Под нотным мышлением подразумевается не знание названий нот на грифе гитары, а именно мышление через ноты записанные на нотном стане. Если человек знает ноты на грифе это все равно аппликатурное мышление, просто лад/струна закрепляется в сознании с конкретной нотой, а чаще со ступенью лада. Но при этом мышление все равно графическое. Ноты в голове отражаются через графики на грифе гитары, а не как нота на нотоносце (как у пианистов). И в этом суть аппликатурного мышления. Доказательством такого мышления может быть элементарная модуляция на полтона, которая аппликатурно делается элементарной сменой позиции на один лад. Если бы гитаристы мыслили нотами, то они бы при такой такой модуляции расплавили мозг.
Я знаю двух людей, кто мыслит реально нотами. Оба работают в оркестре Финберга и играют с листа 30 лет по 5-6 часов в день. Сергей Антишин, например, открывает аккордовое соло Джо Пасса и играет с листа (в чуть медленном темпе чем оригинал). Еслои закрыть ноты, то он уже ничего не сыграет! Он не помнит аппликатур и т.д. Он может сыграть это только видя ноты на нотном стане.
Если он приходит на студию на запись, то не учит партию, запоминая аппликатуры, а просто записывает партию на ноты и тут же играет с листа сходу. То есть в его голове именно нотное мышление, которое он переносит на гриф. А не графики на грифе переносит на ноты.
Все другие гитаристы (кого я знаю), кто не работает в оркестрах (нет многолетней практики игры по нотам), имеют аппликатурное мышление. Даже играя по нотам они эти ноты переводят в аппликатуры; Поэтому и читка с листа у них слабая. Нет практики и нотное мышление не вырабатывается. Мыслят в основном: 1) лад/струна (точка или график на грифе) - 2) ступень лада - 3) нота в тональности.
Классики тоже могут мыслить нотно, особенно кто с детства учился на гитаре в ДМШ и учился от нот к грифу и выработал стереотип.
Элементарная проверка покажет, что если мы возьмем среднего гитариста и попросим сыграть м. терцию в ми-бемоль миноре (записанной на нотном стане), то они ее будут искать может секунду, а то и две.... Но пальцем на грифе они ее ткнут мгновенно, так как м. 3 в любой тональности в аппликатуре находится в одном месте. Причем они даже не всегда смогут правильно назвать сходу что там под пальцем за нота!
Кстати, слышал, что в Беркли нотному мышлению уделяют огромное значение. Так как оно очень помогает музыканту в работе. И выводит музыканта на другой уровень коммуникации с другими такими же грамотными людьми.
Но на практике рок-групп, эстрады, раннего джаза, блюза и рок-н-ролла нотным мышлением не обладает практически никто. Все играют "гармониями" в тональностях на заученных аппликатурах (стандартных, всем известных), и импровизируют по "графикам", плотно вбитым в пальцы, начиная с пентатонических боксов, вплодь до искусственных ладов Холдсворда....
Понятно, что тема дискуссионая, но мой анализ темы показывает примерно такой взгляд.