______Получается что при изучении ладов надо на первое место поставить понимание в чем отличается модальность от модализма.____
Думаю самое главное понять, что лад в одноголосном виде (или в кварто-квинтовых отношениях) и на терцовых гаромниях приобретают
разные качества. Гармонические связи в одноголосье / полифонии и на терцовых гармониях работают по-разному. Это ключевой момент. Так ионийский лад на терцовых аккордах превращается в мажор. И дорийский лад превращается в "дорийский минор" (обратите внимание на слово "минор". Это уже не дорийский лад в чистом виде. Это своеобразный вид минора).
Кстати, Римский Корсаков позиционировал этот лад (в рамках мажоро-минорной системы) как "минор с 4-й ступенью мелодического минора". То есть "дорийский минор" (как мы его называем) рассматривается как альтерированный минор. Если слово "дорийский лад", который может трактоваться двояко, опустить и придумать этому минору новое название, то тогда все баталии по этой теме можно будет закрыть)))).
"Дорийский минор" это минор, который подчиняется функциональностью (со своими характерными свойствами), как и натуральный и гармонический минор. Понятно, что тональные связи у всех ладов (натурального, гармонического или альтерированного) разные. Гармонический минор самый "тональный". Это понятно, натуральный уже не так тонален и зачастую (в некоторых комбинациях) он может уводить слух в другую тонику. Альтерированные миноры еще более далеки от тонального восприятия. Тем не менее,
связи и функции в этих минорах присутствуют (кроме локрийского, где тоника совпадает с уменьшенным трезвучием, поэтому данный лад нельзя гармонизировать на терцовых аккордах. Он может использоваться только модально.)
И год-два назад, когда были споры между модальностью и тональностью именно поэтому я вступил в дискуссию, так как для меня дорийский минор, как и другие лады всегда были тональны. А модальностью называли совсем другие подходы - где нет функций в гаромнии, а есть только тоника, пусть даже на очень короткий отрезок.
Почему в импровизации используют на аккорды лады? Ответ прост. В импровизации есть два глобальных способа - тональный и ладовый. При тональном на гармонию играются лады относительно тоники. При ладовом, грубо говоря, каждый аккорд рассматривается отдельно, как тоника (или аккорд рассматривается как ступень другой тоники).
Вот тут есть пример разных подходов:
http://dmitrymaloletov.ru/blues0.htmlВторая часть статьи еще более наглядна в данном контексте.
http://dmitrymaloletov.ru/ame7.html