнение, где границы построений и т.д., но никак не заморачиваться на "лица ступеней". Играть хорошо и для себя самого, и для окружающих. Вопрос, требующий ответа: зачем они, эти лица ступеней?
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2018, 15:06:23 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Зачем художнику различать цвета красок - можно малевать рисовать "хорошо" для себя, для окружающих.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Зачем художнику различать цвета красок - можно малевать рисовать "хорошо" для себя, для окружающих.
Очень неудачная аналогия, тут и объяснять не надо, почему.
И кстати, самым известным дальтоником был Ван Гог.
Цель исполнения или прослушивания музыки — получить эмоции, удовольствие, а не распознать лица ступеней.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
лица ступеней - это и есть элементарные эмоции.
Очень неудачная аналогия, тут и объяснять не надо, почему.
Очень удачная аналогия, тут и объяснять не надо, почему.
Речь идет о неразличении красок, а не о подмене одних на другие при паталогии. Дальтоник по своему "слышит ступени". Да и к чему говорить о паталогии...

Цитировать
И кстати, самым известным дальтоником был Ван Гог.
чушь, начитались желтой прессы... не доказано, чьи-то домыслы )
Художники дальтоники есть, но, так как они испытывают проблемы с цветом, они переходят от живописи к графике.

(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2018, 17:12:07 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
лица ступеней - это и есть элементарные эмоции.
Отлично, эта формулировка звучит свежо, как мне кажется.

Первое, что пришло в голову: это подтверждает, что "музыка выражает только саму себя" (с). Таким образом, то, что обычно понимается под эмоциями, которые якобы несёт музыка — лишь тени культурных контекстов, формальных поводов её исполнения.

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8451
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Первое, что пришло в голову: это подтверждает, что "музыка выражает только саму себя" (с). Таким образом, то, что обычно понимается под эмоциями, которые якобы несёт музыка — лишь тени культурных контекстов, формальных поводов её исполнения.
Адам Нили вчера выпустил видео под названием "песня без слов", где развивает высказанную в другом видео мысль, что музыка ничего не значит как таковая. Здесь продолжает, что и язык ничего не значит, это только установившийся ассоциативный ряд в каком-то виде для каждого. Но поскольку общение всё-таки происходит, относительная объективность значения, красок, ступеней также существует, хотя бы и в виде социального конструкта и неписанной договорённости. Отказываетесь от языка, цветов, эмоций, ступеней? Этим сами лишаете себя инструментов общения с другими.

... и добавил:

Вопрос "как ощутить самому" связан с тем, что, играя всё тот же романс Гомеса, можно испытывать кучку эмоций и удовольствия, понимать, где там мелодия, а где заполнение, где границы построений и т.д., но никак не заморачиваться на "лица ступеней". Играть хорошо и для себя самого, и для окружающих. Вопрос, требующий ответа: зачем они, эти лица ступеней?
Научившись распознавать ступени и их роль в изложении произведения, можно менять оттенки исполнения, акцентируя или приглушая их красочную природу. Не имея этого навыка, подобное варьирование будет более хаотичным, если вообще будет.
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2018, 18:11:07 от Rolly »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Всё это абсолютно верно, но эти проблемы решаются сами собой на 50-100-ом разученном произведении, которое разучивается. Ты просто начинаешь безошибочно "сечь фактуру" своего инструмента, нотацию этой фактуры.
50-100 разученных с нулевого уровня произведений это где-то 2-3 года минимум.
Понять через три года, что все что ты играл, играл интонационно не верно это хорошая метода.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
зачем они, эти лица ступеней?
Вообще, зачем слышать мажор/минор, тонику, функции, аккорды, интервалы, интонировать и тд - главное, играть хорошо и для себя самого, и для окружающих.  Если это возможно - играть

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Адам Нили вчера выпустил видео под названием "песня без слов", где развивает высказанную в другом видео мысль, что музыка ничего не значит как таковая. Здесь продолжает, что и язык ничего не значит
Аналогии с языком — очень плохие. Если он "продолжает", то продолжает на языке, который, выходит, очень даже много значит, иначе он вообще не смог бы "продолжать" свои многомудрые рассуждения.

Вообще, все аналогии не верны, это аксиома. Потому что никакие два явления, используемые для составления любой "аналогии", никогда не идентичны полностью, и лучше всегда помнить об этом. К чёрту аналогии, короче.

... и добавил:

50-100 разученных с нулевого уровня произведений это где-то 2-3 года минимум.
Понять через три года, что все что ты играл, играл интонационно не верно это хорошая метода.
Это не "хорошая метода", а неизбежность. Добро пожаловать в реальный мир ;D Первые два-три года ты неизбежно не играл, а шкрябал пальцами по грифу.
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2018, 19:09:37 от MrLf »