Автор Тема: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?  (Прочитано 19366 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Особенно те, кто кому друзья показыаали аккорды, типа, лесинки и звездочки)))  сами названия говорят за себя.
Аппликатуры важны, но они не должны быть "мышлением"! Конечно, лично с моей точки зрения. :) А такие названия говорят лишь о том, что "мышление"  дворовое, имеющее потенциал только для "попугайниченства".  Другими словами аппликатуры имеют особенную ценность именно тогда, когда гитарист их может построить сам ... быстро и не принужденно,  в зависимости от ситуации  и задачи, поставленной перед ним. А здесь только нотное мышление поможет! Оно изначально...Уж не говоря о том, что "звёздочка и "лесенка" вполне могут быть одним и тем же аккордом!  :)

Оффлайн eaterstars

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 119
  • Репутация: +10/-0
  • one shot - one missed
Хорошо знать ноты на грифе я бы сказал - это основное..тут уже что угодно строить можно

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Аппликатурное мышление подразумевает графическое понимание расположения ступеней лада. Это не просто графики и точки на грифе -это ступени относительно выбранного тонального центра в той или иной позиции. Какая там нота, к примеру, на b5 ступени в тональности ре бемоль минор сразу и не скажешь. А палец сам мгновенно найдет место этой ступени. Если же мыслить нотами, то любая модуляция будет кошмаром. )))
Кстати, изучая Холдсворда в свое время заметил, что у человека отчетливо аппликатурный склад гитарного ума. И сам он об хтом говорил неоднократно. Думаю и других аналогично. Запоминаются в процессе занятий аппликатуры, с пониманием ступеней ладов, все это вбивается в руки до автоматизма.
Кстати и Джо Пасс в одном из своих видео никак ноты входящие в аккорд не мог назвать долго думая))) все это говорит о том, что мыслит он аппликатурно.

Оффлайн Psixodelik Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Репутация: +202/-2
Аппликатурное мышление подразумевает графическое понимание расположения ступеней лада. Это не просто графики и точки на грифе -это ступени относительно выбранного тонального центра в той или иной позиции. Какая там нота, к примеру, на b5 ступени в тональности ре бемоль минор сразу и не скажешь. А палец сам мгновенно найдет место этой ступени. Если же мыслить нотами, то любая модуляция будет кошмаром. )))
Кстати, изучая Холдсворда в свое время заметил, что у человека отчетливо аппликатурный склад гитарного ума. И сам он об хтом говорил неоднократно. Думаю и других аналогично. Запоминаются в процессе занятий аппликатуры, с пониманием ступеней ладов, все это вбивается в руки до автоматизма.
Кстати и Джо Пасс в одном из своих видео никак ноты входящие в аккорд не мог назвать долго думая))) все это говорит о том, что мыслит он аппликатурно.

То есть все они строили свои мелодии исходя из ступеней лада? И не особо заморачивались по тому поводу, какая это конкретная нота? А не будет ли в таком подходе подводных камней?

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Цитировать
То есть все они строили свои мелодии исходя из ступеней лада? И не особо заморачивались по тому поводу, какая это конкретная нота? А не будет ли в таком подходе подводных камней?
А что тебе даст понятие какая это конкретная нота без лада? Ну вот это нота до, а это нота си, ииии что? В разных ладах эти ноты могут выполнять совершенно разные функции, поэтому даже мысля нотами и находясь в пределах лада всё равно по сути мыслишь ступенями лада.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7835/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
А не будет ли в таком подходе подводных камней?
Будет, при попытке записать музыку нотами.
Начиная с того, что тональности "ре бемоль минор" (восемь бемолей при ключе) на практике не существует.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Аппликатурное мышление подразумевает графическое понимание расположения ступеней лада.
Вот именно, а "расположение ступеней лада" подразумевает наличие фундаментального понятия о ладе
и звуках входящих в него, которые графически принято записывать нотами. :)

Это не просто графики и точки на грифе...
А вот здесь как раз, как мне кажется,  и скрывается основная проблема, так как многими это воспринимается
именно "как просто графики и точки на грифе" и не более того. Они так заучивают,  так играют и так мыслят.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Это на бумаге ре бемоль минор не существует (записывать сложно). Лучше сказать она не распространена. А как раз на практике, к примеру у вокалиста, поющего песню в ре минор, подсело горло и мы на концерте мгновенно,  без особых усилий понижаем тональность легким перемещением позиции.  Тоже самое  неоднократно делали и в ля миноре, аккомпанируя в ля минор бемоле. Тоже веселенькая тональность))) 
Один раз мне пришлось целый сет отыграть на полтона ниже, так как вся группа пересроила гитары как это делал SRV или Скотт Хендерсон. 
А многие так вообще в песнях имеют каподастер и играют, по сути,  в разных тональностях, зажимая одни и те же аккорды. И мало кто задумывается какие там ноты.
Классики учат произведения по нотам, возможно для них ноты имеют более важное значение.

Пс: точки на грифе и графики пассажей с опытом запоминаются на слух как ступени ладов. Вырабатываются стереотипы. В свое время я даже диктанты по сольфеджио писал переводя ноты в аппликатуры на грифе. Так как мне легче петь ноты на грифе, чем на нотном стане. И многих гитаристов так насколько я специально изучал этот вопрос в свое время.

Оффлайн R.G.

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1299
  • Репутация: +103/-2
  • Guitar Player
    • Rock Guitar School with Paul Gilbert
Есть такая группа Five Finger Death Punch, мне она не особо нравится, то недавно пришлось ее послушать.
К слову, таких групп щас очень много, многие играют в разных дропах, наивно думать, что все там абсолютники.
На обычном строе при подборе получаются дикие тональности для гитары, а посмотришь их видео, они там зажимают стандартные аккордные формы и никто не парится.
Не совсем понятно, как они перестраиваются и внутренне ориентируются в музыке, на слух или апликатурами.
К моему другу в гости пришел один человек, который любитель всяких коров и подобной музыки, у друга 7 струнка, там он и ее начал дропать, так как не понимает, как можно играть на стандартном для 7 струнок строе.
Еще вопрос, к примеру, многие группы раньше играли в Ми, но с возрастом голос у певцов садился и тренд на тяжелове звучание и вживую они уже играют в других строях, насколько это вообще комфортно перестраиватся в рамках одного концерта, ведь закрытыми глазами просто на слух целый концерт не будешь играть, а когда знаешь, к примеру, что в пятой позиции А минорный бокс и примерно представляешь уже его звучание, а по факту там уже звучат другие ноты :)

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Если речь здесь вообще о процессе осваивания аппликатурных форм и моделей, то нельзя начинать с конца,  то есть
сразу с "аппликатурного мышления" какого- нибудь опытного гитариста, который нарисовал точки на грифе для
"лучшей усвояемости" непонятно чего. Лучше начать сначала, с нотного осмысления.  Разные инструменты, разные
аппликатуры,  разные строи, даже та же самая " семиструнная"..... В основе всегда будет и должно лежать нотное мышление. " Важнее" оно или нет, судить не берусь. Вопрос автора темы в этом смысле не корректен,  а точнее
провоцирующий.  :)

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
В основе всегда будет и должно лежать нотное мышление.
В основе,если по-простому-"магнитофонные способности".Слышишь в голове("включаешь магнитофон")-находишь на инструменте.Ноты -всего лишь график на бумаге. Если в голове научишься слышать-тогда и глядя на бумагу будет в голове музыка звучать.Так должно быть,имхо. ???

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
В основе,если по-простому-"магнитофонные способности".
Ну Вы, наверное, немного не о том. О слухе предполагаю? Он к сожалению не у всех развит.
Нужно петь ноты и пропевать интервалы. :)

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
В свое время разговаривал с Кузьминым на эту тему. Как то он мне сказал, что мыслит скрипичными аппликатурами на гитаре. Так как скрипка у него первый инструмент. Говорили на эту тему. Как я понял скрипачи тоже мыслят аппликатурно.

Если мыслить нотно, то все равно при игре придется ноты упаковывать в аппликатуры. И имея хорошее нотное мышление без знания аппликатур ничего не сыграешь. Придется долго искать ноты на грифе. Поэтому при переходе с инструмента на инструмент мыслят аппликатурами уже другого строя. Если же переводить все в ноты, то голова опухнет. имхо.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Нельзя решить данную тебе математическую задачу лишь по ответам задач других. :)
« Последнее редактирование: Августа 02, 2016, 00:51:22 от Алиса84 »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Алиса84,  я не вижу тут никаких математических задач. Просто общаегшься  с музыкантами  по той или иной теме и.на этой основе, а также своем понимании, сопоставляя их опыт и свой личный, делаешь выводы (для себя). Если кто то делает другие выводы (исключительно на своем опыте) это его право. Главное, чтобы эти выводы давали практический результат.