Автор Тема: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?  (Прочитано 19321 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #60 : Сентября 30, 2016, 00:04:10 »
Помню, что в детстве на пианино учительница открывала нотную книгу (которая у меня до сих пор имеется, несмотря на многие переезды) и показывая ноту на бумаге брала мой пальчик и втыкала его в клавишу, пропевая ноту. Учительницу я звал "тетя До" и занятия музыкой в такой форме я ненавидел! ))) Через год, ученики уже играют простенькие пьески. И обучение идет от нотного текста к звуку.
Это беда нашего официального муз.образования.Очень хорошо это раскрыл Григорий Шатковский в книге "Развитие музыкального слуха".
(нажмите чтобы показать/спрятать)
   
 ......"Современных музыкантов учат в основном воспроизведению готового нотного текста.В то время,как языка-то у них ещё нет.Ведь они в устной форме,образно говоря,не могут связать даже двух нот:не умеют ни строить,ни тем более-развивать музыкальный материал.Словом-не умеют самого главного-"говорить" на языке музыкальном."
   ..."Это то же самое,как если бы вплоть до десятого класса изучать иностранный язык и тем не менее,будучи не в состоянии изъясняться устно в самых элементарных формах(так учили),пытаться читать,писать,да еще копаться в грамматических премудростях.Парадоксальная картина:говорить не умеют,но читают и пишут,даже-анализируют!"
 .."нарушается закон естественной последовательности в процессе психического развития.Все нормальные дети сначала учатся говорить,а потом писать.Не бывает же так,чтобы как только появился ребенок на белый свет,сразу же его за уши и к тексту-читай!"
  " А между тем  именно так и происходит в музыкальных школах.Малыша чуть ли не с порога подводят к нотному тексту:"читай"! С первого класса детей сажают за парты и под диктовку преподавателя :"пиши"! И кто скажет,кто подсчитает,сколько же было из-за этого потрачено сил и времени,сколько унижений и невыносимых мук,выпавших на долю ни в чем не повинных детей,которым навсегда отбили охоту заниматься музыкой?"

... и добавил:

Поэтому, слушая мелодию, или сочинив ее в голове, гитарист может ее сразу сыграть, так как эмпирически он освоил ступени ладов через аппликатуры. (Выработав аппликатурное сольфеджио и предслышание грифа)
Дмитрий в том -то и дело,что у многих вырабатываются двигательные рефлексы игры "на глаз",по точкам,в то время как "предслышание грифа" остаётся за гранью внимания.Слух работает пост-фактум,играя роль цензора,а не "паровоза". ???
« Последнее редактирование: Сентября 30, 2016, 00:10:24 от pioneer »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7815/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #61 : Сентября 30, 2016, 08:27:39 »
нарушается закон естественной последовательности в процессе психического развития.Все нормальные дети сначала учатся говорить,а потом писать
Т.е. нужно вначале научиться сочинять музыку, а потом уже её записывать?

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #62 : Сентября 30, 2016, 12:31:14 »
Т.е. нужно вначале научиться сочинять музыку, а потом уже её записывать?
Сначала нужно научиться-слушать и слышать!

Оффлайн ded_Akhmed

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 978
  • Репутация: +1541/-123
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #63 : Сентября 30, 2016, 12:59:40 »
Сначала нужно научиться-слушать и слышать!
Сольфеджио для этого дела вполне подходит.
Ты слышишь мелодию - можешь ее пропеть - можешь записать - сыграть на инструменте -  что в этом не так, я не могу понять?
(Это к вопросу о плохом образовании)

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7815/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #64 : Сентября 30, 2016, 13:04:33 »
Сначала нужно научиться-слушать и слышать!
Вот для этого с нот и начинают.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #65 : Сентября 30, 2016, 13:53:26 »
Вот для этого с нот и начинают.
Для этого начинают с определения на слух ступеней и пения песенок.

Ноты (если имеется ввиду графика, нотный текст) начинаются позже. Сначала ребенок учится слушать и воспризводить.

И, таки - да, в идеальном случае сначала сочинять (не в композиторском понимании, конечно, а небольшие "примитивные" мелодии).
Поет относительным слухом, потом ноты называет абсолютным.

Потом ребенок начинает петь по нотам. И только потом записывать, так как только к этому моменту появляется способность писать. Гораздо позже, чем слышать и петь. И даже петь по нотам.
По-крайней мере у моей дочки в таком порядке происходило.

И обучение идет от нотного текста к звуку.
Это как-то неправильно. Должно быть от звука (слушание, определение ступени и высоты, воспроизведение голосом)  к нотному тексту.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7815/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #66 : Сентября 30, 2016, 14:08:40 »
Для этого начинают с определения на слух ступеней и пения песенок.

Ноты (если имеется ввиду графика, нотный текст) начинаются позже. Сначала ребенок учится слушать и воспризводить.

И, таки - да, в идеальном случае сначала сочинять (не в композиторском понимании, конечно, а небольшие "примитивные" мелодии).
Поет относительным слухом, потом ноты называет абсолютным.

Потом ребенок начинает петь по нотам. И только потом записывать, так как только к этому моменту появляется способность писать. Гораздо позже, чем слышать и петь. И даже петь по нотам.
По-крайней мере у моей дочки в таком порядке происходило.
А игра на инструменте как начинается? Именно на инструменте.

Оффлайн lonestar special

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1037
  • Репутация: +122/-5
  • Великий Новгород
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #67 : Сентября 30, 2016, 14:24:54 »
Параметра три:
1) Где нота записывается на нотном стане.
2) Где она берется на инструменте.
3) Как она звучит.
Причем абсолютно без разницы, с какого пункта начинать.
Далее гаммы, причем ,упаси Бог!!!, без поддиктовки нот!!!
Мышление только ступенями.
Потом лады и слушание(слышание) ступеней в тональности в привязке
к аккордовой последовательности, сочинение несложных мелодических
линий. Очень хорошо помогает игра прогрессий. При данных занятиях
вырабатывается и аппликатурное, и мелодическое мышление(ступенями).
А "вкусность" исполнения зависит уже от общемузыкального развития.   

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #68 : Сентября 30, 2016, 14:37:56 »
Цитировать
А игра на инструменте как начинается? Именно на инструменте.
На инструменте позже и по нотам.
С инструментом не очень хорошо все. Я считаю, что с фортепиано нам не повезло с педагогами. Да, игра по нотам, постановка, овладевание приемами, штрихами. Слух их вообще мало интересует.
Постоянно "гляди в ноты!". А чего ей на них глядеть, если она сразу их прочитала, услышала и запомнила? Совершенно не развивается творческая состовляющая. В общем с фортепиано после окончания первого класса мы пока завязали...
Продолжаем по скрипке, потому что ей самой нравится. Там ей задают сочинить учебную мелодию, записать громадными нотами и нарисовать иллюстрацию. Играются совсем простые мелодиии, много. Но там тоже очень много возни с постановкой, движениями, звуком, расслаблением. 
Кстати, всегда и везде у нее  любимый предмет - сольфеджио. Но хороший слух на этом уровне не обеспечивает хорошую игру. Нужно много ж-по часов и дисциплина, что ребенку дается нелегко.

Кстати, из книги "Путеводитель по оркестру и его задворкам".  Зисман Владимир

(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Сентября 30, 2016, 14:51:33 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7815/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #69 : Сентября 30, 2016, 15:12:19 »
На инструменте позже и по нотам.
Это и означает, что подошёл к инструменту — извольте ноты. Сразу же.
А всё остальное — либо до этого (детская игра в сольфеджио, развивалки-обучалки  и т.п.), либо параллельно этому (собственно сольфеджио, и опять-таки сразу с нотами).

Насчёт сочинения с первых шагов на инструменте — это вопрос. Если вы композитор, и хотите так обучать — может быть, это интересно. Но только на практике что-то вменяемое сочиняют единицы. Пытаться научить сочинять музыку кого-то, самому не будучи композитором (не сочиняльщиком, а композитором), это стрёмно...

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #70 : Сентября 30, 2016, 15:22:36 »
Это и означает, что подошёл к инструменту — извольте ноты. Сразу же.
А всё остальное — либо до этого (детская игра в сольфеджио, развивалки-обучалки  и т.п.), либо параллельно этому (собственно сольфеджио, и опять-таки сразу с нотами).
Что такое "детская игра в сольфеджио"?

Цитировать
Насчёт сочинения с первых шагов на инструменте — это вопрос.
Нет, имелось ввиду сочинение (импрвизация, напев) не на инструменте - голосом.

Цитировать
Если вы композитор, и хотите так обучать — может быть, это интересно. Но только на практике что-то вменяемое сочиняют единицы. Пытаться научить сочинять музыку кого-то, самому не будучи композитором (не сочиняльщиком, а композитором), это стрёмно...
Да при чем здесь композитор, "стремно".  Речь о мышлении звуками.
Это как утверждать, что стремно учить  ребенка говорить, помогать  излагать мысли, если ты не писатель.

... и добавил:

Цитировать
Это и означает, что подошёл к инструменту — извольте ноты. Сразу же.
Поэтому так мало творческих людей среди толпы обучаемых музыке по классическим канонам.
Все дети приходят творцами - уходят в лучшем случае ремесленниками, способными считывать знаки.
А творческие музыканты (в современных жанрах) часто самоучки и "нот не знают", либо знают их по стольку-поскольку.

... и добавил:

Цитировать
Пытаться научить сочинять музыку кого-то, самому не будучи композитором (не сочиняльщиком, а композитором), это стрёмно...
Стремно вообще пытаться научить сочинять музыку кого-то.

И еще вопрос - что такое "сочиняльщик"? Где грань? Может быть композитор не сочиняльщиком? Или, наоборот, сочиняльщиком?
« Последнее редактирование: Сентября 30, 2016, 15:41:09 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7815/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #71 : Сентября 30, 2016, 16:33:48 »
Что такое "детская игра в сольфеджио"?
Методики для самых маленьких, я имел в виду :)

... и добавил:

Все дети приходят творцами - уходят в лучшем случае ремесленниками, способными считывать знаки.
Сомнительно, что "все дети приходят творцами". Творца в ремесленника, думаю, просто так превратить очень трудно. Творцов на свете единицы, в принципе.

... и добавил:

И еще вопрос - что такое "сочиняльщик"? Где грань? Может быть композитор не сочиняльщиком? Или, наоборот, сочиняльщиком?
Я думаю, к этому вопросу можно подойти достаточно формально: есть композиторские факультеты, и есть люди, способные их закончить, а также сочинять музыку на заказ, т.е. работать композитором и т.д и т.п.

... и добавил:

Нет, имелось ввиду сочинение (импрвизация, напев) не на инструменте - голосом.
Да при чем здесь композитор, "стремно".  Речь о мышлении звуками.
Это как утверждать, что стремно учить  ребенка говорить, помогать  излагать мысли, если ты не писатель.
Аналогия с обучением "излагать мысли" слишком далёкая.
Упражнения в сочинении напевов голосом, без нот... С большим трудом себе это представляю. Как контролировать такие упражнения, я не знаю методики. Просто мычать что-то бесформенное — вряд ли это даст результат.
« Последнее редактирование: Сентября 30, 2016, 16:48:43 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #72 : Сентября 30, 2016, 17:05:43 »
Методики для самых маленьких, я имел в виду :)

 Если ребенок 4-5 лет определяет безошибочно звуки, ступени, интервалы, трезвучия, тональности, функции аккордов, поет с листа, импровизирует мелодии и поет их нотами в правильной тональности и тд. Только вот ноты не пишет... Все это до игры на инструменте. Это игра в сольфеджио?


Цитировать
Творца в ремеслинника, думаю, просто так превратить очень трудно. Творцов на свете единицы, в принципе.
Ну, вы к словам цепляетесь. Тогда творец вообще только один есть - Господь Бог.
Я имел ввиду некие творческие способности. На входе ДМШ ребенок с горящими глазами практически "может все", на выходе - потухший взгляд и "дайте ноты".


Цитировать
Я думаю, к этому вопросу можно подойти достаточно формально: есть композиторские факультеты, и есть люди, способные их закончить, а также сочинять музыку на заказ, т.е. работать композитором и т.п.
Вот как раз полно людей закончивших композиторские факультеты, но не способных ничего, кроме собачатины сочинить. А те, которые сочиняют, делали это прекрасно и до композиторских факультетов. Факультеты только отшлифовали их способность, расширили возможности, кругозор, дали инструменты.
Сочинять музыку на заказ могут и без факультетов.
Так Пол МакКартни сочиняльщик или композитор?
Да ладно, что там сэр Пол. А Марк Нопфлер? Ну, и далее по списку вплоть до менее успешных и известных.

А вообще очень эффективный метод. У нас страна лечильщиков, рисовальщиков, считальщиков, измерильщиков, забивальщиков, игральщиков в гитарку, и тд, не смотря на то что дипломы есть.

(нажмите чтобы показать/спрятать)

А композиторы - они все либо на западе (там даже без знания нот и корочки можно быть композитором), либо в прошлом.
« Последнее редактирование: Сентября 30, 2016, 17:09:19 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7815/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #73 : Сентября 30, 2016, 17:28:39 »
Если ребенок 4-5 лет определяет безошибочно звуки, ступени, интервалы, трезвучия, тональности, функции аккордов, поет с листа, импровизирует мелодии и поет их нотами в правильной тональности и тд. Только вот ноты не пишет... Все это до игры на инструменте. Это игра в сольфеджио?
Я не вкладываю уничижительного оттенка в слово "игра" в данном случае.
Но, кстати, "поёт с листа", да ещё и "импровизирует мелодии и поёт их нотами" в заданной тональности — это уже совсем не игра, это уже абсолютно по-взрослому. И с нотами.

На входе ДМШ ребенок с горящими глазами практически "может все", на выходе - потухший взгляд и "дайте ноты".
Это дикое преувеличение, такого пафоса не разделяю :hmmm:

Так Пол МакКартни сочиняльщик или композитор?
Да ладно, что там сэр Пол. А Марк Нопфлер? Ну, и далее по списку вплоть до менее успешных и известных.
Я рокеров за композиторов не признаю :hmmm:
Это просто неподходящее слово, в данном случае. Лучше сказать "талантливый автор музыки", упомянув при этом и жанр обязательно. Если нужно расхвалить.

"Цой — композитор"... Бредово звучит, по-моему.
« Последнее редактирование: Сентября 30, 2016, 17:31:04 от MrLf »

Оффлайн R.G.

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1299
  • Репутация: +103/-2
  • Guitar Player
    • Rock Guitar School with Paul Gilbert
Re: Что важнее: аппликатурное или нотное мышление?
« Ответ #74 : Сентября 30, 2016, 17:38:31 »
Для вас творчество Цоя и МакКартни равнозначно? :crazy:

Для меня вся русская музыка закончилась со сметрью Стравинского, последнего из наших композиторов, на мой взгляд, все остальное больно слушать, причем в любых жанрах.

На счет музыкального образования, куча известных музыкантов и гитаристов говорило в интервью, что заканчивая различные музыкальные институты там, они всего лишь начинали лучше разбираться в музыке и понимать ее, но творческое вдохновение и креатив у них был еще до поступления туда.

Один из примеров это басист RHCP, раньше все играл на слух, не разбирайсь в музыкальной грамоте, сейчас разбирается, так как пошел учиться, стало ли лучше музыка RHCP от этого?
На мой взгляд - нет.
« Последнее редактирование: Сентября 30, 2016, 17:40:26 от R.G. »