Автор Тема: Как тотально разлохматить синусоиду гармониками? Разрыхлить, распылить?  (Прочитано 10044 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3973
  • Репутация: +655/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
VioletRays, Не знаю, будет ли совет полезным.... Поскольку по новому графику сегодня у меня суббота, то сижу и слушаю музыку. И родилась мысль:
Если предпочитаете эмпирический путь познания теоретическому, запустите foobar2000, включить нужно Визуализация->Спектрограмма.
Слушайте любимые композиции и медитируйте глядя на водопадики, возможно многое про звукообразование станет понятнее :)

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8125
  • Репутация: +2390/-17
  • Atypique
Цитировать
возможно многое про звукообразование станет понятнее

Оно станет понятнее после просмотра содержательного видео:

https://www.youtube.com/watch?v=YuojAtE8YCY
Не обязательно понимать, что он там говорит, достаточно понимать происходящее на экране ;)

Оффлайн iZEP

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 24081
  • Репутация: +12315/-217
  • .._. .__. .. __.. _.. .._
 Типа
я на специальности 0704 по основам сигналов, их...  не буду сыпать терминами и тп, уйду от формализьму
Сатурация например газированной воды :sarcastic: типа хорошо показывает что с сатурируемыми средами и объектами происходит :D

Триггер Шмитта насыщает лучше всего, но, Сэр, это же немузыкально!

Оффлайн Spero_In_Inteligo

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6089
  • Репутация: +645/-10
  • к.т.н., программист, музыкант и фотограф, паяльщеГ
Триггер Шмитта насыщает лучше всего, но, Сэр, это же немузыкально!

iZEP, первая собранная педалька был дисторшн/фуз. 2 каскада на npn(я воткнул очень гейнистые кт3102е в металле с золотыми ногами) с них брался "дисторшн", либо, сигнал шел дальше. на пару кт315г, на которых и был собран "триггер Шмидта", так утверждалось в книжке. Подключалось это все в ЗС вход усилителя от телевизора Горизонт, этакий комбик готовый. Транзисторный, но с предом на германии (гт402и). Короче звучало это довольно таки жирно и драйвово. Весь школьный период ;) Звук был оценен повторно много позже, когда в руки попала запись MC(и когда уже было с чем сравнить). Таки да - и жирно и драйвово. "Все совпадения случайны. Автор ответственности не несет"(с) ;D
« Последнее редактирование: Октября 04, 2022, 21:29:11 от Spero_In_Inteligo »

Оффлайн iZEP

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 24081
  • Репутация: +12315/-217
  • .._. .__. .. __.. _.. .._
Spero_In_Inteligo, на катэшках получился овер, его "песочные иголки" прорезались как чёткий сигнал на перекидывание триггера на 315
А подай ты не очень обертонистый сигнал прямо с гитары, триггер бы "заперделся" случайными срабатываниями; в данном случае удачный симбиоз каскадов! :crazy:

Оффлайн Spero_In_Inteligo

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6089
  • Репутация: +645/-10
  • к.т.н., программист, музыкант и фотограф, паяльщеГ
Spero_In_Inteligo, на катэшках получился овер, его "песочные иголки" прорезались как чёткий сигнал на перекидывание триггера на 315
А подай ты не очень обертонистый сигнал прямо с гитары, триггер бы "заперделся" случайными срабатываниями; в данном случае удачный симбиоз каскадов! :crazy:

Вообще, есть мысль, "когда-нибудь", собрать схемку. Начисто, по взрослому. Может даже вспомнить что-то с тех времен да и писануть, обложившись vst  :)
По дефолту там без рулей вообще. Ну т.е. даже гейна/громкости/тона нет.
Там в схеме, в коллекторе второго каскада "gain stage" был подстроечник изображен. В те времена я на слух отстраивал - "штоб колбасило". Сейчас, можно заморочиться, вникнуть что и как поинтереснее выжать из схемы. Транзисторы повыбирать, обвязку покрутить.

и к слову, овер там был так себе. А вот именно фузец, когда все 4 каскада в деле - сие да, убедительно весьма ;)

Правда 315г возможно заменить бы. Это вроде самый ширпотреб был. Насколько помню, в триггере не все завелись, вроде туда тоже подбирал экземпляры.

Оффлайн iZEP

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 24081
  • Репутация: +12315/-217
  • .._. .__. .. __.. _.. .._
 315г с самым большим(как и у Б) кпт, но Б низковольтнее, значит можно повыбирать))) Теперь бы я например первые два ВС549 а вторые 547, (интуитивно кажется)
первые поближе к микротокам, вторые как более сильноточные);(15 мА :o ), чтоб перекидывались чётче

Оффлайн Spero_In_Inteligo

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6089
  • Репутация: +645/-10
  • к.т.н., программист, музыкант и фотограф, паяльщеГ
315г с самым большим(как и у Б) кпт, но Б низковольтнее, значит можно повыбирать))) Теперь бы я например первые два ВС549 а вторые 547, (интуитивно кажется)
первые поближе к микротокам, вторые как более сильноточные);(15 мА :o ), чтоб перекидывались чётче

Плюсую! Любопытно, надо бы помакетить это дело. Да потыкать разные npn, с разным hfe. Тем более что по части добавления "ручек" (и вероятно буфера), вопрос открыт. Например, как это будет "звучать", на слабом гейне, ведь тогда не будет столь выраженных "иголок", для переключения триггера. Может поэтому, схема и без ручек, изначально :D
К слову, подобного решения, с триггером, в гитарных драйвах я не видел кроме как в той книжке ("Радиолюбители сельскому клубу", кажется).

up. уточнил по кремнию:

кт315г - "овер" (я ставил кт3102е)
кт315а - триггер Шмидта

Чет 315а - не особо в плане современных аналогов... ???
« Последнее редактирование: Октября 04, 2022, 23:34:30 от Spero_In_Inteligo »

Оффлайн iZEP

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 24081
  • Репутация: +12315/-217
  • .._. .__. .. __.. _.. .._
315а с низким коэффициентом, его чтоб быстро открыть, нужен больший ток, поэтому "токи=скорость" Я про 547 потому что у них кпт меньше, надо глянуть средней мощности, типа КТ6116

... и добавил:

ключевые биполярные лучше именно большими токами

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8125
  • Репутация: +2390/-17
  • Atypique
Содержательное видео, объясняющее процесс звукообразовавния:


https://www.youtube.com/watch?v=UcNKGagfMyg&t=333s

Не обязательно понимать, что он там говорит, достаточно понимать происходящее на экране ;)

Оффлайн Spero_In_Inteligo

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6089
  • Репутация: +645/-10
  • к.т.н., программист, музыкант и фотограф, паяльщеГ
315а с низким коэффициентом, его чтоб быстро открыть, нужен больший ток, поэтому "токи=скорость" Я про 547 потому что у них кпт меньше, надо глянуть средней мощности, типа КТ6116

... и добавил:

ключевые биполярные лучше именно большими токами

так, что такое "кпт" применительно к транзистору?

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8125
  • Репутация: +2390/-17
  • Atypique
Содержательное видео, объясняющее процесс звукообразовавния:


https://www.youtube.com/watch?v=6Qs1H2qTAWI&t=777s

Не обязательно понимать, что он там говорит, достаточно понимать происходящее на экране ;)

Оффлайн iZEP

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 24081
  • Репутация: +12315/-217
  • .._. .__. .. __.. _.. .._
хфе, hfe kоэффициент передачи тока, во сколько раз меньше надо вдуть в базу чтоб снять с коллектора нужный ток

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8125
  • Репутация: +2390/-17
  • Atypique
Содержательное видео, объясняющее процесс звукообразовавния:


https://www.youtube.com/watch?v=x6JjoWcJc3w

Не обязательно понимать, что он там говорит, достаточно понимать происходящее на экране ;)

Оффлайн Alex_SG

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3973
  • Репутация: +655/-7
  • хейтер и пессимист :crazy:
Оно станет понятнее после просмотра содержательного видео:

Не обязательно понимать, что он там говорит, достаточно понимать происходящее на экране ;)
Если закрыть глаза на то, что человек упорно (или упорото?) называет передаточную характеристику характеристикой насыщения... Ну ок.

так, что такое "кпт" применительно к транзистору?
Очевидно "коэффициент передачи тока". Биполярный транзистор прибор токовый - ток коллектора зависит от тока базы, а не напряжения затвора, как у полевого например.

Так вот, везде на видео есть анализатор спектра, все говорят про гармоники, но как то не акцентируют вопрос на том, как человек воспринимает звук.
Я не зря упомянул про фубар и водопадики спектрограмм, для анализа на предмет "что как звучит" нужно смотреть сигнал в частотной области (спектр) а не во временной (осциллограмма).
Никто не задумывался, почему самая высокая из "тактовых" частот мозга человека едва превышает 10Гц, а мы ушами воспринимаем частоты аж до 20000Гц иногда? В то время, как осциллографу, чтобы хоть как то отобразить сигнал такой частоты потребуется тактирование АЦ с частотой минимум 40000Гц. Всё достаточно просто - мы не воспринимаем и не анализируем сигнал во временной области от слова совсем. Мы слышим все частоты одновременно благодаря хитрому устройству нашего уха.
Если кто помнит - были такие вибрационные частотомеры. Набор камертончиков с электромагнитами для возбуждения колебаний. Сигнал подаётся на все магниты одновременно, каждый камертон начинает вибрировать на своей частоте и с амплитудой, пропорциональной амплитуде этой частоты в спектре поданного сигнала. Такой вот древний спектроанализатор по сути.
Наше ухо именно так и устроено: та часть его, которая называется "улитка" изнутри покрыта "волосками" разной длины, каждый из которых воспринимает свой кусочек частотной области. Чем больше таких волосков, тем уже спектральные полоски, на которые разбит слышимый субъектом частотный диапазон и тем "музыкальнее" его слух - он может точнее определять ноты.
Основная мысль такая - мы не слышим осциллограмму, мы слышим одновременно весь спектр. Нам не нужно накапливать сигнал в буфер для его анализа.
Я, помнится, говорил Geezer, что неплохо бы выкладывать не картинки разлохмаченного синуса, а спектры, или хотя бы содержимое сигнала в *.csv формате, но оказалось для этого нужно с челобитной в личку обращаться. ну штош... :)

Остальным предлагаю начать пользоваться анализатором спектра, хотя бы тем жалким БПФ, которое нам даёт обычный осциллограф в звуковом диапазоне. А то тут я пока применение этого прибора (который отображает картинку сигнала именно в том виде, в котором его воспринимает наш мозг) видел только у редко здесь появляющегося Валентина Гаврилова
В аттаче исследование на данную тему более, чем вековой древности.