Автор Тема: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.  (Прочитано 41777 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« : Октября 19, 2020, 13:56:46 »
Знатоки! Базовый вопрос по теории, можно ли простыми словами описать что являют собой эти три функции в музыке ?
Т.е. просто - что для чего с т.з. структуры музыки. Типа как камень, ножницы, бумага, или что-то в этом роде, т.е. чтобы было понятно на пальцах.
Или никаких простых аналогий тут нет ?


« Последнее редактирование: Октября 19, 2020, 14:02:00 от Overkill69 »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #1 : Октября 19, 2020, 14:30:33 »
Функциональность придает движение (данное нам в ощущениях) гармонической последовательности.
Ощущение гармонического движения основывается на ожиданиях слушателя (субъективных, воспитанных, или приобретенных через опыт) - вот звучит такой-то аккорд и его тянет в следующий.
Если ожидаемый аккорд реально наступил, то этот момент называется разрешением. Напряжение - покой.
Так вот три функции передают три состояния "движения".
Тоника  - покой, нет движения, устойчивое состояние. Подобно шахматному королю, тоника, хоть и главная "фигура", но наиболее бесполезная.
Субдоминанта - выход из равновесия, неустойчивое состояние, движение от тоники, если представить себе маятник. Противопостовление тонике, оппозиция. В некоторый момент неустойчивость должна изменить вектор и либо остановиться (переход в тонику), либо перейти в крайнюю неустойчивость - в Доминанту. Поэтому Субдоминанту иногда называют Пред-доминантой.
Доминанта - крайнее напряжение состояния, требующего разрешения в тонику. Своей направленностью указывает на тонику, утверждает ее.
Полный гармонический оборот (TSDT) можно сравнить с колебаниями маятника, которые можно развернуть в "синусоиду" - тут и до функций недалеко ))
картинка из интернета (математика, не музыка)
(нажмите чтобы показать/спрятать)
При отсутствии выраженных функций (и других требований функциональной гармонии), гармония более статична, но на первый план выступают краски аккордов, их интервальные соотношения, как бы "мелодичность" гармонии. Нефункциональную гармонию иногда называют модальной или ладовой(есть и другие названия), в ней работают не функции, а краски интервалов, ладов и соотношений аккордов, но это уже другая тема.

Таким образом, извечная диалектика сил такова:
T - покой ("Я тут начальник и Центр")
S - неустой, противопоставление тонике ("нет, это я тоника!")
D - неустой, движение к тонике ("а нет, я скажу, кто тоника!")

Борьба и единство противоположностей.
« Последнее редактирование: Октября 21, 2020, 03:33:45 от eye »

Оффлайн Craneg

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1738
  • Yamaha YZF-R1
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #2 : Октября 19, 2020, 14:33:37 »
Стоял, полез не дерево, упал где стоял :)

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #3 : Октября 19, 2020, 14:34:57 »
Функциональность придает движение (данное нам в ощущениях) гармонической последовательности.
Ощущение гармонического движения основывается на ожиданиях слушателя (субъективных, воспитанных, или приобретенных через опыт) - вот звучит такой-то аккорд и его тянет в следующий.
Если следующий аккорд реально наступил, то этот момент называется разрешением. Напряжение - покой.
Так вот три функции передают три состояния "движения".
Тоника  - покой, нет движения, устойчивое состояние
Субдоминанта - выход из равновесия, неустойчивое состояние, движение от тоники, если представить себе маятник. Противопостовлении тоники, оппозиция. В некоторый момент неустойчивость должна изменить вектор и либо остановиться (переход в тонику), либо перейти в крайнюю неустойчивость - в Доминанту. Поэтому Субдоминанту иногда называют Пред-доминантой.
Доминанта - крайнее напряжение состояния, требующего разрешения в тонику. Своей направленностью указывает на тонику, утверждает ее.
Полный гармонический оборот (TSDT) можно сравнить с колебаниями маятника, которые можно развернуть в "синусоиду" - тут и до функций недалеко ))
При отсутствии выраженных функций (и других требований функциональной гармонии), гармония более статична, но на первый план выступают краски аккордов, их интервальные соотношения, как бы "мелодичность" гармонии. Нефункциональную гармонию иногда называют модальной или ладовой(есть и другие названия), в ней работают не функции, а краски интервалов, ладов и соотношений аккордов, но это уже другая тема.

Таким образом, извечная диалектика сил такова:
T - покой ("Я тут начальник и Центр")
S - неустой, противопоставление тонике ("нет, это я тоника!")
D - неустой, движение к тонике ("а нет, я скажу, кто тоника!")

Борьба и единство противоположностей.

Круто. Как раз примерно то, что хотел понять. Большое спасибо.

Оффлайн D.K.N.Y.

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1414
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #4 : Октября 19, 2020, 16:52:14 »
I, V, IV - это все что надо знать, остальное беллетристика

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #5 : Октября 19, 2020, 17:04:44 »
I, V, IV

А это что за ребус ? Их так обозначают что-ли ?

Вот и я думаю ... вся музыка на 3х соснах, и слушателю их под разным соусом подают, а он думает - музыка  )
А чему там учат в академиях-то ? 
« Последнее редактирование: Октября 19, 2020, 17:15:13 от Overkill69 »

Оффлайн D.K.N.Y.

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1414
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #6 : Октября 19, 2020, 17:27:11 »
А это что за ребус ? Их так обозначают что-ли ?

именно  ;D

... и добавил:

А чему там учат в академиях-то ?

вот такому например

https://www.youtube.com/watch?v=wE_BSA4X55o

главное не напороться на копирайт, но шазам вроде справляется  :hitrez:
« Последнее редактирование: Октября 19, 2020, 17:29:33 от D.K.N.Y. »

Оффлайн Rock Lobster

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2449
  • Ты с собою заберешь, только добрые дела.
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #7 : Октября 19, 2020, 19:05:23 »
I, V, IV - это все что надо знать, остальное беллетристика
(нажмите чтобы показать/спрятать)

(нажмите чтобы показать/спрятать)


Стоял, полез не дерево, упал где стоял :)
(нажмите чтобы показать/спрятать)


Вот и я думаю ... вся музыка на 3х соснах, и слушателю их под разным соусом подают, а он думает - музыка  )
А чему там учат в академиях-то ? 
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Октября 19, 2020, 19:11:00 от Rock Lobster »

Оффлайн D.K.N.Y.

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1414
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #8 : Октября 19, 2020, 19:11:09 »
Тоника (I), Доминанта (V), Субдоминанта (IV), остальное ему не нужно, Лобстер

да и тебе походу лучше забыть, сам знаешь почему  :crazy:

Оффлайн Rock Lobster

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2449
  • Ты с собою заберешь, только добрые дела.
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #9 : Октября 19, 2020, 19:15:46 »
Тоника (I), Доминанта (V), Субдоминанта (IV), остальное ему не нужно, Лобстер

да и тебе походу лучше забыть, сам знаешь почему  :crazy:
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #10 : Октября 19, 2020, 21:27:12 »
При отсутствии выраженных функций (и других требований функциональной гармонии), гармония более статична, но на первый план выступают краски аккордов, их интервальные соотношения, как бы "мелодичность" гармонии. Нефункциональную гармонию иногда называют модальной или ладовой(есть и другие названия), в ней работают не функции, а краски интервалов, ладов и соотношений аккордов, но это уже другая тема.

Я вот и заметил, что можно поигрывать фразы на один аккорд, не переходя в другую функцию и можно наиграть много и интересно, а смена функции - это всегда довольно-таки крутой ход, который да, требует продолжения, разрешения ... Отсюда и вопрос возник, что именно мы хотим или можем этими функциями выразить в прикладном смысле.

Оффлайн D.K.N.Y.

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1414
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #11 : Октября 19, 2020, 22:25:54 »
классические блюзы это I-IV-V, но в большинстве случаев такая мутотень (простите мой французский)

пока за дело не берутся белые пацаны вроде Мура, СРВ, Клэптона, Бонамассы  :D

Оффлайн Overkill69 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #12 : Октября 19, 2020, 22:28:51 »
классические блюзы это I-IV-V, но в большинстве случаев такая мутотень (простите мой французский)

а почему именно блюзы ?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #13 : Октября 19, 2020, 23:37:15 »
Цитировать
I, V, IV - это все что надо знать, остальное беллетристика
D.K.N.Y., вы так безапеляционно утверждаете, будто что-то понимаете в этом.  :pozor:

В блюзах нет классических функций SDT, это модальная музыка, как и любая народная музыка.

Цитировать
I, V, IV - это все что надо знать, остальное беллетристика
А что у вас случилось с остальными аккордами ?
« Последнее редактирование: Октября 19, 2020, 23:45:07 от eye »

Оффлайн D.K.N.Y.

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1414
Re: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.
« Ответ #14 : Октября 20, 2020, 09:15:07 »
D.K.N.Y., вы так безапеляционно утверждаете, будто что-то понимаете в этом.  :pozor:

А что у вас случилось с остальными аккордами ?

они утонули©  ???

... и добавил:

а почему именно блюзы ?

у всех на слуху, масса примеров

« Последнее редактирование: Октября 20, 2020, 10:05:44 от D.K.N.Y. »