Вы путаете, точнее отождествляете работу функций в восприятии слушателя и их объективную работу в чистой теории. Объективно может работать и S T D S.
Это вы отождествляете функции и сами
аккорды, которые можно построить на основе лада. То, что вы называете "функциями" - по сути, структура лада, выраженная в аккордах и их соотношении. Именно это можно "увидеть по записи, не слушая". Если мы говорим, что тональность С, мы "автоматом" (как вам и хочется) будем знать, что на пятой ступени построится аккорд G, на шестой Am и т.д.
Но именно потому, что данная информация далеко не исчерпывающая, было введено понятие функций - то, как эти аккорды воспринимаются человеком. Ведь, казалось бы, аккорд V ступени в миноре и мажоре находится в одинаковом соотношении с тоникой, а звучит по-разному. В мажоре это выраженная доминанта, а в миноре она таковой не ощущается. Поэтому стали применять гармонический минор, но это уже другая история...
Объективно может работать и S T D S.
Замените S T D S на
ступени, или "расстояние", выраженное интервалами, и будете правы. Потому что ступени как раз объективно выражают структуру лада.
Если мы говорим "Dm C G Dm в тональности Ре", мы "автоматом" получаем i-VII-IV-i это и есть та объективная сторона. Не зная, что это тональность Ре, можно вообще считать интервалы от первого аккорда, например x X-2 X-7 x. Это тоже объективно выразит соотношение аккордов. Но не выразит того, как человек это
воспримет. Именно для этого выражения были введены функции, и не стоит их путать со структурой как таковой.
он как раз был о субъективном восприятии функционального движения.
И ответ на него продиктован практическим шаблоном - T S D T, а не четким теоретическим осмыслением функций.
Отсюда и убеждение - что есть музыка без функций, только потому что не удается уловить привычный шаблон.
Уже крупицы истины проклёвываются. Функциональное движение только в субъективном восприятии и существует. А объективно есть лишь смена аккордов и соотношения этих аккордов.
Практический шаблон T S D T оттого и образовался, что определенные последовательности аккордов отражают в восприятии человека определенные эмоциональные шаблоны ("уход от устоя, нарастание напряжения, необходимость разрешения" и т.п.)
Вопрос лишь в том, что мы анализируем:
структуру музыки или её эффект, выраженный в восприятии? Если первое, нужно оперировать "абсолютными величинами" (звукоряд, частота, ступени), а если второе - более абстрактными понятиями (функция, лад, тон).