Автор Тема: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?  (Прочитано 19320 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Guitar Maestro

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 37
  • Репутация: +8/-0
  • GuitarMaestro.ru
    • GuitarMaestro.ru
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #45 : Сентября 27, 2016, 12:50:20 »
Да щазз. Любой скоростной запил можно заранее сочинить, с нотами наперевес :)

Ну по-моему имелась ввиду конкретно импровизация.

Эту тему можно долго развивать и всё равно в конце приходить к одному и тому-же результату.
Это-же разные типы мышления.

Если например кто-либо импровизирует в мажоре/миноре по "шаблонам", он берёт первую ноту на пятой или шестой струне (есть те, которые начинают с первой или второй, это неважно), и от неё играет по готовому шаблону. Если знает принцип параллельных тональностей, то может в два раза больше шаблонов использовать, импровизируя по всему грифу. + Шаблоны пентатоники или модусы, получается отличная импровизация.

Тому кто знает ноты, достаточно знать тональность. Он просто сразу "видит" ноты на грифе, знает знаки при ключе для каждой тональности, т.е. знает, какие ноты зажимать можно, а какие нельзя. Для тех кто очень хорошо знает ноты и тональности, скорость в принципе тоже не важна, просто многие гитаристы знают тональности с наименьшим кол-вом диезов/бемолей, или недостаточно хорошо видят ноты на грифе, поэтому-то, при скоростной игре или при игре в малознакомой тональности переходят к аппликатурам.

Я знаю людей, которые вообще играют на слух, без нот и шаблонов, просто "предугадывают" ноты, импровизируя просто мастерски. Это феноменальное чутьё, которым обладают не все, и которое нарабатывается годами.




Оффлайн ded_Akhmed

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 978
  • Репутация: +1541/-123
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #46 : Сентября 27, 2016, 14:13:41 »
У Холдсворта часто слышаться просто позиционные фразы, которые конечно можно подогнать под к-л теоретическое обоснование, но...Под фразами я сейчас имею ввиду именно набор звуков, безотносительно ритмики, артикуляции-динамики и пр.
И думаешь про себя  - вот если бы сейчас он сыграл не ми а ми-бемоль (к примеру) то смысла во фразе бы не поменялось.



... и добавил:

Да щазз. Любой скоростной запил можно заранее сочинить, с нотами наперевес :)
Запил можно и не сочинять, в том-то и дело. Для запилов и нужны аппликатуры :)
А вот красивую мелодию написать - это другое дело.
« Последнее редактирование: Сентября 27, 2016, 14:15:50 от ded_Akhmed »

Оффлайн Guitar Maestro

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 37
  • Репутация: +8/-0
  • GuitarMaestro.ru
    • GuitarMaestro.ru
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #47 : Сентября 27, 2016, 17:01:35 »
 Greg Howe
Не перестаю удивляться его импровизациям. И по моему он нот не знает ни фига   ;)


https://www.youtube.com/watch?v=Fz7UjZ8eaKY

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #48 : Сентября 27, 2016, 17:06:03 »
Greg Howe
И по моему он нот не знает ни фига   ;)
Что означает это "знать/не знать ноты"?

Оффлайн Guitar Maestro

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 37
  • Репутация: +8/-0
  • GuitarMaestro.ru
    • GuitarMaestro.ru
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #49 : Сентября 27, 2016, 17:27:49 »
На грифе имел ввиду. Ну может и знает расположения, но импровизирует на слух. Хотя могу и ошибаться)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #50 : Сентября 27, 2016, 17:49:46 »
1. На грифе названия нот знают все "профи". Включая Пола МакКартни )) Надо быть каким-то дебилом, чтобы в процессе занятий постепенно не выучить названия звуков на своем инструменте. Хотя бы строй гитары и аккорды Грег как-то выучил? ))
2. "Знать" ноты - умение читать и записывать ноты, поэтому они говорят "не знаю нот". Имеется ввиду, что "не готов придти в студию и записать партию глянув в ноты" или "не записываю на ноты свои партии".
3. Нотами при импровизации на гитаре не мыслит никто (имеется ввиду мысленное проговаривание или думание вперед название каждого играемого звука),  включая пары известных абсолютников. Впрочем, про за Эрика Джонсона не ручаюсь.
Хотя абсолютник способен повторить сразу в точности за кем-то любую фразу без "подбора". То есть сначала услышал нотами - повторил. Но это "не мышление нотами при импровизации".

Абсолютник Мальмстин в каком-то интервью говорит, что иногда в процессе импровизации в голове  возникает какая-нибудь известная мелодия, типа, Хава Нагила и он может начать ее играть (не играл раньше или не играл в этой тональности), но это "вызов", так как в случае ошибки, всем будет понятно, что облажался.

А мышление нотами (а так же ступенями) присутствует, как некая теоретическая компонента, обслуживающая интеллектуальную составляющую игры и импровизации.
Поэтому глупо противопостовлять "аппликатурное (визуальное) и нотное мышление". Все равно что спрашивать - лучше ходить на правой ноге или левой?
« Последнее редактирование: Сентября 27, 2016, 19:07:57 от eye »

Оффлайн Guitar Maestro

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 37
  • Репутация: +8/-0
  • GuitarMaestro.ru
    • GuitarMaestro.ru
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #51 : Сентября 27, 2016, 22:24:04 »
3. Нотами при импровизации на гитаре не мыслит никто (имеется ввиду мысленное проговаривание или думание вперед название каждого играемого звука)

Ну понятно, что никто не проговаривает ноты при импровизации. Импровизировать по нотам, по моему - это знать где находишься (тональность или модальность), и "визуализировать" игру по мере необходимости. Некоторым удобнее "видеть" гриф при импровизации.
« Последнее редактирование: Сентября 28, 2016, 00:30:36 от Guitar Maestro »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #52 : Сентября 28, 2016, 01:29:45 »
Импровизировать по нотам, по моему - это знать где находишься (тональность или модальность), и "визуализировать" игру по мере необходимости. Некоторым удобнее "видеть" гриф при импровизации.
А что мешает одновременно знать тональность и лады и "видеть" гриф? Это что, взаимоисключающие вещи? По-моему они дополняют друг друга.
Такие работяги, как Грег Хоу не упустят никакого шанса увеличить свой скил, поэтому они учат и теорию ладов и гармонию - теорию, где без нот не обойтись и продвигают свой технический и "языковый" словарь.

Иначе, как писать статью про альтериованные лады, если не знаешь?
 http://archive.ec/5BHmU

И как играть по гармонии Giant Steps? На одном слухе там не вылезешь.
https://www.youtube.com/watch?v=ZETXqzz2x6Q&feature=player_detailpage#t=75

Ну, и наконец,  в древней своей видео "школе" он, показывая ходы, называет ноты, а не лад/струна .

https://www.youtube.com/watch?v=xBQvLRhF2yw

Цитировать
Ну может и знает расположения, но импровизирует на слух.
А как еще можно импровизировать - на глаз, что ли?
Даже играя по нотам нужно использовать слух, иначе пока глядишь в ноты не заметишь, что играешь по соседям.

Оффлайн Guitar Maestro

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 37
  • Репутация: +8/-0
  • GuitarMaestro.ru
    • GuitarMaestro.ru
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #53 : Сентября 28, 2016, 09:05:55 »
А как еще можно импровизировать - на глаз, что ли?

Может показаться странным, но именно это я и имел ввиду. "Видеть" гриф это именно видеть, даже при скоростной игре, позицию со всеми нотами. Ну неважно, проехали, может я не так выразился. Знать тональность и видеть лады вещи конечно НЕ взаимоисключающие, а разве об этом шла речь?  ???

... и добавил:

А статьи интересные, спасибо. Не знал что у Грэга есть такое)
« Последнее редактирование: Сентября 28, 2016, 09:15:20 от Guitar Maestro »

Оффлайн ded_Akhmed

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 978
  • Репутация: +1541/-123
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #54 : Сентября 28, 2016, 10:38:30 »
Сейчас прочитал интервью с Лейном, вот его цитата оттуда:
"...Есть лишь определенное количество движений, которым можно научить, о которых я говорю в своем учебном видео. Некоторые математические движения по координатам, которые можно использовать как готовые подсознательные, может быть даже рефлексивные движения. Это помогает заниматься.

Поэтому когда у тебя в голове готовы базовые рефлексы к тому, чтобы сыграть группы из двух, трех, четырех, пяти нот и так далее, когда мы можешь математически их сочетать, сыграть долями 8 нот и т.д. И нужно чтобы эта штука работала когда ты двигаешься вниз по грифу, вверх, меняешь количество нот на струне, тогда ты можешь сыграть почти любую фразу, которую требуется. Ты можешь услышать ее в голове и исполнить, потому что у тебя уже есть база из рефлексов-движений."
В общем-то комментировать даже не нужно. Апликатурное и нотное мышление гармонично сочетаются друг с другом

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #55 : Сентября 28, 2016, 23:53:04 »
Под нотным мышлением подразумевается не знание названий нот на грифе гитары, а именно мышление через ноты записанные на нотном стане. Если человек знает ноты на грифе это все равно аппликатурное мышление, просто лад/струна закрепляется в сознании  с конкретной нотой, а чаще со ступенью лада. Но при этом мышление все равно графическое. Ноты в голове отражаются через графики на грифе гитары, а не как нота на нотоносце (как у пианистов). И в этом суть аппликатурного мышления. Доказательством такого мышления может быть элементарная модуляция на полтона, которая аппликатурно делается элементарной сменой позиции на один лад. Если бы гитаристы мыслили нотами, то они бы при такой такой модуляции расплавили мозг.

Я знаю двух людей, кто мыслит реально нотами. Оба работают в оркестре Финберга и играют с листа 30 лет по 5-6 часов в день. Сергей Антишин, например, открывает аккордовое соло Джо Пасса и играет с листа (в чуть медленном темпе чем оригинал). Еслои закрыть ноты, то он уже ничего не сыграет! Он не помнит аппликатур и т.д. Он может сыграть это только видя ноты на нотном стане.
Если он приходит на студию на запись, то не учит партию, запоминая аппликатуры, а просто записывает партию на ноты и тут же играет с листа сходу. То есть в его голове именно нотное мышление, которое он переносит на гриф. А не графики на грифе переносит на ноты.

Все другие гитаристы (кого я знаю), кто не работает в оркестрах (нет многолетней практики игры по нотам), имеют аппликатурное мышление. Даже играя по нотам они эти ноты переводят в аппликатуры; Поэтому и читка с листа у них слабая. Нет практики и нотное мышление не вырабатывается. Мыслят в основном: 1) лад/струна (точка или график на грифе) - 2) ступень лада - 3) нота в тональности.

Классики тоже могут мыслить нотно, особенно кто с детства учился на гитаре в ДМШ и учился от нот к грифу и выработал стереотип.

Элементарная проверка покажет, что если мы возьмем среднего гитариста и попросим сыграть м. терцию в ми-бемоль миноре (записанной на нотном стане), то они ее будут искать может секунду, а то и две.... Но  пальцем на грифе они ее ткнут мгновенно, так как м. 3 в любой тональности в аппликатуре находится в одном месте. Причем они даже не всегда смогут правильно назвать сходу что там под пальцем за нота!

Кстати, слышал, что в Беркли нотному мышлению уделяют огромное значение. Так как оно очень помогает музыканту в работе. И выводит музыканта на другой уровень коммуникации с другими такими же грамотными людьми.
Но на практике рок-групп,  эстрады, раннего джаза, блюза и рок-н-ролла нотным мышлением не обладает практически никто. Все играют "гармониями" в тональностях на заученных аппликатурах (стандартных, всем известных), и импровизируют по "графикам", плотно вбитым в пальцы, начиная с пентатонических боксов, вплодь до искусственных ладов Холдсворда....

Понятно, что тема дискуссионая, но мой анализ темы показывает примерно такой взгляд.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7814/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #56 : Сентября 29, 2016, 11:50:50 »
Если известно, что "Во поле берёза стояла", будучи начатой от Ля или от Ми, будет полностью белоклавишной, то её нет проблем сыграть от любой из этих нот в любой октаве, благо там движение в основном секундовое. Если начать от Си, будет шаг в сторону диезов (появляется один диез при ключе), тоже нет проблем, ну и т.д. Причём в процессе игры можно принимать решение о смене струны чисто спонтанно, т.е. очень быстро, ни о каких аппликатурных шаблонах не думать вообще, зажимать ноты хоть локтем, образно говоря. Как мне кажется, это мышление чисто нотное, и это значит, что такое мышление запросто может быть очень продуктивным. Другой вопрос, что даже в этом случае предслышания грифа может и не быть, можно сделать всё чисто "умозрительно" :crazy: а слух будет только констатировать факт ошибок (если они будут) ретроспективно, т.е. когда уже "поздно боржоми пить".

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #57 : Сентября 29, 2016, 12:03:45 »
Другой вопрос, что даже в этом случае предслышания грифа может и не быть, можно сделать всё чисто "умозрительно" :crazy: а слух будет только констатировать факт ошибок (если они будут) ретроспективно, т.е. когда уже "поздно боржоми пить".
Предслышание нужного тона-должно таки работать!Слух должен быть активным,вести,а не только анализ пост-фактум(попал-не попал,хорошо звучит-трещит).

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #58 : Сентября 29, 2016, 12:56:21 »
... а именно мышление через ноты записанные на нотном стане.
А почему они должны быть записаны на нотном стане? Вопрос ведь о мышлении, а не о чтении.
То есть, допустим, я придумываю мелодию (или вспоминаю) и слышу сразу названия звуков мелодии и, соответственно, перевожу их на гриф.

Мне кажется вопрос восходит к теме о двух типах мышления - словами и образами.
http://azps.ru/handbook/o/obra358.html
« Последнее редактирование: Сентября 29, 2016, 13:38:03 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • Репутация: +1353/-53
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #59 : Сентября 29, 2016, 14:36:29 »
А почему они должны быть записаны на нотном стане? Вопрос ведь о мышлении, а не о чтении.
То есть, допустим, я придумываю мелодию (или вспоминаю) и слышу сразу названия звуков мелодии и, соответственно, перевожу их на гриф.

Для того, чтобы слышав мелодию  переводить ее на гриф надо иметь какие-то первоначальные навыки. Ноты мелодии должны как-то представляться. Эти ассоциации вырабатываются в первые годы обучения.  Кто как начал учиться, (или учится сейчас), тот так и будет мыслить.

Помню, что в детстве на пианино учительница открывала нотную книгу (которая у меня до сих пор имеется, несмотря на многие переезды) и показывая ноту на бумаге брала мой пальчик и втыкала его в клавишу, пропевая ноту. Учительницу я звал "тетя До" и занятия музыкой в такой форме я ненавидел! ))) Через год, ученики уже играют простенькие пьески. И обучение идет от нотного текста к звуку.
Так вырабатывается нотное мышление, когда звук ассоциируется в уме в нотном виде. Сольфеджио, которое идет тоже от нот (в ДМШ) добавляет и развивает это мышление. Человек слышит мелодию и четко ассоциирует ее с нотами. И играет по нотам, которые у него в голове.

Гитаристы, как правило, начинают учиться играть на гитаре изучая "звездочки" и "лесинки" - то есть они просто запоминают графики аккордов и их названия, типа, Ля-минор, До-мажор. Потом, осваивая инструмент дальше,  также изучаются пентатонические боксы и т.д. Все запоминается графически. Нотный текст нужен только для того, чтобы найти нужные точки на грифе. Когда они найдены, ноты уже закрываются за не надобностью, так как гитарист запомнил их расположение графически и играет опираясь на график.
Поэтому, слушая мелодию, или сочинив ее в голове, гитарист может ее сразу сыграть, так как эмпирически он освоил ступени ладов через аппликатуры. (Выработав аппликатурное сольфеджио и предслышание грифа)
Кстати, ноты для лютни до сих пор по традиции пишут в виде таблатур. А таблатура это аппликатура и есть.
« Последнее редактирование: Сентября 29, 2016, 14:39:04 от Дмитрий Малолетов »